Если копнуть... 12 чувств

Валерий Стрельцов
Не до грусти впредь, не до печали
И хотя мы здорово устали
Нас зовут неведомые дали,
А они нам не дадут пропасть!..
Сергей Таратута. «Точка невозврата»


        Жестокий эксперимент

Это эссе ещё одна попытка проникнуть в тайны человеческой души, рассказать о жизни наших чувств и некоторых затаенных тонких чувствах, не признаваемых официальной наукой.  Проводником, как всегда, будет Доктор Штайнер…  Эти мысли возникли после прочтения одной из его неоконченных работ, отрывков из книги «Антропософия». Антропософия - это мудрость о человеке, её можно еще назвать эзотерическим человековедением, попытка объяснить загадку человека, одно из главных, если не самого главного, созданий Творца.
Штайнер, опираясь на логику и свои сверхчувственные способности,  показывает, что рассматривая чувства человека, как органы восприятия окружающего мира,  исследователю начинает открываться духовный мир,  неотъемлемую составляющую и продолжение мира физического. Всеобъемлющее  рассмотрение этой огромной темы для короткого эссе задача неподъемная, но несколько заинтересовавших меня  фрагментов работу Доктора  здесь будут освещены. Возможно они покажутся интересными  читателям, стремящихся к познанию, и отправными пунктами для самостоятельных размышлений и поисков.

Мы не осознаем этого, но наши чувства и мозг постоянно пока  бодрствуем ведут обработку поступающей из вне информации (впечатлений)… визуальные образы, самые разнообразные звуки, включая человеческую речь, запахи, тактильные и вкусовые ощущения постоянно бомбардируют наше сознание, пытаясь отразиться там и найти свое место в сонме ранее поступивших туда понятий и представлений.  Наше мышление, бодрствуя, засыпая и снова включаясь в этот жизненный процесс, как-то справляется с этим потоком информационного мусора, сортируя и преобразуя его в полезные для практической жизни знания; систематизирует, концентрирует их, формирует мировоззренческие установки человека, исходя из которых человек взаимодействует с социумом, государством, устраивает свою жизнь и развивается. Бесконечно сложный и непостижимый процесс… Только смерть останавливает этот сумасшедший биокомпьютер. Сумасшедший потому, что большинство людей не в состоянии управлять им. Разумной жизнь человека может сделать только умение управлять этим компьютером  и осознание  человеком своей главной задачи, задачи сделать свой мозг «орудием мыслящего духа» (Р. Штайнер).

Глубокие и систематизированный знания о сущности человека, жизни чувств и назначении человека даёт духовная наука антропософия, но и ученые-материалисты пытаются своими методами - надо сказать не безуспешно -  проникнуть в сознание  и исследовать духовный мир человека, узнать, как он связан с Богом.   Не так давно американские ученые провели довольной страшный и жестокий эксперимент над добровольцем, одиноким человеком. Это был мужчина, у которого не было ни родных, ни близких. Подопытного операционным путем лишили всех известных нам пяти чувств и стали наблюдать за  его состоянием. Способность говорить и ощущать своё Я и внутренне состояние мужчина не утратил. О существовании этих чувств  ученые-экспериментаторы не знали, но именно они помогли им добиться цели  этого опыта над живым человеком.  Приведу здесь для достоверности с некоторыми купюрами  найденное в Интернете описание этого опыта.

                ***

В 1983 году группа американских ученых под руководством доктора Фрэнка Сойдерса выдвинула гипотезу о том, что организм человека, лишенный своих пяти органов чувств, "начнёт адаптироваться и, выйдя таким образом за пределы реальности, сможет воспринимать высшую сущность – Бога". Поэтому учёные решили провести эксперимент, который должен был ответить на экзистенциальные вопросы, которые мы все задаем себе с незапамятных времен: Кто нас создал? Мы здесь случайно или по чьему-то велению? А если был "К то-то", кто нас создал, можно ли с ним связаться?
Для этих целей ученые нашли добровольца - 59-летнего мужчину по имени Стивен Лоудж, согласившего на то, что его лишат всех органов чувств хирургическим путем. Мужчина, вероятно, согласился по той причине, что его жена давно умерла, а детей и родственников у него не было. При этом он был не  против послужить науке.
Операция прошла успешно, если можно так сказать. Стивен, хоть и мог нормально двигаться, ничего не видел, не слышал и не ощущал даже на ощупь. После этого его поместили в комнату и стали наблюдать за ним 24 часа в сутки.
По ранее достигнутой договоренности мужчина должен был говорить обо всём, что с ним происходило: о своих ощущениях, мыслях и так далее.
Первые три дня Стивен говорил только о своих прошлых воспоминаниях и о желании вернуть всё назад, чтобы снова увидеть деревья, слышать звук своего голоса или ощутить аромат пищи. Но потом его голос начал слабеть, а речь становилась бессвязной. Большую часть времени мужчина просто лежал без движения и всё реже рассказывал о своём состоянии.
Его поведение встревожило ученых, которые пытались понять, что происходит со Стивеном. Однако, они предпочли не вмешиваться и посмотреть, что произойдёт дальше. На восьмой день поведение мужчины резко изменилось. Он начал плакать, утверждая, что слышит в своей голове голос умершей жены. Интересно, что, по словам Стивена, он мог общаться с ней.

