10 потерянных колен Израиля

Людмила Хаустова
(Из цикла «Дачные истории»)
«Всякое царство, разделившееся в самом себе, не устоит».
(Мф 12:25)

- Александр Иванович, разъясните нам эту таинственную историю с 10 потерянными коленами Израиля.
- История уходит корнями в далёкое, ветхозаветное прошлое. Вскоре после смерти царя Соломона, который объединил Израильское царство и обеспечил благоденствие населения, уже при сыне его Ровоаме произошло  разделение   на два царства: Иудею на юге и Израиль на севере.
-  Соломон, помнится,  был  сыном Давида и Вирсавии. Сын греха, но Господь ему благоволил. Впрочем, как и его отцу - Давиду, который  злокозненно увёл жену у  беззащитного Урии.
-  За этот грех Давид был немало наказан Всевышним.    Что до Соломона, то Господь благоволил ему, потому что он, как сказано в Ветхом Завете, просил себе не долгой жизни, богатства и  душ врагов своих, но «разума, чтобы уметь судить, и различать, где добро, а где зло».  (3Цар.3:11). Соломон прославлен в книгах и в легендах своей мудростью. Он почитается автором библейских книг Экклезиаста, Песни песней, Притчей и псалмов. При нем в Иерусалиме возвели Храм, получивший в истории название Первого храма, в Святая святых которого был установлен, наконец, Ковчег завета. (См. «Аксумский обелиск и Ковчег завета»).
-  Напомните, когда это было?
- Х век до н.э.  Примерно в 960-930 годах до н. э. Точно датировать невозможно за давностью времен…
    Так вот. После разделения древнего царства,  к южному Иудейскому царству со столицей в Иерусалиме, где правили потомки Давида,  отошли  только два колена -Иуды и Вениамина.
      А в  Северное Израильское царство вошли  остальные девять колен -Завулон, Иссахар, Ашер, Неффалим, Дан, Манассия, Ефрем, Рувим и Гад.  Ещё одно колено Левия, выполнявшее роль священнослужителей, своего земельного удела не имело. Оно было рассеяно среди других колен и  жило за счёт положенной им десятины и пожертвований.
- Но все двенадцать колен являются потомками сыновей Иакова?
- Да. Это третий библейский патриарх,  после Авраама и Исаака. Иаков, или Яков, был сыном  Исаака и Ревекки, родившимся после 20 лет бесплодного брака. За чечевичную похлебку Иаков получил от брата-близнеца Исава право первородства. А потом лукавством благоволившей к нему матери Ревекки добился благословения на первородство и сделался родоначальником еврейского народа.
- Обманщиком был их родоначальник.
- Всю жизнь  потом он расплачивался за этот обман. И его самого обманывали. Время такое было. Любой грех надо соразмерять со временем и обычаями. Может поэтому Господь прощал и прощает грешных и плутоватых своих детей.
   Как  вы помните из книги «Бытия», после того, как  Иаков отработал за любезную его сердцу Рахиль семь лет, свекор подсунул ему старшую дочь Лию. И пришлось Иакову работать за Рахиль ещё семь лет.
- А когда Иаков превратился в Израиля?
- При возвращении его с многочисленным семейством домой, в пустыне ночью «Некто боролся с ним до зари». Это событие - одно из самых таинственных мест в Библии.  И хотя Ангел боролся с Иаковом так, что повредил ему бедро, но в конце схватки Он  дал ему божье благословение и сказал, что «отныне имя тебе будет Израиль». Кстати, как ветхозаветный патриарх Израиль почитается во всех  религиях: иудаизме, христианстве и исламе, где он именуется Исраилом.
        Сразу после разделения, между Северным Израильским и Южным Иудейским царствами неизбежно  начались  столкновения и войны, которые привели к ослаблению обоих. Надо сказать, что Господь через своих пророков всегда  говорил об опасности нарушения законов и  гибельности всякого разделения. Пророк Михей предсказывал, что «Иерусалим сделается грудой развалин», а жители его будут рассеяны по лицу земли.
