Музыка и я неразрывны

Айза Барзанукаева
«Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем», - сказала словами норвежского композитора Э.Грига в разговоре с нами преподаватель республиканского педагогического колледжа Роза Ибрагимовна  Бекмурзаева, объясняя роль музыки в нашей жизни.
 Родилась Роза в с. Урус-Мартан. В 1980 году окончила школу. По настоянию родителей, которые хотели видеть свою дочь учителем русского языка и литературы, в том же году поступила в университет в Орехово-Зуево. Но, не окончив вуза, оставила учебу. Тому есть веское объяснение. Мы об этом скажем ниже. А высшее образование Роза все-таки получила. В 2006 году, уже в зрелом возрасте, будучи семейной, она с разрешения супруга становится студенткой факультета искусств Чеченского государственного педагогического института. С 2008 г. декан факультета ей  как отличнице учебы разрешает проводить занятия со студентами, с которыми она стала заниматься с радостью. В 2011г. Роза с отличием окончила факультет  с вручением премии и награждением  медалью. История этого факта такова. Ко времени сдачи госэкзаменов студентам было дано задание написать гимн, посвященный первому Президенту ЧР Герою России А.-Х.Кадырову, а также на последний экзамен подготовить либо пьесу, либо сонату. Роза написала пьесу для симфонического оркестра. А во время экзамена рассказала, как сочинила, на основе чего родилась эта ее музыка.
Став дипломированным специалистом, она преподавала в Республиканском колледже культуры и искусств им.В.Татаева в качестве преподавателя музыки по классу фортепиано. В настоящее время работает в Грозненском педагогическом колледже, где преподает музыку по «Теории и методике музыкального образования». Ею написано около 100 произведений в разных жанрах. Особенно ей удаются произведения для симфонического оркестра.
А еще Роза Бекмурзаева пишет прозу. И не простую, скажем, а поэтическую прозу, при помощи которой она объясняет, как, каким образом рождается то или иное музыкальное произведение. И вот это само ее объяснение в прозе аналогично поэзии, настолько музыкально звучат ее прозаические строчки!
Некоторые публикации Р.Бекмурзаевой в разное время выходили на страницах местных СМИ.
Вот как рассказывает она о своем пути в мир музыки:
«Знакомство с музыкой началось у меня с шести лет Мы с мамой как-то проходили мимо музыкальной школы, и я впервые услышала игру на фортепиано, которая произвела на меня  ошеломляющее воздействие. Тогда-то и зародилась у меня мысль сделаться музыкантом. В 1973 году я настояла на том, чтобы меня отдали в музыкальную школу. Там я проучилась всего четыре года, так как мне не разрешалось заниматься музыкой. А без музыки я уже не могла. Я понимала, что музыка - мое основное и единственное призвание. С тех самых пор  началась моя  борьба за право  стать музыкантом. Конечно, внешних проявлений этой борьбы не было и быть не могло в силу обычаев и уклада жизни.  Крушение мечтаний сменялось порой внезапным осуществлением надежд, минуты острой радости - глубокой подавленностью. Все это и запечатлелось в моей музыке... Но меня сильно тянуло к музыке. Тайно от родителей я занималась музыкой. Музыкальный мир все глубже поглощал меня, а параллельно этому раздвигался круг моих музыкальных интересов. Знакомилась с пьесами разных композиторов, особенно меня вдохновляла музыка В.А.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шопена. Первое сочинение "Даль"  я написала в 9-м классе. Мои родители, при всей своей любви ко мне, решительно возражали против моей музыкальной профессии. Но, видимо, Всевышний решил смилостивиться надо мной. Став самостоятельным человеком, мне удалось воплотить в реальность свою заветную мечту: в 2006 году с разрешения супруга я занялась любимым делом. Получила музыкальное образование, работаю по специальности, дорога к которой была очень долгой и трудной».
Простая чеченская женщина, не претендующая ни на какие лавры или почести, Роза Ибрагимовна Бекмурзаева сегодня является гордостью нашего народа. Именно такие деятели культуры, литературы, науки и составляют цвет нации и являются интеллигентами не только по роду занятий, но и по духу. Я с восторгом просматриваю в интернете сведения о нашей землячке. Роза Бекмурзаева – член Союза композиторов России. Ею написаны музыкальные произведения: фортепианные пьесы – 15, произведения для симфонического оркестра – 15, произведения для фортепиано с оркестром – 8, песни и романсы – 17.
 Насколько глубока и лирична музыка Розы Бекмурзаевой, говорят названия: «Душа», «Нежность», «Лунный свет», «Звездный марш», «Поющие волны», «Танец жаворонка», «Свет во тьме», «Мелодия звезд», «Нежная грусть»…
А какие песни и романсы – «У осени печальные приметы», «Пусть я и живу не любя», «Ветры лета ледяными стали» и т.д.
Через сердце проходит мелодия на стихи М.Висхановой «Убитый Грозный»…
Члена Союза композиторов России Розу Бекмурзаеву автор этих строк (А.Б.)   впервые увидела в Союзе писателей ЧР, куда она была по инициативе Э.А.Мамакаева приглашена на встречу  с членами «Литературной гостиной», которая функционирует при Национальной библиотеке им.А.Айдамирова.
