Быть первым

Айза Барзанукаева
Судьбой ему определено было стать первым. Первым в создании чеченского кинематографа. Первым скульптором, работам которого нет аналогов в мире. Природа щедро наделила его многогранным талантом, которым он мастерски  сумел воспользоваться. Как ни к кому другому, ему подходит определение Мастер – в самом глубоком и широком смысле этого слова.
Илес Вахидович Татаев. Советский и российский кинорежиссер, сценарист, основатель чеченского кинематографа, скульптор, член Союза кинематографистов СССР, член Союза художников РФ, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982г.), Народный художник РФ (2008г.), Доктор искусств, Заслуженный деятель искусств ЧИАССР, Почетный академик ЧР, депутат Верховного Совета ЧИАССР.  Истинный сын своего народа, который всю свою жизнь мечтал быть полезным своей республике, и который имел право сказать: «Я очень горжусь тем, что внес очень маленькую долю в культуру нашей прекрасной Чечни».
В адрес Илеса Татаева сказано много. Его вклад в искусство не только родной республики, но и всей России отметили в свое время талантливые журналисты, известные политики, бывшие коллеги из сферы искусств. Можно ли сказать больше или лучше, чем сказано? Чтобы оценить такое явление, как Илес Татаев, нужно обладать таким же мастерством, каким обладал он сам. Нужно владеть искусством слова в такой же мере, какой он владел в искусстве кинематографа и монументальной скульптуры, чтобы показать все грани его творческого дара.
Все, что связано с его именем, - монументально. «Творчество Илеса Татаева – это великая мысль природы, ее неисчерпаемая философия, ее образ и символ, выраженные гением в дереве», - так отозвался о его таланте скульптора Султан Яшуркаев   в своей статье, опубликованной под литературным псевдонимом Ю. Сешил в журнале «Нана» в 2014 году.
Илес Татаев родился в селе Старые Атаги 1 мая 1938 года Чечено-Ингушской АССР.  К слову - это село подарило чеченскому народу много представителей творческой интеллигенции  –  писателей, ученых, артистов, музыкантов и др.  Имена многих из них известны и за пределами Российской Федерации.
Махмуд Эсамбаев, первый из танцоров, покоривший мир сольной программой «Танцы народов мира», Абдул-Муслим Магомаев – один из основоположников азербайджанской классической музыки, дед Народного артиста СССР Муслима Магомаева, Ляля Насуханова – первая чеченская летчица, Илес Татаев – основоположник кинематографии Чечено-Ингушетии и мастер монументальной скульптуры.  Ко всем из них применимо слово «первый».
Татаев Илес Вахидович – потомок знаменитых кузнецов-оружейников из Старых Атагов, с большим уважением к своему роду говорит его младший брат Хусейн. Наши деды – Ибрагим, Мусради, Мусткъайпи, Хайдкъи, Мусипа, Мусоста, Тата, Цици и Вахид – наш отец. Шестилетний Илес с клеймом «враг народа» был изгнан с родной земли в Казахстан, где познал тяжелую жизнь спецпереселенца. Из того времени в его памяти остались воспоминания о том, как отец Вахид не имел права пойти из одного села в другое, рассказывает Хусейн. Зимы бывали лютые. Лед на Иртыше держался месяцев пять.  Здесь, вдали от своей исторической родины, суждено было Илесу окончить школу. Вопрос о будущей профессии вообще не стоял перед ним. Он точно знал, чего он хочет и чем будет заниматься. Именно в ссылке Илес увидел легендарный фильм «Тарзан» и с тех пор буквально заболел кинематографией.
