Дневник бабушки

Маркович Ирина
 
   Гендерные различия

   Мои внуки растут. Маленькими их уже, пожалуй, не назовешь. Но купаться в ванной они любят по-прежнему. Не просто купаются, а играют. И гендерные различия в этих играх проявляются очень ярко, хотя игрушки детям даются одинаковые - из общего пакета, висящего в ванной комнате. Это уточки, кораблики, большой кит, ситечко для просеивания воды, кувшинчик, кружечки...
   Первой я купаю внучку. С ней больше возни: ее волосы - а они ниже пояса - требуют немало бабушкиных  усилий.
   Даю Алисе "свободное время" и наблюдаю за ее игрой. Внучка неторопливо ловит уточек ситечком и осторожно перемещает в кувшин.
- Что ты делаешь?
- Рыбу ловлю. Видишь, как много. Сейчас жарить буду...  Попробуй, как вкусно.
   Потом уточки превращаются в "детей". "Мама" аккуратно моет их намыленной мочалкой, насухо вытирает полотенцем и укладывает спать, тихонько приговаривая: "Баю-бай. Засыпай".
   В следующей игре кит катает "детей" по морю по время путешествия. "Мама" поит их из кружечки водой. А одной уточке делает "укольчик", поясняя:
- Ребенок простудился.
   Я любуюсь внучкой: ее большими карими глазками с длинными ресницами, стройной фигуркой, тонкими изящными ручками. "Красивая девочка растет. И, думаю, будет хорошей мамой",-  отмечаю я про себя.
   Мои мысли прерывает громкий возглас внука:
- Когда я уже буду купаться? Мне надоело ждать!
   Очутившись в ванной, Сережа "с разбегу"  бросается в "бассейн",  плавает и ныряет, добиваясь моего одобрения:
- Ну, как я нырнул?
- Я молодец, что научился плавать на спине? А ты так умела в детстве?
    Выбрав для игры кораблики, он сразу начинает морской бой. Красный кораблик - "наш", желтый - "враг". И красный, конечно же, побеждает. Внук громко поет: "Красная Армия всех победит!" (откуда эти знания - из телевизора, интернета или из садика, затрудняюсь ответить).
   Потом в ход идут уточки. У мальчишки они превращаются в "бомбочки" и громко "взрываются". Внук сопровождает игровые действия эмоциональными выкриками:
- Знай наших!
- Мы защищаем Родину!
- Зачем вы на нас напали? Вы все погибнете!
   Мне остается только удивляться подобным комментариям. Ни я, ни сын ничего подобного ребенку не сообщали.
   "Защитник растет, воин", - и радуюсь, и печалюсь я.
   "Воин" снова превращается в спортсмена, а мне при его нырянии приходится исполнять роль судьи. "Спортсмен" радует меня хорошей физической формой. Он выше (хотя и младше) Алисы, плотнее, крепче ее. Руки, вернее, ладони, большие, мужские, сильные.



   Наши с внуком разговоры

 
   Мои внуки очень разные. Алиса почти не задает  вопросов. Зато из ее рассказов, сочиняемых при рассматривании книжки или журнала (она рассказывает их игрушкам или самой себе, не обращая на окружающих внимания), я многое узнаю о событиях и отношениях в их семье. Разговорному общению Алиса предпочитает тактильное: любит полежать около бабушки, прижаться к ней, обнявшись, смотреть телевизор.
   А вот Сережа все чаще просит:
  - Бабушка, давай с тобой поговорим (раньше это было однозначно-требовательное "давай поиграем!").
   Разговариваем мы с внуком подолгу. Иногда беседа носит характер ответов на бесконечные "почему":
- Почему у нас пять пальцев?
- А зачем на пальцах ногти?
- Почему мы не летаем?
- А птицы долетают до самого неба?
- Зачем нужны гоночные машины?
- Кто придумал воду?
- Откуда берутся мухи?
   Иногда вопросы "почемучки" кажутся мне "глупыми" (Зачем спина? Живот? Ступня?), на некоторые из них я затрудняюсь ответить (Кто все создал? Почему мы Бога не видим?). Есть и "провокационные", то есть такие, ответы на которые внук знает сам, но проверяет мою осведомленность ("Что такое "гелик"? "Какие марки машин ты знаешь?")   
   Сегодня разговор заходит о семье.
- Ты подрастешь, встретишь хорошую девочку, женишься, у тебя будут дети.
- Нет. Я буду жить один!
- Почему?
- Ты же живешь одна, бабушка. И я так буду.
- Я не всегда была одна. Просто мой муж рано умер. Но у меня есть семья: сын, ваша мама Лена, есть вы, мои дорогие внучата.
- Я буду один. И не нужна мне никакая девочка. У меня есть Алиса. Я ее люблю. Она будет приезжать ко мне в гости.
   