    Так и случилось. В 732-722 годах до н.э.  ассирийский царь Саргон II без труда одолел Северное Израильское царство и увёл большую часть населения в плен. Евреев расселили небольшими группами по всей ассирийской империи, которая в ту пору занимала огромное пространство от Средиземного моря до Персидского залива. Так произошла первая еврейская диаспора.
- Значит,  колена Иуды и Вениамина, составляющие Южное Иудейское царство, не пострадали и остались на родине.
- Только первой диаспорой эта трагическая история не ограничилась.   После падения Ассирии  на её месте возникло огромное Вавилонское царство, которое заняло все побережье Средиземного моря и простиралось вплоть до египетских границ. В мае 603 года до н. э. вавилонский царь Навуходоносор подступил к Иудее. Стараясь избежать осады и разрушения Иерусалима, иудейский царь Иоаким  решил платить дань Вавилону. Через некоторое время, пока Навуходоносор  был занят войнами в Египте, Иудея перестала платить Вавилону дань. В ответ вавилонское войско в декабре 599 года до н. э. вступило на иудейскую землю и целый год  грабило и опустошало её. А в январе 597 года до н. э. Навуходоносор захватил Иерусалим. Царя Иоакима, пытавшегося задобрить его богатыми дарами, Навуходоносор убил, а на престол посадил его сына Иехонию. После чего  увел в вавилонский плен  3023 знатных иудеев.  В  ответ на попытки противоборства Иехонии и
антивавилонские восстания,  Навуходоносор  в 586 году до н. э.,  снова захватил Иерусалим, а затем и разрушил город. При этом он безжалостно  разграбил и разрушил храм Соломона.
- Тот самый  Первый храм?
- Да. Самого Иехонию с семьей, 7000 его воинов и 1000 ремесленников Навуходоносор  отправил в вавилонский плен.  Этим насильственное переселение иудеев не ограничилось, и продолжалось следующие  16 лет. На Иудею была наложена дань, и она стала вавилонской  провинцией.
-  Вероятно,  на территории Вавилона  новые переселенцы могли встретить потомков первых, израильских переселенцев из ассирийского плена? В такой трагичной ситуации у братских народов должно возникать стремление к единению.
- Как ни странно, но этого не произошло. Никаких сведений об уведенных в ассирийский плен израильтянах  не осталось. Нет ни  упоминаний, ни преданий  о каком-либо  их истреблении или гибели от эпидемий. Да и быстрая ассимиляция евреев, упорно сохраняющих свою веру и культуру, тоже невозможна. Тогда-то и возник вопрос об исчезновении  десяти коленах израилевых.  Некоторые исследователи высказывают предположение, что израильтяне, видимо,  просто покинули Ассирию. Это могло произойти во второй половине VIII века до н.э., когда   полчища  воинственных  скифов из причерноморских степей   вторглись в Ассирию. Круша всё на своем пути, скифы вихрем промчались до самой столицы – Ниневии. А затем они проследовали дальше, до Египта, где фараону удалось  откупиться от грозного племени.   
   Израильтяне, мечтавшие об освобождении от ассирийского плена, вполне могли сговориться и уйти вместе со скифами, которые рассказывали им о необъятных просторах, годных для скотоводства и земледелия. Чем в ту пору израильтяне в основном и занимались.
- Но почему же в ассирийских  источниках нет ни малейшего упоминания об этом?
- Не до того было ассирийцам, им  надо было залечивать раны и восстанавливаться после разрушительного набега скифов. Да и
зачем писать о побеге какого-то порабощенного племени. Зато в Библии можно найти такое пророчество: «Вот я приведу их из страны северной и соберу их от краев земли..." (Иеремия 31:7). Значит, пророк знал, что израильтяне не погибли, а ушли куда-то на север, на край земли.    Можно предположить, что тогда  шатры израильтян появились на просторах причерноморских степей.
- Однако, после завоевания Вавилонии  персидским царём Киром II Великим часть иудеев вернулась на родину, и они даже построили  Второй храм.
