Второй шанс

Лена Романенкова
   Жизнь в деревне течет медленно, поэтому каждое мало-мальское событие имеет резонанс.
Деревня. Здесь действуют другие законы. " Ты живи, живи, мы на тебя смотрим".
Первое время меня удивляло, что к нам во двор заходили незнакомые люди и спрашивали: " Что ты делаешь? Зачем яблоки собираешь? Почему не собираешь? ...
Гости приходят, садятся на крыльцо и молчат.
- Да, Ленка, вот так жизнь и проходит.
Здесь все просто. Потеплело - сажай картошку, потом обгоняй, пропалывай, борись с жуками, собирай урожай.
Солнце встало - вставай, солнце село - ложись спать.
Работай работу, придет зима - отдохнешь.
Все друг друга знают: знают прошлое и будущее.
Баба Аня уже давно жила одна. Две ее сестры вышли замуж, родили детей, а она подобрала алкоголика, доглядела до смерти.  Когда он умер, заказала памятник ему и себе. Сказала: "Родственникам не будет хлопот, останется только дату смерти вписать".
Баба Аня жила в доме, который можно назвать условно отапливаемым. Две печки тщательно протопленные обогревали его на полдня, а потом мороз из всех щелей выгонял тепло.
Баба Аня была моей соседкой. Я застала последние полгода ее жизни и "помогла" ей уйти.
В то лето я приехала на дачу с двумя детьми. Ване исполнился год, Симеону - два с половиной.
баба Аня радовалась, приносила детям подарочки, брала Симеона в гости. Она что-нибудь рассказывала, а Сеня слушал, внимательно глядя на нее.
Так как у бабы Ани не было близких родственников, два раза в неделю к ней приходила социальная работница.  Она приносила два ведра воды и слегка прибералась в доме. Баба Аня была очень бережливой поэтому воды ей хватало на все нужды: приготовить еду, помыть посуду, постирать и даже помыться.
Когда-то она работала в школе техничкой. Вышла на пенсию и доживала свой век.
Соседи пользовались ее добротой, иногда были несправедливы, но она всех прощала.
Иногда к бабе Ане приходила ее подруга Мария. Они садились рядышком на диване и обсуждали последние новости.
Свой дом баба Аня описала племяннице, и та забирала старушку к себе в огромный коттедж. Несколько зим баба Аня уже провела там. "Тепло, конечно, но все чужое", - рассказывала она.  "Тут я хозяйка, никому не мешаю".
Баба Аня поехала бы как всегда к племяннице и в этот раз, но ...
Я все время думаю, могло ли быть по-другому, если бы я не решила зимовать в деревне с детьми?
В свои 87 лет баба Аня дружила с головой и имела отменную память. В ней была какая-то внутренняя интеллигентность, порядочность, скромность.
Она помогала мне приглядывать за детьми. Скучать нам не приходилось. Эта карусель: приготовить, покормить, постирать, положить спать и опять по кругу знакома каждой маме. Баба Аня забирала к себе старшего, пока я укладывала спать младшего. В четыре руки управляться, конечно, легче. Я благодарила бабу Аню за помощь, а она была рада тому, что нужна, что дети ее ждут и по-своему любят.
Когда в ноябре приехала племянница, баба Аня сказала, что останется зимовать у себя.
Когда похолодало, она заходила к нам погреться. Садилась около лежанки, блаженно закрывала глаза.
- Хорошая у вас печка, вон как жарит, а моя совсем старая, да и сама я старая, вот помирать думаю.
- Как это помирать? Вы ж не исповедались и не причащались? - возмущалась я.


Утром я просыпалась и уговаривала себя вылезти из-под одеяла. Холодно. Растапливала печь и готовила завтрак. Потом мы сидели с детьми на лежанке, и я читала им книгу "Конек-горбунок". Кто-то думает, что осенью в деревне скучно. Нет. Осенью здесь спокойно. С деревьев падают листья и последние яблоки. Рано темнеет и мыши проводят ревизию. Это не обычные мыши, а полевки. Не знаю, почему, но я ужасно боюсь мышей. Я не могу уснуть, когда за шкафом шуршание, писк и возня.
Нашла мышеловку. Стало еще хуже. Только ляжешь- клац. И незадачливого мышонка жалко и себя.
Баба Аня принесла нам котенка.
Он любил сидеть у нее на коленях и урчать.
Незаметно наступила зима. Чтобы как-то утеплиться, баба Аня стала обивать окна снаружи пленкой. Это слабо помогало. Ветер сквозил из-под пола, свистел с чердака.
- Дарма, - говорила баба Аня.
У нее был оптимистичный взгляд на жизнь. Она радовалась мелочам. Приехала автолавка - хорошо, угостили конфетой- замечательно, пришла подруга - чудесно.

Все как-то быстро привыкли, что баба Аня теперь не одна. Стали реже ее навещать. В свободное время бабуля была у нас. Наступила зима: короткие дни, долгие вечера. Мне захотелось съездить домой в Минск хоть на денек. Я уговаривала бабу Аню поехать со мной и детьми. «Нет, я не поеду. У меня же хозяйство – кошка, да котята». Я уехала и вернулась через три дня. Дом бабы Ани был закрыт. Я пошла к ее подруге. «В больнице она», -- сказала Мария.
Взяла мальчишек и пошла навещать. Заглянула в палату, никого не узнала и уже хотела выйти, как пациентка с одной кровати меня позвала: «Лена…». Я обернулась и с трудом узнала в лежащей на постели больной свою бабу Аню. Лицо ее отекло, она сильно состарилась за несколько дней.
- Я закрыла за тобой ворота, пошла к себе в избу и уже не смогла встать, -- сказала она.
Два дня баба Аня пролежала в нетопленной хате, пока к ней не зашла сестра. Вызвали скорую, положили в больницу. Оказалось, что отказали почки.
Она не обвиняла меня, не жалела себя. Казалось, те житейские вопросы, которые ее раньше занимали, наконец разрешились. Это был совершенно другой человек. Я спросила, хочет ли она исповедаться и причаститься. Кивнула. Было видно, что говорить ей трудно.
Я позвала к умирающей батюшку. Отец Александр исповедал и причастил бабу Аню.
На следующий день муж племянницы перевез ее в городскую больницу. Она не спорила. Через неделю баба Аня отошла ко Господу. Это было 8 января.  День празднуют Собор Богородицы.
Я корила себя за то, что уехала, за то, что не вернулась на следующий день. В какой-то момент я ощущала себя убийцей. Меня утешает только то, что баба Аня успела причаститься.
Как бы я поступила, если бы был второй шанс?
Но его нет. Есть только возможность плакать о грехах и молиться за душу рабы Божьей Анны.