Про Выборг

Евгений Богданов 3
Выборг, перед кинофестивалем

Путешествие на авто.

Очередная поездка в город моего отрочества и ранней юности Выборг, на собственном авто, случилась 02.08.23. в 10-44.  Рано утром я вновь выехал на "большую дорогу" или, как её ещё называют: "передний край автомобилиста".
КАД принял меня неохотно, заставил выбрать полосу и разрешил гнать со скоростью 110кмч.
Всё пять полос "гудели", скорость не чувствовалась, казалось что одно неверное движение кого - либо из участников гонки, может привести к непоправимым последствиям.
Я отстранился от этих мыслей и делал свою работу.  За бортом стояла сухая, жаркая погода, окна открыты, обдув по максимуму, сижу в трусах и маечке, потею.
Картинка в зеркалах заднего вида показывала все признаки погони,
вдруг где-то впереди что-то пошло не так, красные огоньки тормозов замигали заставляя выйти из оцепенения и быть готовым к манёвру.
Слава Богу всё обошлось, разобрались, разбежались и понеслись....
Держу дистанцию, интервал, предложенный темп, напряжение незаметно забирает энергию, скорость и время приближают к съезду на трассу "Скандинавия" , всё здорово, впереди автобан....
   За пределами КАД нас встретило регулируемое движение, развязки, небольшие пробки, перестроения и наконец, вот он, свободный "полёт" на 110 км. час.
Нас обгоняли те, кому было невтерпёж, но я не поддавался на провокации, камеры беспристрастно фиксировали превышение скорости. Кстати, за всю поездку я ни разу не засветился, да, неуклонно соблюдал скоростной режим.
Несколько остановок, перекус на скорую руку, экскурсия в лес по - маленькому,
Ещё раз дорога нас испытала на строящимся и  ремонтирующимся участке трассы.
   Ограничение скорости 60 кмч создавало  неудобства, к примеру, большегруз сел мне на хвост и угрожающе не отставал.  Улучшив момент, я остановился, пропустил с десяток торопыг и спокойно, с наслаждением доехал до пункта назначения.
   На часах 15 по полудню, в гостинице "Дружба" оформили номер на двоих с видом на залив.
   Да, я был не один, моя пассажирка и спутница Марина, уже второй раз путешествует со мной.
В этой поездке она выполняла роль штурмана.
   Город готовился к приёму очередного выборгского кинофестиваля : "прогноз на завтра" с 04.08. - 11.08.23. Нас на него не пригласили, поэтому, мы решили снимать своё кино.

  День был в разгаре,
время позволяло сделать экскурсию, например, в парк Монрепо и  мы поехали.
Два года назад мы были в нём, но там велась массированная реставрация территории и построек. Не доезжая километра до парка мы попали на почти "военный" участок дороги, весь изрезаный и разбитый асфальт, уже который год испытывает любознательный народ.
И нет никому дела, что это лицо городских властей. Слава Богу возле входа в парк была благоустроенная, бесплатная парковка, она, как-то сглаживала неприятное впечатление от езды с препятствиями ..

   Монрепо.

Для нас вход в парк оказался бесплатным, а впечатления от увидинного- незабываемыми. Реставраторы сделали своё дело, парк предстал в этот погожий день, снова юным, жизнерадосным и дарящим яркие впечатления.
 На опушке леса огромные сосны стволами отражали Солнечное золото и меня понесло.

.   Выборг, Август, Монрепо.

И нежно солнце золотит
стволы огромных сосен...
Узор из валунов- гранит,
а где-то бродит осень.

Уже поспел даров букет
и розы отцветают....
Прекрасно всё,
 слов даже нет,
в  эмоциях я "таю".

В облагороженом лесу
тропинки ведут в скалы..
И я туда себя  "несу",
но этого мне мало...

Нагнулся, чёрных ягод горсть,
вот, лакомлюсь охотно...
Конечно,  здесь я только гость,
всё чинно, благородно...

Вокруг природа - божий дар
всё тянет "руки" к небу.
Закат устроил нам пожар,
знать день уходит в небыль...

Какое чудо: здесь, сейчас,
осознавать,, что счастлив.
Жизнь чУдно окружает нас,
так пусть она не гаснет.

