По законам сериала

Пётр Вакс
В последнее время Зое приходилось трудно. Все смешалось: день, ночь, еда и сон. Трехмесячная малышка отнимала все силы. Хотя она же их и восстанавливала, особенно когда была спокойной, улыбалась, гукала. От радости у Зои перехватывало дыхание, и она жалела, что муж видит свою дочь очень редко.

Саша так занят, что почти не бывает дома. При этом отношения у них хорошие, тьфу-тьфу – нежные, спокойные. Просто так получилось. Сашка днем работает, вечером уезжает в пригород, помогать отцу и старшему брату достраивать домик для младшей сестры.
Зоя вначале его робко укоряла:
– Саш, мне тебя не хватает. Мне нужна твоя помощь. Или хотя бы присутствие дома.
Муж опускал глаза.
– Я понимаю, Зоенька. Но и ты меня пойми. Женьке негде жить, она уже большая девчонка, а родители хотят покоя. К тому же у них живет мой брат, он недавно развелся, идти ему некуда. Хорошо, что у нас есть возможность построить этот домик в пригороде. Но папа пожилой, ему трудно справляться. Вот и приходится ездить помогать.
– Я понимаю.
– Тем боле зима скоро, достроить нужно успеть до первых морозов. Потерпи, пожалуйста. Мы скоро закончим, я уверен.
Зоя действительно понимала. И терпела, что муж часто ночует там, на строительстве. Потому что из пригорода далеко ехать домой, да еще уставшему. Она не только понимала, но и гордилась Сашкой: вот какой он хороший сын и брат. Правда, у нее шевелились смутные мысли, что хороший он за ее, Зоин, счет. Но она эти мысли отгоняла. К тому же Саша всегда, когда вырывался домой, помогал как мог. Русланку маленькую из рук не выпускал, возился с ней подольше, чтобы жена могла отдохнуть. Только какой же тут сон, когда любимый рядом?
К тому же Женька, младшая сестра мужа – это человек, ради которого действительно можно с утра до вечера дома строить. Веселая, смешливая, внимательная. Как будто не из этой семьи, честное слово. И Саша, и его родители с братом, и даже сама Зоя – люди сдержанные, уравновешенные. А Женька – рыжая хохотушка с веснушками. Когда она появлялась в комнате, становилось светлее. Зоя вначале  даже завидовала, что она сама не такая. И слегка ревновала, когда Саша гладил Женьку по рыжей голове, нежно целовал в щеку. Но потом сама полюбила ее так, что могла и от мужа защитить, если он делал ей какие-то замечания.
– Ей всего девятнадцать, может человек погулять? – говорила Зоя, когда Саша упрекал сестру, что она поздно приходит домой.
– Но родители волнуются, не спят до часу ночи, пока не дождутся ее.
– Ну и напрасно. Есть же телефон, в конце концов. А ей что теперь, дома сидеть?
Так Зоя говорила, хотя немного кривила душой. Когда Руслана вырастет, думала она, я тоже не буду спать, буду ждать ее. Но очень хотелось за Женю вступиться.

Однажды вечером приехала Сашина мама – повидаться с внучкой, помочь по хозяйству. С Раисой Васильевной они тоже были в нормальных отношениях. Она не была традиционной свекровью: не доминировала, не вмешивалась, не считала, что сын лучше всех на свете, и никакая невестка не будет для него хороша. Но в этот раз Зоя заметила, что женщина слегка как бы задумчива. Как будто хочет о чем-то поговорить, но не решается.
– А как у вас с Сашей? – спросила она, наконец. – Все хорошо?
Зоя удивилась.
– У нас все прекрасно, – ответила она. Только подумала: «А было бы еще прекраснее, если бы он не ездил помогать отцу и брату, а был бы рядом». Но вслух не сказала.
– Да? Хм. – Раиса Васильевна замешкалась.
– А в чем дело? Что-то случилось?
– Нет-нет, что ты. Просто... Понимаешь... Если у вас все в порядке, тогда почему он не хочет ехать домой?
– Не хочет домой? – Зоя от удивления даже ложку выронила. Они пили чай с вареньем. – Как это? Почему вы решили?
– Но ведь он остается ночевать там, с мужчинами... – Смущенная, не привыкшая к выяснению отношений свекровь не смотрела невестке в глаза. – Вот мои муж и сын решили, что он не хочет. У человека недавно дочь родилась, он бы должен дневать и ночевать с женой, нянчить ребенка. А он каждый вечер едет в пригород, и почти на каждую ночь остается. Вот они и подумали: что-то тут не то. И мне рассказали.
Ошарашенная Зоя не знала, что ответить. Свекровь тоже молчала, и это молчание становилось неловким.
– Ты не держи в себе, расскажи нам, мы поймем, – после долгой паузы сказала Раиса Васильевна. –  Мы же семья. А то Саша как будто набрал в рот воды, от него не добьешься. Мы все его пытались расколоть, потихоньку так, не в лоб. А он молчит, как партизан, только плечами пожимает. Упрямый. Ну, он и раньше со мной ничем не делился. А ты? Так что скажешь?
Зоя с трудом понимала, чего от нее хочет эта немолодая женщина. Ведь она не держит мужа возле юбки, наоборот, отпускает. И он едет помогать родным после трудной работы. А они еще и недовольны! Нет, она отказывалась понимать. Но сказать это прямо язык не поворачивался. Дескать, я вся такая геройская мать и жена, и вы мне должны в ножки поклониться – так, что ли, получается? Этого не произнесешь.
Раиса Васильевна ждала ответа и не дождалась. Что у сына с женой все в порядке, она не верила, и поэтому уехала от невестки обиженная. Не хочет она с ней разговаривать, значит.