Поскольку во время встречи понадобился бы музыкальный инструмент, а им располагал только Союз писателей, встреча прошла именно там. Об этой незабываемой встрече была информация в СМИ. Безусловно, встреча была обоюдно интересной.  И зрители, и  сама Роза были безмерно  благодарны Эду-Хаджи Мамакаеву за эту инициативу. Эта встреча явилась тем самым толчком, когда о ней узнали уже за пределами места ее работы. А после такого дебюта современные компьютерные технологии сделали свое дело: у Розы появились многочисленные поклонники и друзья и в фейсбуке, и в ватсапе, и в инстаграм.  Простое общение некоторых перешло в разряд крепкой женской дружбы, как бы банально это ни звучало. Итогом этого стала встреча поклонниц творчества Розы Бекмурзаевой, которая произошла в знойный летний день с.г., когда температура воздуха была под 39-40 градусов жары. Но ни погода, ни возрастные болячки не помешали нам окунуться в изумительный мир музыки талантливого композитора Розы Ибрагимовны Бекмурзаевой. Об этой незабываемой встрече, прошедшей в актовом зале республиканского педколледжа благодаря его директору Муслиму Магомедовичу Халадову,  который любезно предоставил нам такую возможность, очень эмоционально и душевно говорит одна из поклонниц творчества Розы Зура Сулиева, выпускница ЧИГУ 1976 года, в прошлом учитель русского языка и литературы:
«Всё на Земле тянется к Солнцу, к небесному светилу, к теплу, что согревает. Так и к Розе Бекмурзаевой  тянутся люди, т.к. она отдаёт им тепло и любовь, даря им её без остатка, до конца.
Роза Бекмурзаева - известный композитор, член Союза Композиторов РФ, преподаватель грозненского педагогического колледжа, автор многих музыкальных сочинений, певица, пианистка, поэтесса, художница, мать 5 замечательных детей, идеальная супруга, отличная коллега, надёжная и верная подруга для нас, 11 уже немолодых  женщин, для которых она стала центром притяжения с первого дня знакомства с ней.
Я с Розой-композитором познакомилась два года назад в ФБ. Потом мы стали переписываться посредством ватс апп(а).
Я полюбила эту очаровательную женщину с первого момента упоминания о ней в ФБ. А когда узнала о её творчестве, я подружилась с ней ближе. Я узнала, что Роза - утончённый романтик, что она  прекрасно поёт и имеет исключительно красивый голос, что она мастерски рисует, сочиняет сама стихи и музыку и прекрасно их читает и играет на рояле.  Она – чудо-женщина, первая женщина - чеченский композитор классического стиля. Меня подкупил, поразил ее всесторонний талант, её тонкий духовный мир, чистая душа и доброе сердце. Ещё больше поразило меня то, что Розу, несмотря на её известность за пределами Чечни: в Санкт-Петербурге, Омске, Саратове и других российских городах – почти не знают в её родной республике.
Меня поражает удивительная скромность этой очаровательной женщины. Она не претендует ни на какую известность, славу, смиренно принимает все удары судьбы, регулярно ездит из Урус-Мартана в Грозный на работу, ночами сочиняет музыку.  Роза  -  талантливый человек. Она на красный диплом окончила музыкальный факультет Грозненского пединститута, является членом СК РФ, имеет множество государственных наград.  Вне всякого сомнения, она заслуживает высокого  признания  в своей родной республике!
О музыкальных способностях Розы я и мои подруги знали только по ватсапу, вживую мы её ни разу не видели, но 28-го августа по воле Всевышнего нам удалось встретиться с  изумительным автором классической музыки, с прекрасным композитором, красавицей Розой.
Она собрала нас  в колледже, где работает многие годы, обучая будущих  музыкантов вокалу, игре на фортепиано.
Как вдохновенно, как виртуозно сыграла она на пианино произведения Шопена, Баха, Моцарта, удивила нас чеченской музыкой, чтением наизусть стихов русских классиков, исполнением песен известных композиторов! Это было восхитительно и незабываемо!
Сколько приятных воспоминаний и  прекрасных чувств вызвала в нас эта хрупкая, нежная красавица своим прекрасным исполнением!
Полные оптимизма, счастливые, довольные, забыв все свои болезни и  проблемы, с  приятными  впечатлениями от общения с  Розой, с ее коллегами -     обаятельными,  учтивыми  молодыми  людьми - заместителем директора колледжа Исламом Зайндиевичем Муслимовым и руководителем пресс-службы Рамзаном Майрбековичем Эшиевым - мы расстались», - так закончила свой восторженный отклик Зура.
Здесь следует уточнить, что познакомиться с Розой на встречу мы приехали из разных мест. Помимо наших землячек, в группе были две женщины: одна из Хасав-юрта, вторая – из Карачаево-Черкесии. Вторая гостья  - коллега Розы, Заслуженная артистка Карачаево-Черкесии Марьям Джанибекова. Тоже сочиняет музыку, преподает, обладает красивым музыкальным голосом. Эти две удивительные женщины доставили своим подругам  большое удовольствие, исполнив не только популярные песни (в том числе – и чеченские), но и романсы.
В этом году уже в тринадцатый раз мы отметили День чеченской женщины. Хочется верить, что эта знаменательная дата будет отмечаться  всегда, потому  что такие славные дочери, как Роза Бекмурзаева, у чеченского народа
будут всегда!