Двадцатилетним юношей вернулся Илес домой и сразу поступил на филологический факультет Чечено-Ингушского государственного педагогического института, который окончил в 1964 году. Но работать учителем не пошел, а сразу устроился помощником режиссера Грозненского телевидения. В 1968 году с отличием окончил Высшие курсы кинорежиссеров в Москве. А дальше, говорит Хусейн, были долгие годы съемок, километры лент, премии, дипломы и титулы… 
 В свои 44 года Илес Татаев получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Почти тридцать лет работал он кинорежиссером – с 1968 года по 1995-ый. Он является автором сценариев и режиссером-постановщиком нескольких десятков фильмов, среди которых два художественных: «Горская новелла», премьера которой состоялась в мае 1979 года, и «Когда отзовется эхо», который вышел в свет в 1989 году. Старшее поколение помнит, какой оглушительный успех имели эти два фильма. Зрители были покорены игрой «звездных» актеров в «Горской новелле» и с удовольствием по нескольку раз смотрели, как играют А.Дениев, М.Давлетмурзаев, Д.Омаев, Т.Алиева, Т.Яндиева.  С таким же интересом помногу смотрели и второй фильм «Когда отзовется эхо», который, оказывается, претерпел существенные изменения после «ножниц» всесильного КГБ, но от этого не стал менее интересным.  А у нас, односельчан талантливого режиссера, была своя, особенная гордость за него и за его фильмы. Также мы помним музыкальные фильмы И.Татаева «Даймохк», «Илли», «Эхо в горах», «Песня Малики», «Голос гор», «Вайнах», «Танец – жизнь моя» и документальные – «На терских хребтах», «Память древних бойниц», «Весна и годы», «Долгожители», «В стране башен», «Ущелье орлов», «В горах Чечено-Ингушетии». Сегодня эти фильмы представляют собой бесценное богатство нашей культуры. Не будь этих работ Илеса Татаева – не было бы в наших архивах кинодокументальной летописи об особенностях обычаев, традиций чеченского народа, рассказов о людях, которыми гордятся чеченцы. Нужно было обладать прозорливостью и талантом профессионала, чтобы запечатлеть, увековечить то, что является сокровищницей нашей национальной культуры. Спасибо Илесу за эти работы!
Многие из фильмов И.Татаева демонстрировались в разных странах мира и были отмечены призами и дипломами. Одна из самых ранних работ его – фильм «Даймохк» на Всесоюзном фестивале получил две премии: «За лучшую режиссуру» и «Лучший музыкальный фильм». Фильмы Илеса Татаева – это наша история, культура. Очень жаль, что многие молодые поколения чеченцев не видели их и даже не слышали о них. 
Когда кинорежиссер Илес Татаев был на пике славы, я работала в школе учителем.  Будь я журналистом в то время, возможно, осмелилась бы взять у него интервью. А сейчас, когда уже год как нет его с нами, я беседую с его сестрами и братом, с которыми училась в одной – Староатагинской школе №1-  и узнаЮ об их знаменитом представителе рода Татаевых, как о брате. Кстати, сёстры Татаевы учились в одном классе и обе окончили школу на золотые медали.
    Рассказывает Малика: «Каждой сестре кажется, что ее брат – особенный. И это, действительно, так. После возвращения из Казахстана наша семья жила, как и многие, без особого достатка. Но Илес всегда пытался помогать родителям.
Имея небольшую зарплату на телевидении, он всегда следил за тем, как мы с сестрой одеты и обуты. Он прививал нам вкус. Одежда должна была быть без каких-либо излишеств – скромно и невычурно, без всяких рюшечек или оборочек. Даже на наш выпускной вечер он сам подбирал фасоны наших платьев. Ткань привез из Прибалтики и туфли английские на высокой шпильке (большая редкость в то время). Платья (разных фасонов) сшили у портнихи в Грозном. Туфли у нас с сестрой тоже были разные – у одной белые, у другой – молочного цвета. У нас был незабываемый выпускной вечер, а главное – наш брат сам присутствовал на нем. Он приезжал на все наши выпускные экзамены, но не заходил в школу, а ждал нас дома с результатами экзаменов. Он очень хотел, чтобы мы получили хорошее образование. Мы обе получили золотые медали. Илес хотел, чтобы мы поступили в московский вуз. Несмотря на сильное возмущение матери, он выбрал для нас учебу в Москве. И мы успешно поступили на очное отделение и уехали в Москву. Я очень благодарна ему, что он помог нам получить хорошее образование – и только своим трудом и своим усердием».
       А вот что говорит вторая сестра Яха: «У меня часто спрашивали, какой Илес в жизни, в семье? Всем он был известен как талантливый и творческий человек. Для меня Илес - это брат, это опора. Со временем я стала понимать их такой интерес к нему: жизнь талантливых, одаренных и известных людей всегда интересна людям, т.к. кажется, что они оторваны от обычной жизни.