Вокруг чудесный пейзаж, вот сад
из яблонь райскИх,
ведут дорожки в сказку нас, душа творит, слагая стих...

02.08.23.

P.S.
Послушай,
меня спросишь ты,
а где ж, постройки, 
стеллы и мосты?

Да, Я - бесстыжий
и описал лишь то,
что чувствую,
не всё, что вижу...

04.08.23.

Парк выглядел живым от наполненного движением экскурсантов и просто свидетелей царствия земного. Набережная подчёткивала единство отчерченной гранитом водной глади, с её вечной  игрой с береговой линией, манящим, отражающим небо экраном. Вот и островки, которые соединили между собой причудливые китайские мостики. 
   Присаживаемся на одну из множества удобных скамеек, набираемся сил и впечатлений, делаем снимки на память. . Издалека замечаем Капеллу, Чайную беседку,  павильон Нептуна.
Здания поместья с выдумкой расположились на возвышенности, яблоневый сад доказывал, что рай возможен и на земле, мощёные дорожки заботливо убирали лужи и создавали причудливые узоры. Всё навевало спокойствие и гармонию.
Лишь время властно над памятью. С благодарностью, через причудливые врата с крышей покидаем сей ландшафтный парк с надеждой вернуться, пусть даже к кино - версии.

 14.08.23.

Пляж.

    Возвращаясь  из парка, мы закатились на городской пляж, с видом на выборгский залив, который создавал иллюзию моря, народ в воде отсутствовал по причине слегка дождливой и ветреной погоды.
Вид на город с этой локации производил осрбое впечатление какой-то нереальности  происходящего,  можно запечатлеть вид, но не  ощущения, которые при этом наполняют.
Именно отсюда виден старый город, его отчётливый средневековый ореал.
Да,  сколько у меня с ним связано в  уже ушедшем прошлом.
   Выборг приютил мою семью в далёком 1956 году, папу после окончания военной академии назначали в дивизию стоявшую на границе с финами. Вспомнились те времена,  когда живы были мои родители, а я был юным и неосознанным , кажется, вот сейчас пойду домой в квартиру 5 в доме 18 по ул. Ленина. Вдруг, я отчётливо "увидел" , как мы с папой идём домой, он был в полевой форме, стройный, моложавый подполковник, партупея только подчёркивала его физические достоинства. Мимо нас прошёл военный патруль и не поприветсвовал папу, старшего по званию, помошник патруля подошёл к папе и пригласил его к начальнику патруля, когда тот разглядел папины погоны отдал воинскую честь,  извинился, сказал, что принял его за лейтенанта, да, папа производил такое впечатление, девушки от него "пищали', как от лейтенанта, мама ревновала не на шутку, даже устраивала сцены ревности.
Жаль, сегодня реальность уже иная.
Царствия им небесного.

   Выборгский замок своим средневековый обликом говорил о историческом прошлом, башня святого Олофа сегодня в лесах, реставраторы наносят соответствующий "макияж" .
   Едем по брусчатке ул. Ленина, со скоростью не больше 20 кмч, иначе авто начинает прыгать.
Проехали  под окнами некогда моего, точнее, нашего с родителями, жилища. Короткая экскурсия к лосю в городском парке и срочно  в  гостиницу. 
На улице становится  тепло, даже душно, только недавно прошёл летний дождь.
Ужинаем в номере, без свечей, но с вином и меня настойчиво тянет ко сну.
Да, день был достаточно продолжительным и, к тому же, насыщенным событиями и  впечатлениями.
Доброй ночи, Мариночка.

Утро, завтрак.

   Пробуждение было ранним, Утро добрым, с 7 часов наступало время шведского завтрака.
Ресторан находился на первом этаже. Нас порадовало разнообразие предложенных блюд, приветливый персонал, метрдотель, почтительный с чувством собственного достоинства, решающий мгновенно любые недоразумения. Зеркала на раздаче напротив, отражали именно нас с ложкой и блюдом, выискивающих "добычу" . Зазеркальный шведский стол ничем не отличался, но создавал объёмную картину трапезы.
Приятно кушать,Мариночка.

    Панорама за окном  с фонтаном посреди водного ковша, средневековый замок-крепость.
   Да, аппетит был хороший, заряжались надёжно, великолепный, ароматный кофе придавал шик этому процессу, мы повторили кофейную церемонию с удовольствием, послевкусье  продолжалось, но не долго.
Формальности на ресэпшн и вот уже мы летим в средневековье.