-  Одни вернулись, другие  остались,  смешавшись с местным населением. А были и такие, что переселялись  в соседние и даже дальние страны. Одни уходили в степи по-над северным побережьем  Черного моря, а другие устремлялись вдоль его южных границ, достигая Кавказа и даже Индии.
   Интересна рукописная запись в одном документе, хранящемся в каирской синагоге. В ней говорится, что в VII веке группа евреев, спасаясь от преследований, бежала   из Персии. Преодолев Кавказские горы,   они  достигли Причерноморья и там встретили людей, говорящих на наречии, схожем с их родным. К тому же, местные, как и они, соблюдали обряд обрезания и почитали субботу. Может потому и случилось  появление иудейской веры в Великой Хазарии… Известно, что верховный владыка Хазарского каганата принял иудаизм. Правда, эта религия была распространена лишь  при  царском  дворе и  среди аристократии.
- Мало было двух диаспор бедным евреям. Остается ещё вспомнить о покорении Иудейского царства  римскими войсками в 63 году до н. э., о разрушении  Второго храма и самого города Иерусалима.  Иудея превратилась в римскую провинцию, и даже имя её уничтожили, переименовав покоренные земли в Сирию Палестинскую. В ту пору иудеи снова  разбрелись по свету. Вскоре, после распятия Иисуса Христа, многие из них, в том числе апостолы Петр и Павел, добрались до Рима, и принесли с собой веру Христову, откуда она и распространилась по всему миру.
    Кстати, странное дело, но долгое время этих иудеев, или евреев, как их стали называть позднее, повсюду гнали и презирали. Родился  неистребимый и поныне антисемитизм. Помню, моя неграмотная бабушка избила меня, когда я, советская школьница, в стремлении выказать свои примитивные, непродуманные знания, сказала ей, что Иисус Христос был евреем. Тогда у меня ещё не было никакого понимания о двуединстве и триединстве Христа. Сознания того, что Божественная сущность Христа – вненациональна. Из Библии я просто узнала, что Иисус был рожден в Иудее и от иудейки. Вот и сказала это бабушке. Надо уточнить, что  чувства антисемитизма  в ней не было, мы дружно жили, соседствуя с евреями, татарами, со всеми. Тогда как-то и вопрос о национальности не возникал.  Но  бабушке казалось зазорным, постыдным причислить Господа нашего Иисуса Христа к  какому-то …племени, приравнять к нашей соседке Иудифи  Аароновне. То-есть подспудно, подсознательно  моя неграмотная, но глубоко верующая бабушка чувствовала, сознавала вненациональную, наднациональную  сущность Христа. За это она и  била меня, приговаривая «Я тебе дам – яврей», а я кричала: «И Богородица была еврейкой, и все апостолы». Вечером мама с бабушкой долго шептались, а на другой день бабушка ходила потерянная, смятенная духом, и старалась на меня не глядеть. Однако, вернемся к истории.
- Долгая цепь роковых событий    привела к появлению  еврейской диаспоры в разных  частях мира.   Среди них есть   небольшие группы, которые  претендуют на своё происхождение от тех самых десяти потерянных колен израилевых.  Это сравнительно небольшие  племена в Индии, Пакистане, Африке. В  Эфиопии  еврейская община называется Фалаши, т.е. «пришельцы».
- Ну, эфиопские евреи могли задержаться в Египте со времен Иосифа и Моисея.
- А есть ещё персидские и бухарские, грузинские евреи. Интересно, откуда они произошли.
- Современная наука ДНК-генеалогия  может теперь установить принадлежность людей к той или иной группе предков. Как рассказывает профессор Клёсов, основная гаплогруппа евреев J1  уходит корнями на Ближний Восток и датируется 15 тысячелетием. Но есть и другие, более  поздние корни, относящиеся к Месопотамии, индийским ариям,  к Малой Азии, Балканам, Италии. Впрочем, доподлинно разобраться во всем пока  очень сложно.