Мой брат был крепким, здоровым и видным человеком. Он был, как глыба, и монументальным, как его искусство. Да, он крепко стоял на земле, стойко и уверенно. Но в жизни он был обычным человеком: простым, беспафосным, непубличным и очень уязвимым, как любой из нас.
У него была добрая душа, и он был очень открытым человеком.
Для родителей он был очень заботливым сыном. С отцом он возился, как с маленьким ребенком. Когда приезжал в село, привозил ему обновки, сам стриг его и брил. Устройство быта родителей тоже было под его контролем. У него был отличный вкус во всём!
Помню, как он привез нам деревянную мебель, как только она появилась, - две кровати и трехдверный шифоньер. У нас, как и почти у всех тогда, были металлические кровати. Затем привез телевизор, тогда в селе это была редкость.
Он сам всё это расставил – куда что надо. Мы с сестрой всегда пытались содержать дом в чистоте, так как он мог приехать в любое время и проверить. Он даже рукой проводил по подоконникам на наличие пыли. Для Илеса не было мелочей ни в чём. Он сам любил порядок и нас к этому приучил».
       Вот таким братом был этот талантливый и уникальный в своем роде человек!
       Его мечтой было снять фильм о Зелимхане Харачоевском, рассказывает Хусейн. Помню, и сценарий был уже написан. Главную роль должен был играть Заслуженный артист РСФСР Дагун Омаев. Илеса пригласили в обком КПСС, где из пятерых присутствовавших работников обкома двое стали против сценария: «Как вы могли абрека Харачоевского выставить положительным героем?!» Сценарий так и остался невостребованным…
В 1995 году была создана Чечено-Ингушская киностудия, где Илес Татаев был директором и кинорежиссером. Но настал август 1996 года…
 В связи с обстановкой в республике он уезжает в Москву.
Каково должно быть состояние немолодого уже человека, к тому же творческого, талантливого, полного грандиозных планов и идей?! С каким сердцем он вынужден был повернуться спиной ко всему, что составляло смысл его жизни и работы, чтобы не пасть духом и найти в себе силы продолжать творить! Но он не был бы Илесом Татаевым, если бы позволил обстоятельствам жизни взять верх над его духом. В свои пятьдесят семь лет он начал новую жизнь в новом жанре. Когда он занимался кино, из-за нехватки реквизита ему однажды пришлось из капа лесного дерева изготовить своими руками кувшин, из которого старец пьет воду в фильме «Даймохк». Но разовой «помощью» себе это не закончилось, ему еще не раз приходилось таким образом «выручать» себя. В конечном итоге эта необходимость изготовления всяких поделок перешла в увлечение, которое, в отличие от профессиональной деятельности, он называл «отпуском», досугом. То, с чем он проводил этот свой «досуг», называется «кап» - природный наплыв, нарост на стволах и корнях деревьев. Мало кто из нас, наверное, обращал внимание на деревья с этими странными наростами. И кому из нас пришло в голову увидеть в этом наросте какую-нибудь причудливую фигуру? А настоящий художник Илес Татаев сумел разглядеть в многообразии лесного мира образы, чтобы «вдохнуть» в них жизнь. В поисках этого материала, который имеет невероятно высокую плотность и твердость, Татаев исходил почти весь Кавказ – Чечню, Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, Дагестан, Грузию, Абхазию, а также Киргизию, Казахстан, Сибирь.
С 1999 года в Москве И.Татаев начал творить в новом жанре. Он нашел себя в монументальной скульптуре. Уникальный дар позволил ему увидеть гармонию природы в ее первозданности.  О своих работах Илес как-то отозвался весьма сдержанно: «Это философское восприятие моего мироощущения».
И уже в 1999 году в Государственной Думе РФ прошла первая выставка скульптурных произведений Илеса Татаева, а в 2005 году выставлялся в Государственной Третьяковской Галерее! И в том же году 1 мая впервые в Москве был открыт филиал Государственного Национального музея ЧР – «Галерея Илеса Татаева».
Все, кто посетил эти выставки, восторгаются уникальными работами Мастера.  С восхищением отзываются о его работах и известные политики, деятели культуры, науки. 
Очень высокую оценку его творчеству дал Первый президент ЧР Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров, который сказал: «Твое искусство, Илес, восстановит доброе имя нашего народа».
