Мой Гурьев

Вячеслав Вишенин
                Сейчас, когда я уже почти 20 лет живу в России, мне трудно говорить о том, скучаю ли я по своей малой родине и тянет ли меня к земле предков? За это время многое изменилось. Изменился город, в котором я родился. Изменилась республика, в которой я жил. Изменился я сам. За это время произошло чудовищное количество событий, которые изменили мое отношение ко всему происходящему и, в общем-то, поменяли мое мировоззрение. Я даже не берусь обозначать какие-то хронологические даты, потому что не в них дело, а в том, что мир стал другим, и, соответственно, изменилось всё в нем. Но все-таки, юношеские воспоминания  о моем городе, городе моего детства, навсегда останутся в моей памяти. И там он будет таким, каким я его знал, любил и чтил.
 
                Я родился в год 50-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Причем, родился в октябре. В то время роль Коммунистической Партии в Союзе была настолько велика, что абсолютно все мероприятия  проходили под ее эгидой. Патриотическое воспитание было поставлено на широкую ногу. Поэтому у родителей не было иного выхода, как назвать меня Славой. В том смысле, что Слава Октябрю!
 
                Город Гурьев, в котором произошло это знаменательное событие, на тот момент представлял из себя убогий провинциальный городок. Там почти не было зелени, летом солнце жарило под 40 градусов, частенько на город налетали пыльные бури, которые пробивались даже через плотно закрытые окна и двери. Днем невозможно было укрыться от мух, а вечером – от комаров. А вот снег зимой был просто редкостью. Асфальт в городе, практически, отсутствовал, и когда приходила пора  дождей, город превращался в непроходимое месиво из грязи. Резиновые сапоги были первым предметом обуви с ранней весны до глубокой осени. И мы месили эту грязь, не представляя себе, что может быть как-то по-другому.
 
                Через весь город проходит река Урал, деля его на Бухарскую (Азия) и Самарскую (Европа) стороны. Урал для гурьевчан в мое время – было «наше всё». Во-первых, это место для купания и отдыха. Ведь ходили на Урал всей семьей, с надувными кругами и покрывалами на землю, с едой и напитками, потому что уходили на целый день. Во-вторых, это пространство для развлечений. Тогда по реке курсировали речные трамвайчики, на которых можно было прокатиться аж до самого моря и обратно. Ну, и самое главное, Урал был кормильцем гурьевчан. Какой только рыбы не было в реке: жирные сазаны на жарку, усатые огромные сомы, из которых мама готовила вкуснейшие котлеты, нежнейшие судаки на суп, лещи, чехонь, жерехи. И вобла! Вобла – это рыба, которую надо ставить отдельным рядом. В период нереста ее ловили сотнями, сушили на балконе, а потом ели весь сезон. Для праздничного стола покупали еще «красную» рыбу – осетра, севрюгу и белугу. Не в магазине, нет. У рыбаков. Эта рыба обладала невероятным вкусом, и была практически, без костей. Ее варили, жарили, коптили, вялили, делали салаты, в общем, изощрялись, как могли. Ловить эту рыбу было нельзя, ее вид был занесен в «Красную книгу», оттого и назывался «красным», а правильно она относилась к отряду осетровых. Поэтому  и покупали ее нелегально.

                Сам город разделен на несколько районов: Центр, Жилгородок, СМП, Химпоселок, Авангард, Привокзальный, Киткрай. Границы, конечно, условные. Один район плавно перетекает в другой. Но если пацаны с одного района заходили на территорию другого, то могли нарваться на неприятную встречу и запросто отхватить от местных парней тумаков. Районов много, но они все находятся рядом, и пройти город из одного конца в другой составляет не более 2-з часов. Мне приходилось это делать. И не раз. Например, когда бывали демонстрации 1 мая или 7 ноября. Транспорт до обеда не работал, а когда начинали ездить автобусы, то уехать на них не было никакой возможности, они были просто переполнены. Вот и приходилось ходить пешком. Вечером, часов после 10-ти, добраться куда-то, кроме как на такси, было невозможно. Но такси еще нужно было найти или дождаться случайно проезжающую машину. На это можно было потратить очень много времени, и не факт, что дождешься. К тому же, откуда у молодого парня деньги на такси? Что делать? Опять-таки, идти пешком.
 
                И днем приходилось ходить, и ночью. Большей частью, удачно, но иногда бывали и неприятные встречи. Транспорт в городе вообще тогда работал из рук вон отвратительно. В принципе, добраться куда-то была проблема. Автобусы ходили очень редко. И, поэтому, набивались они людьми до такой степени, что в них двигаться и дышать было невозможно. Реально, это была банка с килькой. Если тебе удавалось каким-то чудом протиснуться в такой автобус, не факт, что была возможность выйти на нужной остановке. Пассажиры стояли такой плотной стеной, что проще было проехать дальше, чем попытаться пройти сквозь них.

                Что касаемо культурной жизни города, то ее, практически, не было. Местных знаменитостей у нас не водилось, а известные люди к нам, почти никогда, не приезжали. Вот так и жили: ни театров, ни концертов. Раз в 10 лет к нам случайно могла заехать какая-нибудь «звезда» и дать один концерт в драматическом театре (на тот момент самый большой зал в городе), и не более. Очень редко заезжал какой-нибудь дрянной цирк. Но для города это было событие. Все пытались попасть в него. По большим праздникам на площадках выступали местные коллективы. Но они, большей частью, перепевали известные вещи, а своих песен у них не было. Поэтому, все, что творилось на музыкальном небосклоне, мы узнавали из телевизоров. Но вообще-то, телевизоры мы смотрели редко. Там было всего два канала, и выбор программ был совсем небольшой. Поэтому. Все свободное время мы проводили на улице: общались с друзьями, играли в футбол и хоккей, лазали по садам за яблоками, пытались понравиться девочкам и завести с ними дружбу. А самым большим развлечением для нас было кино. В кинотеатры мы ходили часто и с удовольствием. И в одиночку, и с друзьями,  и семьей. Показывали в них не только новые, но и старые фильмы. Билеты стоили копейки, поэтому, бывало, что некоторые фильмы мы пересматривали по несколько раз. Мы смеялись на студентом Шуриком, помогали Д,Артаньяну в борьбе с кардиналом, поддерживали мстителя Зорро, и наслаждались танцами и музыкой в «крутых», по тому времени, индийских боевиках.

                Я любил этот город, любил всей душой. Пусть он был небольшой, грязный и пыльный. Пусть все дома и здания там были серые и невзрачные. Пусть были проблемы с транспортом. Пусть не было развлечений, кроме тех, которые мы устраивали для себя сами. Но это был мой город. Город, в котором жили мои предки. Город, в  котором я родился и вырос. Город, который я исходил вдоль и поперек. Город, где я получил образование и работал на его же благо. Город, в котором я встретил свою любовь. Именно этот город остался жить в моей душе. Именно об этом городе я буду хранить память на всю оставшуюся жизнь.