   Дачные мотивы


   Мы с внуками с удовольствием проводим время на даче. "Как я люблю отдыхать в Ефимово!" - повторяет Сережа. "И я! И я!" - спешит добавить Алиса. 
   В солнечные дни дети купаются в бассейне, из песка строят замки, делают запруды. Любят кататься на гамаке, на качелях. Лакомятся клубникой, вишнями, грушами, яблоками - всем, что щедро дарит сад.
   Самые жаркие  часы мы "пережидаем" на втором этаже, полностью открыв окна. Читаем, смотрим мультики или занимательные передачи.
   Недавно я прочла внукам "Цветик-семицветик" Валентина Катаева. Беседуя с ребятками после чтения, спросила:
- А как бы вы распорядились последним лепестком?
    Алиса задумалась. А Сережа отреагировал мгновенно:
- Я бы захотел, чтобы бабушка никогда не умирала".
   
   
   Кофейное послевкусие

   Если мы с детьми не на даче, то  проводимый у бабушки день начинается  с приготовления кофе "капучино" и бутербродов. Внуки принимают самое активное участие в этом уже традиционном процессе. Алиса следит, чтобы бабушка все делала правильно:
- Ты не забыла воды в кофеварку залить?
- Кофе насыпала? Молоко подготовила?
   Сережа, вдыхая аромат свежесваренного кофе (понятно, что для детей напиток готовится некрепким, с большим количеством молока или сливок), выполняет функции инструктора по технике безопасности:
- Бабушка, осторожно. Смотри, как капучинатор разбушевался, молоком  плюется. Не обожгись!
- Алиса, ты подальше отойди!
   Внуки поочередно помогают мне в приготовлении бутербродов: укладывают хлеб в треугольные "пазики", размещают на нем колбасу, помидоры и сыр. Они четко следят за временем приготовления "бутиков":
-  Пока горит только красная кнопочка.
- Зеленая загорелась! Скорей открывай крышку, а то бутерброды подгорят!
   Начинается первый завтрак. Вопреки требованиям педагогики и медицины, я разрешаю детям во время еды смотреть мультики или веселые реальные сюжеты ("Мы, взрослые, часто совмещаем еду и телевизор, почему же детям нельзя?" - оправдываю себя я).
   Капучино выпивается быстро и  с неизменным восторгом:
- Сегодня пенка вкусная- превкусная!
- А какая пушистая! Тарелка с бутербродами тоже  энергично опустошается. Вот уже хозяйственная Алиса возвращает чашки и тарелки на кухню:
- Спасибо, бабушка!
   Ну, а Сережа, как всегда, просит добавки.
   ... Мы обожаем эти чудесные минуты наслаждения "вкуснятиной". Неинтересный, но полезный второй завтрак будет попозже (каша, колбаса, блины и другое). А пока у всех прекрасное кофейное послевкусие.


   Имитационные игры

   Строгую, требующую безоговорочного подчинения Мери Поппинс Джейн и Майкл (дети финансиста и домохозяйки Бэнкс) ни за что не променяли бы на другую няню. А все потому, что она умела и любила с ними играть.
   Малоулыбчивая, закрытая для большинства взрослых бабушка Алисы и Сережи в любую освободившуюся от домашних дел минуту играет со своими внуками - в сюжетно-ролевые игры ("Метро", "Пожарники", "Больница", "Милиция", "Автозаправка", "Магазин" , "Путешествие" и др.), в "войнушку", в игры с мячом, в шашки, домино и другие "тихие" развлечения.
   Много веселых минут приносят дружной компании имитационные игры по типу "Узнай меня" (показ объектов живой и неживой природы).
   Замечаю, что Алиса любит изображать животных (кошечку, белочку, лисичку, лемурика), Сережа - технику (самолет, танк, автомобиль, поезд). Бабушка должна уметь и то, и другое.
   Во время игры используем мимику и пантомимику. Для облегчения процесса узнавания разрешается добавить голос.
   "Алиса мягко двигается на четвереньках, выгибает спинку, головой трется о ногу Сережи.
- Ласковый котенок! - сразу узнает внучонок и начинает мурлыкать.
- Молодец! - хвалит его Алиса".
   "Сережа укладывается поперек дивана, лежит неподвижно. Зрители в затруднении. Тогда "имитатор" издает звуки, напоминающие торможение автомобиля.
- Мост? - неуверенно произносит Алиса.
- Но я же не прогнулся!- недоволен Сергей. - Это "полицейский".
   "Бабушка стоит на одной ноге (героические усилия!), волосы взлохмачены, глаза выпучены. Дети от души смеются:
- Дерево? - предполагает Сережа.
- А почему лицо такое страшное? - удивляется Алиса.
- Чучело! - хохочу я и дети от смеха падают на пол.
- Ну, бабушка, - стонет Сережа, - ты не показываешь, а смешишь нас!