А вот как отметил талант и своеобразие творчества Татаева-скульптора выдающийся ученый нашего времени академик Евгений Велихов: «Это искусство, созданное энергетикой Вселенной, это больше, чем искусство, это сама философия космической энергии. Скульптуры Илеса Татаева, аналогов которым нет в мире, есть, в первую очередь, благородное желание автора явить человеку красоту и силу природы, спрессованную тысячелетиями в капах деревьев».
Вдумайтесь только в одни лишь названия работ И.Татаева: «Израненная Чечня», «Планета Земля», «Пламя любви», «Материнство», «Музыка Баха», «Парад планет», «Дама с собачкой», «Мысль» - насколько это возвышенно, гармонично и космически беспредельно.
Выставки Илеса Татаева проходили во Франции, Швеции, ОАЭ. И всегда скульптор выставлял «Израненную Чечню» на первое место. Ему «советовали» не выставлять ее на первое место, мол, это политика, не нужно. А он всегда в ответ: «Я чеченец, и я это буду делать».
Илес был до мозга костей честным, правдивым, прямолинейным, настоящим чеченским Къонахом, который придерживался своего жизненного кредо: «Мое призвание в любых делах, в кино или скульптурах – это достойная полноценная жизнь».
7 января 2022 года на 84-ом году жизни перестало биться сердце нашего именитого соотечественника.  Мовла Камилович Осмаев, бывший министром культуры ЧР в 2000-2007-ых годах, так отозвался о нем: «Культура Чеченской Республики понесла невосполнимую утрату: ушел из жизни Илес Вахидович Татаев, первый чеченский кинорежиссер и сценарист, основоположник национальной кинематографии, скульптор. Илесом Татаевым созданы полнометражные художественные, фольклорно-музыкальные, документально-публицистические фильмы, вошедшие в сокровищницу нашей национальной и российской культуры.
Работу в кино он совмещал с творческой деятельностью по созданию монументальных скульптурных произведений из капа. Монументальная скульптура по капу является редким видом искусства, и он, практически, первый, кто в нашей стране занялся этой деятельностью на профессиональной основе.  Работа в изобразительном искусстве принесла ему большую известность.
…И.Татаев удостаивался большой чести ЮНЕСКО: его выставка была запланирована в 2009 году по линии МИД РФ в Штаб-квартире ЮНЕСКО во Франции. Однако с связи с финансовыми проблемами, связанными с командировкой и трансфером выставочного материала, выставка не состоялась.
Вклад Илеса Татаева в развитие отечественной культуры и искусства отмечен высоким званием «Народный художник Российской Федерации». Следует отметить, что И.Татаев первый из чеченцев, который удостоился этого высокого звания.
Илеса Татаева отличали профессионализм и большое трудолюбие, жизнелюбие и, не по годам, озорство. В то же время он не терпел фальши в отношениях, не умел и не хотел приспосабливаться ни к кому и ни к чему.   Был предельно конкретен и прямолинеен. Именно таким он запомнится всем, кто его знал.
Дала гечдойла цунна! Дала декъал войла иза!»
В упомянутой выше нами статье об Илесе Татаеве Султан Яшуркаев в 2014 году написал: «Ограничиться одним лишь очередным рассказом об Илесе Татаеве мало. Об Илесе надо бы большую книгу написать, исследование. Разговор о таком художнике должен быть большой, в масштабе его большого и самобытного творчества, вести его должны специалисты-искусствоведы. Сказанное тут – лишь предложение начать этот разговор, еще это и предложение нам самим уметь видеть и ценить то, что творят выдающиеся деятели нашей национальной культуры. Потому что это и есть наше духовное, именно то большое, чем мы должны гордиться». Хочется верить, что это пожелание Султана Яшуркаева воплотится в реальность. Илес Татаев – человек мира. Это гордость чеченского народа. Мы не вправе предать забвению его имя. И от нас с вами зависит, будут ли потомки наши знать имя Илеса Татаева – достойного сына чеченского народа.
…«Израненная Чечня» Илеса Татаева пронизана сыновней болью. Он хотел увидеть Чеченскую Республику преобразованной, возрожденной, и слава Аллах1у, что он успел увидеть ее такой. Наверное, проживи Мастер еще немного, и мы увидели бы его новое творение о сегодняшней Чечне.