Рассказать мужу об этом разговоре Зоя не решилась. Да и, честно говоря, она так уставала, что просто не хотела грузить себя еще и этим. У нее сейчас главное на свете существо – Русланка, вот это маленькое, розовое, нежное, плаксивое и родное. А все остальное само наладится со временем.
Саша иногда приезжал. Уставший, осунувшийся. Однако, стоило ему взять на руки дочь, он оживал. А Зоя, глядя на них, чуть не плакала: да когда же эта ваша стройка закончится?
И кто знает, чем бы это закончилось, если бы однажды не приехала Женя. Она ворвалась в Зоину квартиру, как солнечный вихрь.
– Где моя племянница? Я же ее сто лет не видела! – Девушка училась в университете, была очень занята, поэтому виделись они редко. – Скорее дайте мне ее потискать и поцеловать! Ой, как Руся пахнет! Чудо просто.
Зоя ожила, приободрилась. Женька растормошила и ее, и маленькую дочь. Покормили девочку, она уснула.
– Чайку? – спросила Зоя.
– Не хочу чаю. – заявила Женя. – Хочу на улицу. Давай, одевай малышку, бери коляску, и пойдем.
– Но холодно же. Я конечно, с Русланкой гуляю, но понемногу.
– Глупости! Холодно – это когда мороз. А сейчас прохладно, дождя нет, листья кругом, красиво. Разве можно пропускать такую красоту? Пошли!
Уже снаружи, на воздухе, молодая мать поняла, зачем Женя ее вытащила: поговорить.
– Выкладывай, что тут у вас творится. Мама жалуется, что ты в чем-то не признаешься. Братья разводят руками и говорят, что все прекрасно. Что у вас произошло?
Рассказать Женьке обо всем было легко. Зоя рассказала, чувствуя, что уже от этого ей становится легче.
– Господи! – Женя остановилась в недоумении, потом рассмеялась. – И от всего этого вы чуть не перессорились? Да это же просто бразильский сериал какой-то! Это только там все молчат и ничего друг другу не говорят, чтобы всё запутать на сто серий.
– Но, понимаешь, бывает не так просто сказать обо всем, – смутилась Зоя.
– Какие глупости ты говоришь, а еще взрослая тетка. Говорить нужно обо всем! Потому что всего, что не сказано, не существует. Откуда мама могла бы узнать, что Саша просто старается нам помочь, а не избегает тебя?
– Но это же ясно.
– Это тебе ясно! Нет, я от вас угораю. Хорошие люди вроде бы, но умеете устроить себе трудности на ровном месте. А вся проблема в том, что нужно говорить вслух о своих ожиданиях! Нет, я с вами разберусь. Прямо завтра объявлю семейный совет! Соберемся у тебя.
– Погоди, какой еще совет, что ты так торопишься?
– Пойми, вся эта стройка для меня и из-за меня, я чувствую себя виноватой. И не успокоюсь, пока не разберусь со всеми вами!
Сашины родители чувствовали себя ужасно неловко, но обрадовались, что у сына с женой все хорошо. Мужчины пообещали «стройку века» сдать поскорее. Раиса Васильевна предложила пожить пока у Зои, чтобы помогать с внучкой.
– А у меня есть другое предложение, – расхрабрилась Зоя. – Давайте стройку вы закончите весной. А Женя пусть у нас пока поживет. Саша, ты не возражаешь?
– Пусть живет, конечно, – улыбнулся муж. – Только как ты с двумя детьми справишься? Ой, Женька, не щипайся, я пошутил!
– Я согласна, – сказала Женя, – с одним условием. Чтобы больше вы ничего не держали в себе.