III Варяг - жертва эксперимента

Олег Таценко
Сегодня "Варяг" (потому что, американский) модно ругать: построил Вильям Крамп России халтуру. Чушь. Крамп надеялся получить от России громадный заказ, потому старался изо всех сил. Просто "Варяг" пал жертвой эксперимента. В те годы появились котлы Никлосса - легко ремонтируемые и удобные в эксплуатации. Котлы опробовали на канонерках и не могли на них нарадоваться. Потому на "Варяге" по желанию заказчика установили котлы Никлосса. Но канонерки - тихоходные корабли. А крейсер скоростной корабль. На сдаточных испытаниях "Варяг" разогнался до 25 узлов (1 узел - 1,8 км/час). Редкий крейсер показывал такую скорость. Построенная на русских верфях "Аврора", не выжимала и 20 узлов. С такой скоростью - почти не крейсер.

Оказалось, что котлы Николсона на высоких скоростях стремительно изнашиваются. После сдаточных испытаний "Варяга" они выглядели так, словно интенсивно эксплуатировались несколько лет. Скорость корабля упала. Заказчик принял корабль, потому что котлы такого типа установили по его желанию. Их решили "добить", а во время планового ремонта заменить на другого типа. Чтобы выдержать скорость хотя бы в 18 узлов, с орудий крейсера сняли броневые щиты. В таком виде корабль отправили служить на Дальний Восток, где не было подходящей ремонтной базы.

Его несколько раз порывались отправить обратно на Балтику для ремонта. Но возвращение каждый раз откладывали и дотянули до Русско-японской войны.