   Последнее воскресенье лета

   Совсем скоро в школу. Сереже - в первый класс, Алисе - во второй. Впереди трудовая жизнь, ранние подъемы, уроки, домашние задания. Как-то все сложится у Сергуньки? Найдутся ли подружки Алиске в новой школе?  Вопросов много,  и ночами не спится...
   Но пусть ребятки не знают о бабушкиных тревогах - последнее воскресенье лета должно быть незабываемым!
   Давно обещала внукам детскую железную дорогу. Поезд поменьше обычного, но "очень настоящий" проходит три станции с одной недолгой остановкой. Его путь длится 35 минут, пассажиров сопровождают юные контролеры, звучит веселая музыка. И мороженое в вагоне есть разрешается! А оно такое вкусное - арбузно-дынное, манго-шоколадное! Фоткаемся вместе с мороженым - у детей такие счастливые лица! По окончании поездки Сережа уверенно изрекает:
- Подрасту и буду здесь работать машинистом.
- А я контролером,- поддерживает брата Алиса.
   Далее по плану - супермаркет. Катание на карусели - Сережа на большом коне, Алиса - на маленьком. Кружится, кружится карусель, унося детей в сказку, проникновенно смотрят на меня благодарные детские глазки...
   Потом - игровые машинки. Вдвоем так весело рулить, бросать машину взад и вперед, вправо и влево, вверх и вниз!
   А как здорово отправиться в  "космическое путешествие" (круговое катание на "кресле" по часовой стрелке и в обратном направлении)!
   Ну, и конечно, под занавес - Макдональс. Берем "детские наборы" с игрушками: и еда, и подарок на память. Хрустим картошкой фри, едим чисбургеры, запиваем кока-колой. Фастфуд вредно, но как вкусно!
   Впечатлений много. Устали и возвращаемся домой.
- Спасибо тебе, бабушка, за этот классный день, - обнимают меня внуки. - Самый лучший в году!

   
  Воспитание любовью 


    Мои ребятки растут. Еще немного, и Сережа своим "ежиком" достанет мне до плеча. Алиса тоже вытянулась: высокая, тоненькая, изящная.
   Уже более полугода внуки ходят в школу. С грустью замечаю, что обучение не вызывает у них радости:
-  В школе неинтересно.
-  Всегда одно и то же.
-  Учителя кричат, ругают, оскорбляют.
- Дети не дружат, обижают друг друга.
- Нас никто не любит.
  Таковы неутешительные итоги моих расспросов о школьной жизни.
   Наблюдение за детками показывает, что они не развиваются, не умнеют, а "тупеют": исчезает любознательность, радость познания мира.
   "Так не повезло лишь моим внукам или это общий процесс нивелирования, уничтожения личности социумом?" - задаю себе непростой вопрос я и все чаще склоняюсь ко второму варианту ответа.
"Чем можно помочь в данной ситуации?" - этот вопрос днем и ночью "сверлит" мой мозг, пытает сердце, 
   ЛЮБОВЬЮ, ЛЮБОВЬЮ и еще раз ЛЮБОВЬЮ. Только она способна залечить или хотя бы уменьшить наносимые жестоким миром  психологические травмы.
Благодаря ей "дети запасаются каким-то количеством оптимизма, внутренней защитой от отчаяния. А потом ищут своих людей".
   Поэтому: 
   ОБНИМАЮ.
   ЦЕЛУЮ.
   ЛАСКАЮ.
   БАЛУЮ.
   РАЗРЕШАЮ.
   ХВАЛЮ.
   РАДУЮ.
   ИГРАЮ.
   ЧИТАЮ.