10. Юля Иванова - гениальный художник. серия мои к

Элеонора Улизко
   
Львиный мостик. Холст, масло, 95х180 см, 2000-2007г.

Юлия Николаевна Иванова 1944 – 2019, художница Ленинградского андеграунда, закончила в своё время Муху в 1977 году. Считала себя ученицей Соломона Россина. Известного представителя того же  андеграунда, давно живущего во Франции. Разумеется, учитель и ученица совсем непохожи. Соломон помог Юле раскрыть и найти себя. Невысокий мягкий интеллигентный Россин совсем не похож на свои яростные, где-то гневные и трагические картины. Я бы не смогла повесить их у себя в квартире. Не тот формат творчества. А вот в Мраморном дворце на 75-летии художника они смотрелись великолепно и на своём месте. Не потерялись в масштабах дворца.  Но впечатление на меня произвели горькое и безрадостное. Понятно, что андеграунд! Свиноподобные рожи деревенских мужиков рядом с сатирами. Безнадёга жизни. Военные сюжеты мне всегда было тяжело смотреть. Понравились мне у Россина только религиозные картины. Там трагизм сюжета заложен изначально, и он высокий, а не говно и помойка. Традиционно считается высоким, хотя смерть хоть в окопе, хоть на Голгофе страшна и грязна. Видимо, зритель должен испытывать покаяние (был такой фильм в начале Перестройки) и очищающий катарсис, идя к храму из своего социалистического безбожия. Я не каялась.
Юля – это мой художник! Впервые увидев её картины в частной галерее на Петроградской, я влюбилась в её творчество и потратила все накопления семейства на самую маленькую её картину 30х40см (примерно, мой оклад за год). Юлины картины в тот период начала 90-х хорошо продавались. Она купила землю и стала строить мастерскую в Печорах. К этим местам был привязан и Владимир Малков, он до самой смерти возил туда детей художественной студии на летнюю практику.
Тут можно обратиться и к личной жизни художницы. На мой взгляд, трудно найти более разборчивого и порядочного человека, чем Юля. У неё не было случайных связей. За всех своих мужчин она выходила замуж. Первый муж оставил ей дочь Элю. Девочка закончила музыкальную школу, но стала продавщицей одежды, не сделав карьеры, но родив дочь и воспитывая внучку. Первый муж увлечения Юли живописью не поддерживал и они расстались. Второй муж Жемчужников Гарик Альбертович был из семьи художникачеканщика картин по металлу, сам Гарик делал интересные скульптуры и композиции. У них сын Даниил, окончил институт, строитель, отец троих детей. 
Третий муж нашёлся в Печорах. Это был простой тракторист. Юля не говорила, чем он её привлёк. Видимо, силой, добротой, умением всё делать. Он-то и строил ей дом-мастерскую. Впоследствии спился и умер, что не удивительно для деревни.
Четвёртым фактическим мужем, но без печати загса стал мой брат Валерий. Они прожили вместе с 31.12.2004г. до смерти Валеры в декабре 2018 года. Регистрации воспротивилась дочь брата, волнуясь за дачу, на которой проживал её отец. Другой площади у него не было. Он и жена продали всё имеющееся в тот момент жильё и отправили дочь учиться и жить на Кипр, где она и сейчас проживает. Вышла замуж за киприота, родила троих детей, которые – скажу с гордостью - прекрасно знают русский язык и говорят без акцента. А вот у моей одноклассницы внуки стали настоящими испанцами и католиками. По-русски понимают отдельные слова.
Дом Валера построил сам из бруса. Провёл все удобства, оборудовал котельную, построил баню с бассейном. Понятно, что сейчас всё разваливается без ухода и присмотра. А в былые времена там часто собирались компании, топилась баня с парилкой и душем.
Но до исторической встречи Исаака и Рахили ещё почти 10 лет. Впервые меня отвела в мастерскую Юли в феврале 1994г. художница Наталья Куликова: вдруг она тебе что-нибудь подарит, какой-нибудь рисунок! Юле исполнилось 50 лет. Она ничего не подарила и мною не заинтересовалась. Мало ли людей ею восторгаются. А по деньгам я очень скудно получала в своей ж/д кассе и не могла ни на что претендовать.
Время шло, от Юли я была далеко. Сближение началось, когда я ушла из кассы, вернулась на работу в свой НИИ и стала больше получать. В 2002 году я дважды посетила Юлю в мастерской и что-то у неё приобрела. Она к этому времени со своим андеграундом стала получать меньше, и её уже можно было уговорить что-либо продать. Бум кончился. Историческим моментом стал наступающий 2005 год, когда я предложила Юле встретить его в компании на даче брата, который 10 лет назад овдовел, и она к моему удивлению согласилась.  Судьбоносная встреча состоялась 31 декабря 2004 года. Произошло почти по Пастернаку. Юля победительно вошла со стулом. Как с полки жизнь его достала и пыль обдула. Сама не понимаю, как это произошло, но она осталась у него жить. До самой смерти. Но это была уже их личная жизнь.
Я тут же почувствовала себя почти родственницей и заказала ей свой портрет.
У Юли с Валерой было совершенно разное отношение к юмору. Юля часто жаловалась мне на брата. Я говорила, что Валера пошутил, что он и мне высказывает то же самое. Юля отвечала, что она жена, а не сестра, это большая разница, и ей нельзя такое говорить. Конечно, она была чувствительнее нас, ранимее, восприимчивее. Я всегда говорила, что для гения у неё прекрасный характер, а для обычного человека её требования чрезмерны. Тем не менее, они как ссорились, так и мирились. Летом Юля часто уезжала в Печоры. Зимой работала в своей мастерской. Валерина дача была в основном для праздничных встреч.
Летом у меня был день рождения, и я всегда собирала на даче своих друзей-туристов, инженеров по образованию. Впервые пригласила я и Юлю как почётного гостя. Представила своим друзьям как известную художницу, усадила рядом с Валерой и собой в центр стола. На стенах висели Юлины картины. Но замечу, что современная живопись, которую я собирала, не нравилась почти никому из моих знакомых. Меня-то это особо не волновало, каждый может иметь своё мнение.
Праздник покатился своим чередом: тосты, поздравления, песни под гитару. И всё обо мне! А Юля как известная художница, отлично знающая себе цену в искусстве, привыкла к вниманию, поклонению, интересу к себе. И тут такой облом. Она поскучнела. Удар довершил руководитель наших водных походов, сокращённо Гром. Он решил проявить внимание и эрудицию к почётному гостю и спросил, правда ли, что любой  может раскрасить чёрный квадрат Малевича и ничего выдающегося в таком квадрате нет. Видели бы вы Юлю в тот момент! Она вступилась за высокое искусство, перейдя в наступление и громогласно обвинив всех в серости, некомпетентности, верхоглядстве и тупости. Глаза метали искры. Как может дилетант судить о высоком! Оставьте мнения специалистам и не высовывайтесь со своими глупостями! Но и Гром не лыком шит, упёрся как баран: я ведь тоже могу покрасить такой же квадрат! Где высокое искусство!? Еле мы их растащили. С тех пор Юля больше не приезжала на мой день рождения. Уезжала в это время в Печоры. Отмечали с ней поэтому только небольшие семейные праздники в узком кругу.
Но на 60-ти летие Юля устроила юбилей в своей мастерской. Было много людей: художники, коллекционеры, друзья, семья.  Висели картины. Была приглашена подруга-скрипачка и гитарист. Всё произошло на высоком уровне, значительно, серьёзно и уважительно.
В частных галереях часто проходили выставки-продажи Юлиных картин. Я приводила друзей, Юля своих родственников, мы отмечали событие чаем и бокалами вина. В честь Юли пели песню. Проводились они и в Союзе Художников, в частности её последняя выставка к 75-ти летию в мае 2018 года. Там присутствовал и её учитель 80-ти летний Соломон Россин.
Будучи творческим человеком, Юля писала и стихи. Они интересны как взгляд художника на действительность, и полны тонких рассуждений и наблюдений. У меня лежит книжка «Поэтические иллюстрации» с её стихами и чёрно-белыми рисунками, изданная в 2015 году. В конце этой книги находится гениальный пейзаж, на который я всегда любуюсь. Храм, мосты, старые дома. Под стать и стихи.
Про лёд на канале Грибоедова:
«Люди, идущие мимо, не слышат
Дыхание льда, не видят, как мучается,
Ломается, вздыхает лёд,
Уходя в землю».

