О фильме Дэвида Кроненберга Опасный метод

Элеонора Дорн
С тех пор, как  вышел этот фильм, прошло двенадцать лет, однако, пересмотрев его вновь, я была удивлена тем, что он снова произвел на меня сильное впечатление.  Как известно, любое произведение искусства воспринимается субъективно. Более того,  у каждого поколения свои  эстетические идеалы, свои кумиры. И это закономерно, — другая эпоха, другой стиль жизни,  —  все другое. Тем не менее, существуют произведения как бы вне времени, ибо затрагивают вечные темы бытия. И вот подобные произведения превращаются в шедевры, которыми наслаждаются ценители искусства, независимо от возраста и социальной принадлежности.

В моем случае  речь идет совсем о другом; этот фильм затронул какие-то внутренние струны, всколыхнув глубинные эмоции. Это произошло совсем не потому, что тема психоанализа меня интересует; ведь я сделала немало переводов на эту тему. Да и не потому, что блестящая игра актеров, — Киры Найтли и Майкла Фассбиндера  не могли оставить меня безразличной. Хотя все это и  сыграло определенную роль, но прежде всего на меня произвел сильное впечатление  мужской образ Карла Юнга, в исполнении Майкла Фассбиндера: образ мужчины умного, благородного и темпераментного. В своем романе "Бессмертие"  Милан Кундера как раз затрагивает тему "образа", подразумевая под ним то впечатление, которое когда-то  произвел на нас некий человек. Этот "образ", как правило,  возникает в момент сильного эмоционального напряжения, когда наше воображение и создаете его. С этого момента, "образ"  будет ассоциироваться с конкретным человеком, хотя и не имеет ничего общего с человеком реальным. И если в один прекрасный день, увидев вновь этого человека, у вас будет ощущение,  что он по-прежнему соответствует "образу", некогда нарисованному вашим воображением, то этот момент можно назвать моментом высшей радости. У мене произошло несколько иначе: увидев кинематографический образ Карла Юнга, я среагировал на него, как если бы я  знала этого  человека. Как видно, именно этот персонаж  оживил во мне образ мужчины, которого я  либо знала, либо  мечтала о нем.

Сценарий  фильма был написан Кристофером Хэмтоном по мотивам собственной пьесы  — "Исцеление беседой", хотя до написания пьесы уже существовал роман Джона Керра  — "Самый опасный метод". В общем, Дэвид Кроненберг снял фильм  по мотивам пьесы Кристофера Хэмптона и назвал его "Опасный метод". Опасен ли метод  или нет, не нам судить,  —  большое количество пациентов смогло излечиться от своих неврозов, включая и Сабину Шпильрейн.

Девятнадцатилетняя  девушка — Сабина Шпильрейн, отправленная своими зажиточными родителями учиться в швейцарский Университет, неожиданно заболевает и попадает в знаменитую Клинику Бургхольцли (Burghоlzli) с диагнозом  — тяжелая  форма "истерии". Врачом Сабины оказывается сам Карл Густов Юнг — коллега и ученик Зигмунда Фрейда.

Отношения между Карлом Юнгом и Сабиной Шпильрейн помогли Фрейду усовершенствовать собственную теорию "переноса".  Уже позже, Фрейд объяснит своему  ученику, что сам метод психоанализа таит в себе особые риски, к которым каждый опытный психоаналитик должен быть готов, ибо ему может грозить "быть обожженным (оклеветанным) огнем той самой любви, которой он оперирует в своей практике". Так и произошло с Карлом Юнгом, ибо в силу своей неопытности он оказался в ловушке собственного неведения. Тем не менее, благодаря работе с доктором Юнгом, Сабина избавилась от тяжелых приступов истерии, порожденных  садистскими наклонности собственного  отца. В своей беседе с Юнгом, Сабина призналась, что отцовские издевательства вызывали у неё чувство "сексуального  удовольствия".  Возможность поведать эту историю  врачу спасла её; довольно быстро она перестала страдать от странных приступов и даже выразила желание стать психоаналитиком.

С самого начала между Сабиной Шпильрейн и Густавом Юнгом сложились теплые отношения, однако возникло одно "но". Вероятно, что доверительность этих отношений создала у Сабины Шпильрейн ложное представление о самом Юнге. Нуждаясь в отцовской фигуре, она начала идеализировать Юнга, наделяя его качествами, совсем ему не свойственными. Более того, для того чтобы удержать его рядом с собой, она постоянно ему жаловалась. Поставив себя в зависимость от него, она как будто "не хотела быть здоровой ". Юнг не сразу понял этот механизм, а когда понял, то порвал с ней отношения; он даже попросил мать Сабины увезти дочь в другое место. Дело в том, что Карл Юнг был женат, имел детей и был счастлив в семейной жизни; его жена, к тому же, была красивой и очень богатой женщиной. Он совершенно не намеревался разводиться и нарушать свой привычный образ  жизни.

Что породило сложности в их отношениях? Не что иное как двойственность. С одной стороны,  курс психоанализа Сабина закончила и могла бы вполне обходиться без поддержки доктора Юнга. Однако делать этого она  не торопилась; вместо этого она продолжала строить иллюзии по поводу доктора Юнга. Она начала даже утверждать, что Юнг в неё влюблен, хотя и не дает себе в этом отчета; более  того, она постоянно говорила ему, что хочет родить для него ребенка. Выплеснув на Юнга всю свою сексуальную энергию, Сабина Шпильрейн превратила врача в символического любовника. Да и у самого  Юнга, в то время все еще были  собственные проблемы. В тот же самый период Карл Юнг встретился со своим коллегой  — Отто Гроссом, который тоже был психоаналитиком: он был одним из первых учеников  доктора Фрейда. Сам Отто  Гросс  был ярым защитником свободы в сексе: он считал, что  все неврозы коренятся в подавлении собственного либидо. Следуя своей теории, Отто Гросс  постоянно вступал в близкие отношения со своими пациентками. Все это вызвало гнев доктора Фрейда — его учителя. Вполне понятно, что "теория"
Гросса  не понравилась Фрейду и, порвав отношения с ним, Фрейд  посоветовал Отто обратиться за помощью к Карлу Юнгу. В тот момент Карл Юнг как раз находился в Швейцарии, в той самой Клинике, где проходила лечение Сабина Шпильрейн. Все совпало.