   Замок-крепость

Место для замка-крепости было выбрано устроителями очень удачно. В поисках места для парковки на ратушной площади я вклинился в проулок навстречу одностороннему движению, включил аварийку и мы пошли в замок.
Вот уже там, под стенами начинаешь осознавать всю грандиозность крепости, стенищи, а не просто стены, валуны, а не камни составляли его сущность. Обойдя вдоль стен  мы приблизились ко входу в цитадель.
   Башня святого Олафа была на реставрации, когда-то я бывал на её вершине, грандиозное зрелище.  Нам был предложен краеведческий музей за символические деньги и мы рискнули .
Шведский зал, чёрно-белое прошлое, полуистлевшие артефакты, копья, стрелы, мечи, доспехи, как же убого это выглядело сегодня, но... без этого не было бы настоящего.
Последующие залы повествуют о борьбе за право обладать этой  крепостью и городом. Финский период расцвета и
советского прозябания навевал грусть, если не тоску и мы покинули музей. Проходя по внутренней узкой улочке к выходу, я поигрывал на губной гармошке, отвлекаясь от прошлого
   Пара-троку фото для памяти, проход по крепостному мосту до ратушной площади...
    Авто мигал аварийками дожидаясь нас. Я удачно развернулся, скорый заход в крендельную, корректировка локации и выезд навстречу новым приключениям.

Путь к камню.

Будучи юным  я любил рыбачить с огромного камня выдающегося в отрог залива. Здесь обитала разная рыба в те уже далёкие времена, я не был здесь уже почти 60 лет.
Вы спросите, а зачем уже туда ехать? А я снасти взял, может и повезёт.
Но увы, какой-то проектировщик решил улучшить инфраструктуру города и спроектировал через камень дорогу, точнее мост.
Подъехать и встать было негде, да сам факт работающих катков не предвещал отдыха и мы поехали по приморскому шоссе дальше.
Извилистая дорога напоминало мне, как однажды я не справился здесь с управлением велосипедом и рухнул в кювет лицом, результат-отрыв нижней губы от нижней челюсти. Да, скорую вызвать было невозможно, я доковылял до больницы в другом конце города и принял манипуляции реконструкции.
Кушать мне запретили на неделю, прописали полоскания фуроциллином. Сейчас остались только рубцы.   
   Однако тесно я связан по рукам и ногам этими местами, кланяюсь.
В Соколином попытались пробиться к воде залива, но где там. Дачи, дачи, поместья новых помещиков.
Я столько не наворую, сколько здесь в эти проекты вложено. А в конце дороги той  шикарный дом с постройками и баней, и гостевым домиком.
Небо и почти ландшафтный лес. Сказка, но во дворе стояла тайота  крузер - прада с блатным номером
Т888СО 98, хозяин был мною разбужен и сказал, что теперь никакой доступной береговой линии здесь нет.  Можно, но Только морем
   Пришлось возвращаться обратным путём. Не торопясь мы приближались к центру города, зашли в Ленту прикупили кефира и в номер. Перекусили, решили сходить в любимую мороженицу, но сначала заехать к Константину мы познакомились с ним в прошлый приезд. Родственники улыбались, Да, его уже год как нет среди живых. Но на нашем фото он сидел, опустив руки, и ждал своего часа.
   Мороженое было как всегда сладким, на улице ливень загонял людей под крышу, внезапно небо прояснилось и мы прогулялись до рыночной площади, посмотрели сувениры, отказали себе в них.
 В парке, напротив бывшего красного банка нас "встретили" средневековый рыцари и дама с камелиями.
   Следующим днём нам предстоял путь в Петербург.
На сон грядущий, прогулялись по ближайшей набережной.
Утро дня другого, шведский завтрак, кофейный ритуал, немного сувениров в дорогу и в путь.
До скорого, Выборг.

P. S.
До Петербурга несколько остановок, пополнение запасов черники, обмен любезностями с продавщицей, экскурсии в лес, обед на стоянке, конфуз на платной дороге. Истерика по поводу окончания путешествия, тропический ливень, освежающий душ, пельмени...
До свидания, Мариночка.

16.08.23.