Еще раз о Луне-25. Аналогия

Виктор Федотов
       

        В середине 80-х наша бригада ПВО в очередной раз находилась на государственном полигоне «Эмба» для проведения боевых пусков ракет по воздушным целям. Мы были хорошо укомплектованы офицерским составом. Уровень подготовки и боевой слаженности дивизионов тоже был на высоте. Получили твердую четверку и уже готовились к отъезду домой.

        Как-то поздно вечером вызывает меня в свою палатку наш комбриг и ставит задачу: срочно выехать к месту дислокации соседней бригады и осмотреть поврежденную при перегрузке боевую ракету на предмет возможности ее ремонта в полевых условиях. При этом цель и маршрут поездки держать в секрете.

        Прихватил пару своих офицеров (я тогда командовал технической батареей) и в сопровождении неизвестного нам полковника выехали из лагеря. В дороге познакомились и узнали подробности.

        Полковник оказался командиром той самой бригады, где разбили ракету. Их часть была кадрированный, то есть укомплектованной, в основном офицерами. Уровень их квалификации и инженерной подготовки - крайне слабый. Личный состав, прикомандированный на период выполнения боевых пусков, вообще не обучен. Потому и уронили ракету. А это - серьезное ЧП с расследованием прокуратурой и возбуждением уголовного дела. Докладывать страшно. Чинить некому. Да и не положено. В таких случаях изделие отправляют на завод. Вот потому и обратился их командир за помощью к своему однокашнику по военной академии - нашему комбригу.

        Приехали, посмотрели. Зрелище печальное. Корпус ракеты сломан пополам, электронная начинка висит на проводах. Зеленый от переживаний полковник просил нас только об одном: сделать так, чтобы ракета хотя бы стартовала и ушла с пусковой. А потом пусть падает. Поди разберись почему она не захватила цель и не управлялась в полете. Дело шито-крыто.

        Ничего мы не гарантировали, но за дело взялись. Инженеры у меня были от бога. Трое суток не выходили из палатки. Начинку из разбитой ракеты перенесли в корпус учебно-весового изделия. Собрали, как могли настроили. Во время боевых пусков злополучная ракета не только ушла с пусковой установки, и управлялась. Апофеоз истории был когда она под восторженные крики командования подорвалась в районе воздушной цели и сбила осколками радиоуправляемую мишень. Их комбриг плакал. Он был спасен.

        Все это вспомнилось мне когда читал о запуске и безвременной кончине Луны-25. Навязчиво напрашивались аналогии.

        Какие тайны унесла гибель аппарата?
        И где сейчас инженеры от бога?


        PS Спасший своего друга от тюрьмы, командир нашей бригады подполковник Арарат Хачикович Амбарян закончил свою военную карьеру генерал-майором в должности командующего войсками ПВО Вооруженных сил Армении. Закончил до обидного рано. Отказало сердце. Помним.