Суворовцы и Нахимовцы

Дмитрий Кашканов
Отгремела Сталинградская битва. С надломленным хребтом, но все еще очень сильный враг начал отползать в сторону своего логова. Появилась обоснованная твердая уверенность в нашей победе. Но два года войны уже оставили на советской земле разрушенные города, сожженные деревни и сотни тысяч вдов и сирот. Причем, с потерями на фронте и на оккупированных территориях, количество обездоленных росло в геометрической прогрессии: погибал один родитель, а сиротами становились сразу несколько его детей.

Проблема требовала срочного решения. Рост беспризорности угрожал и внутренней безопасности, и экономической стабильности воюющей страны.

И, как только позволила обстановка, в апреле 1943 года редактор военно-исторической литературы Военного издательства НКО СССР генерал-майор Алексей Игнатьев предложил Иосифу Виссарионовичу Сталину воссоздать систему кадетских училищ, нацеленную на опеку и воспитание детей, потерявших на войне отцов. Сталину идея понравилась. Он предложил назвать училища не кадетскими, а Суворовскими и приказал начать подготовку их организации.

Сразу после победы в Курском сражении, вышло постановление Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б) от 21 августа 1943 года "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации", в котором, в частности, говорилось об образовании Суворовских военных училищ.

Вскоре, основываясь на успешном опыте создания Суворовских училищ, в Тбилиси, Ленинграде и Риге были созданы аналогичные училища для детей моряков. Они получили название Нахимовских и отличались от Суворовских лишь формой одежды, применением морских терминов и некоторыми отличиями в курсах военной подготовки с упором на ВМФ. В остальном же, дети и в Суворовских, и в Нахимовских училищах жили на полном государственном довольствии, под присмотром опытных воспитателей и при соблюдении почти военной дисциплины.

Легко и просто не было. Зато страна к началу Холодной войны получила большой, с младых ногтей отлично воспитанный офицерский корпус, удалось избежать беспризорности и связанных с ней рисков роста криминала, из сирот, имевших мало шансов на жизненный успех, удалось сформировать детскую и подростковую элиту.
Многие видели мультфильм «Шрек». Помните его философскую теорию о луковых слоях? Думаю, она весьма применима к кадровому составу Российской армии. Ведь, если снять с каждого второго генерала или адмирала несколько внешних красивых и увешанных орденами слоев, то, очень вероятно, под ними обнаружится маленький, еще робкий, только-только вступающий на военную стезю суворовец или нахимовец.
В этом году страна широко отметила 80-летний юбилей создания Суворовских и Нахимовских училищ. Суворовцев с юбилеем поздравили главы регионов. Прошли торжественные построения.

В Петербурге в честь памятной даты были зажжены Ростральные колонны. В музее Александра Васильевича Суворова открыли выставку, посвященную воспитанникам училищ - «Внуки Суворова», а в музее артиллерии устроена экспозиция «История кадетского образования в России в XVIII-XXI веках». Воспитанников поздравил губернатор Александр Беглов. В своем поздравлении он отметил, что за 80 лет существования Суворовских и Нахимовских училищ они подтвердили свою важную роль в воспитании дисциплинированных, разносторонне образованных и высококвалифицированных кадров для Вооруженных Сил России.

Идущая сейчас на территории бывшей УССР специальная военная операция, а по сути дела война с объединенным Западом за существование России в качестве свободной, демократической и самобытной державы, в очередной раз подтвердила правильность решения в далеком 1943 году о создании Суворовских  училищ. Достаточно вспомнить, что начальник Генерального штаба, Командующий объединенной группировкой войск на Украине генерал армии Валерий Васильевич Герасимов в 1973 году окончил с отличием Казанское Суворовское училище. Думаю, многие другие военачальники, на полях сражений беззаветно отдающие воинский долг Родине, могут похвастать аналогичной графой в своей военной биографии.