И вот, Карл Юнг оказывается не в роли психоаналитика Отто, а в роли его подопечного, следуя его советам. Естественно, что Отто Гросс посоветовал Карлу Юнгу не бояться вступить в интимные  отношения с пациенткой, имея в виду Сабину Шпильрейн. Вступив с Сабиной Шпильрейн в интимные отношения, хотя и на короткое время, Карл Юнг дал повод Сабине питать иллюзии на свой счет. Она постоянно говорила, что он  в неё влюблен. По словам самого Фрейда,  метод психоанализа может привести как врача, так и пациента к  состоянию, близкому  к "потере рассудка". Именно так  и произошло с Сабиной Шпильрейн и Густавом Юнгом.
В итоге, ситуация была такова, что Карл Юнг решился написать Зигмунду  Фрейду письмо, в котором намекнул на надвигающийся "некрасивый скандал", связанный с бывшей пациенткой. Все это случилось в 1909 году, однако Фрейд ещё не знал, о ком шла речь. Со своей стороны, Сабина тоже решается написать мэтру. Что руководило Сабиной? Наверняка, задетое самолюбие: она не хотела произвести впечатление человека, порочащего своего врача; именно поэтому в своем письме Сабина постаралась убедить Фрейда, что для Юнга она была больше, чем пациентка. Она намекнула, но лишь намекнула, что письма Карла Юнга, находящиеся у неё в распоряжении, свидетельствуют о том, что для Юнга она была значима не только как пациентка, но и как женщина.

С этого момента образуется некий "треугольник", но не любовный, а тот, который явится предметом  изучения в течение всего конца двадцатого века. Именно эта история не только смогла обогатить теорию "переноса", но и вдохновить многих творческих деятелей  на создание знаменитых произведений. Более того, Фрейд  заимствовал придуманный Сабиной Шпильрейн термин  — "стремление к смерти".
Однако отношения  между Фрейдом и Юнгом не улучшились, — у них уже давно были теоретические разногласия. Со своей стороны, Карл Юнг постарался отдалиться как от Сабины Шпильрейн, так и от своего учителя. Узнав о том, что Сабина написала Фрейду, Юнг был вынужден объяснить Фрейду, о ком шла речь. Что удивляет в этой переписке так это тот факт, что Юнг настойчиво уверяет своего учителя,  что "никогда не изменял своей жене и что всегда  был одним из самых целомудренных мужей". Более того, несмотря на краткий период близких отношений с Сабиной, Юнг настаивает на том, что адюльтера не было. Совершенно очевидно, что Юнг остерегался, чтобы жена не подала на развод. В итоге, сама история Карла Юнга и Сабины Шпильрейн вдохновила самого Фрейда; благодаря столь необычному случаю, он смог  дополнить собственную теорию "переноса" и "контр-переноса".
В 1912 году Сабина Шпильрейн решила выйти замуж за доктора Шефтеля; она поделилась этим с Фрейдом, который произнес:  "Вот вы и невеста, для меня это означает, что вы наполовину излечились от привязанности к Юнгу". Однако она все ещё влюблена в Юнга; она даже пытается примирить их психоаналитические доктрины. Однако все её попытки вызывают неприязнь как со стороны Юнга, так и со стороны Фрейда. В одном из своих писем, Фрейд  пишет: "Мне кажется, что вы все ещё любите Доктора Юнга, даже ещё сильнее, ибо не прояснили для себя истоки своей ненависти к нему". ("Je crois que vous aimez encore le Dr Jung, d'autant plus puissamment que vous n'avez pas mis en lumi;re la haine que vous lui portez. "). Любовь и ненависть две стороны одной и той же медали.

По теории Сабины Шпильрейн, существуют две воли, которые находятся в постоянном  противоборстве: это "танатос-мортидо" или "мы", то есть коллективная воля, и   воля индивидуальная — "эрос-либидо". Свою концепцию Сабина Шпильрейн опубликовала задолго до двух войн; последующие исторические события доказали правоту её идей. Она как бы предугадала течение истории. Изобретённый ею термин указывал на то, что в любом живом организме существует стремление к восстановлению первичного (неживого, неорганического) состояния.  Именно Сабина Шпильрейн создала термин "влечение к смерти" или "танатос".

Выйдя замуж за доктора Шефтеля, Сабина Шпильрейн уезжает с ним к себе на родину, — в Ростов-на -Дону. В нем  ей будет суждено и погибнуть в возрасте 57 лет, в 1942 году. Она погибла со всей своей семьёй  во время немецкой   оккупации.  Стоит заметить, что к тому времени она была уже известным психоаналитиком. Именно ей принадлежит изобретение в 1912 году термина "влечение к смерти", с которым Фрейд очень долгое время  не соглашался. Прошло восемь лет, и  после долгих раздумий Фрейд полностью принял концепцию Сабины Шпильрейн. В отличие от термина Сабины  Шпильрейн — "танатос-мортидо",  Фрейд обозначает его просто как "танатос".  Однако лишь в 1920 году Зигмунд Фрейд публично заявил, что полностью принимает гипотезу Сабины Шпильрейн о "влечении к смерти". Её теория восторжествовала…

21 августа 2023 год, Брюссель