 С японской отстранённостью:
«Луна прильнула к воде,
Распускаясь жёлтым клубком
В отраженьи воды…
И я иду мимо».

И философское, перекликающееся с моей книгою:
«Дома и деревья, их душа
Из растущего камня жива.
Встречаясь с людьми, она отдаёт
Им свою силу».

Удивительный человек, удивительный взгляд, удивительная живопись. Львиный мостик – это любимая картина Юли в моём собрании. Я почему-то воспринимаю её как театральную декорацию на сцене Мариинского театра. Наверно, потому, что мостик находится рядом с театром, и идя на спектакль, мы всегда проходим мимо. Деревья по краям картины выглядят как занавес по краям сцены. Цвет домов задаёт общую праздничную тональность картине. Сытые, довольные толстоморденькие львы вносят умиротворение. Они на своём законном месте. С ними пришла пообщаться маленькая собачка. Фонарь наклонился от избытка чувств, демонстрируя всем неустойчивость вселенной.
Я не могу сказать, что это не гениально! По крайней мере для меня. А ведь мы и есть творцы собственной жизни и судьбы, а также сотворцы и соучастники творчества разных художников, которое мы с ними разделяем или нет. Всё перемешивается в жизни и судьбе.
Умерла Юля через полгода после Валеры мгновенно от инсульта в своей мастерской. Символично, что в день победы 9 мая.
Как художница Юля сделала себя сама и всегда была победительницей своей жизни. Статья о ней вошла в сборник книги Л.Ю. Гуревич «Художники ленинградского андеграунда» 2007 года, являющейся биографическим словарём. Пара её картин находится в запасниках знаменитого Русского музея. Но если вы думаете, что музей их купил, то вы глубоко заблуждаетесь. Он их милостливо принял в дар, как и картины других известных художников. Какое-то время Юля ждала, что музей заплатит, но увы…