Через несколько дней мужчина стал рассказывать ещё более пугающие вещи. К нему стали приходить и другие умершие, которые хотели что-то сообщить своим близким. Причём некоторые голоса сообщали ему такие подробности, каких Стивен точно не мог знать. Некоторые учёные хотели прекратить эксперимент на этом этапе, потому что состояние добровольца стремительно ухудшалось, но Фрэнк Сойдерс настоял на его продолжении. Спустя ещё пару дней Стивен вдруг начал ударяться головой о стену, говоря, что боль - это единственное средство, которое спасает его от голосов умерших людей. К тому моменту они приходили к нему, и когда он бодрствовал, и когда он спал. Очевидно, это стало сводить его с ума. Спустя 12 дней после начала эксперимента Стивен сказал, что "больше не хочет жить".
И в ту же ночь произошло самое неожиданное, мужчина впал в некое подобие транса. Его трясло, и он говорил слова на непонятном языке, после чего сердце Стивена остановилось. Навсегда... Учёные потратили на расшифровку последних слов Стивена несколько дней, пока не пришли к выводу, что это арамейский язык, на котором, как считалось, говорил Иисус Христос. Стивен никак не мог его знать, поэтому для учёных было загадкой, где он мог услышать вымерший язык. Но это было мелочью по сравнению с шоком,  который они испытали, когда перевели сказанные им слова:
- Нет рая, нет прощения! Я говорил с Богом. Он нас покинул.

                ***

Даже из этого короткого описания эксперимента над  Стивеном Лоудж видно, сколько загадок скрывается в сознании человека и как сложна его сущность.  Вопросов возникает много, очень много, а ответы на них даёт духовная наука. Для человека, изучившего «Теософию», один из 400-т трудов Рудольфа Штайнера, где рассказывается о физической, душевной, духовной  сущности человека и трёх мирах нашего мироздания, в поведении Стивена станет многое понятным.  В разделах, посвященных метаморфозам души в душевном и духовном мирах после смерти человека рассказывается о её необычном путешествии вне земной жизни после преодоления порога смерти. Лишенный  основных чувств, связи с физическим миром подопытный американских ученых был жив, но без всякой подготовки живой оказался  в царстве мертвых. Именно этим были вызваны неимоверные страдания, которые при этом испытывало его физическое тело. И выдержать эти страдания он смог только 12 дней. С помощью чувства жизни, чувства мысли и  чувства Я (есть и такие) он был способен контролировать своё состояние, а с помощью чувства речи рассказывать о нём ученым, проводившим эксперимент. Однако нагрузка на эти оставшиеся чувства, вызванная экстремальными условиями эксперимента была такова, что он быстро потерял рассудок и умер. Доктор Штайнер тоже обладал способностью видеть и общаться с душами умерших, но он был Посвященным и обладал способностью проникать в сверхчувственные миры,которую иногда в литературе называют шестым чувством. Поэтому упомянутая выше книга имеет подзаголовок  «Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека».

Из описания душевного и духовного миров данного Доктором можно также сделать вывод, что ни Ада, ни Рая в понимании христианских догматов  там не существует. Объяснят почему здесь не буду: уже где-то говорил об этом. Бог-Христос согласно Библии действительно оставил нас и что мы живем сейчас в ожидании его второго пришествия. Стивен всё вещал правильно...  Поразивший ученых его предсмертный монолог на арамейском языке можно объяснить после знакомства с трудами психоаналитика К.Г. Юнга о коллективном бессознательном.. Арамейский язык в свое время выполнял функцию международного языка и в первые столетия новой эры на Ближнем Востоке конкурировал с греческим. На одном из наречий этого языка говорили иудеи во времена пришествия Иисуса Христа..
И поскольку мы все родом из этих мест, в нашем подсознании, в нашем мозгу  сохранились структуры, сформированные речью на арамейском языке. К этим структурам и прикоснулось воспалённое сознание Стивена на завершающей, трагической части этого ужасного, но очень познавательного эксперимента. И своё последнее сообщение ученым-мучителям он передал  на языке, на котором говорил Спаситель. Именно благодаря этой особенности нашего подсознания он и смог понимать смысл происходивших вокруг него событий и речь высших духовных сил, которых он назвал Богом. Это моя версия, основанная на знаниях, полученных от Доктора и изучения некоторых трудов К.Г. Юнга. Научными такие выводы конечно никто не признает, но я и не претендую на это: мне достаточно, что они укладываются в картину моего мировоззрения.
Привел описание этого эксперимента американских ученых, чтобы показать насколько эти базовые чувства, которыми мы привычно и практически бессознательно пользуемся привязывают нас к реальности окружающего нас физического мира и как они спасают нас от видений мира Небесного, куда некоторые нетерпеливые еще при жизни пытаются заглянуть. Творец мудр, он всё устроил так для спокойной, трудовой  и благополучной жизни большинства людей. Устроил так, чтобы великие тайны бытия и мироустройства непосвященных не беспокоили, а особо беспокойных и не по уму любознательных власти своевременно помещают в дома для умалишенных.

В реальности нужно жить, сегодня и сейчас, как предлагает нам известный поэт Сергей Таратута в стихотворении, написанном 7 августа 2023 года:

Живем о годах не жалея,
Дорога, тропинка, стезя.
Два раза комету Галлея
Увидеть наверно нельзя.

И кто-то порхает, как птица,
Как рыба ныряет до дна…
А детство опять не случится
И старость — та тоже одна.

Однако каждый следует своим путем, действует по указаниям своей судьбы или просто идёт, куда ему указывают другие. Не в осуждение это говорю - Боже упаси - а для констатации факта… Вставшему же на путь познания, как бы трудно ему не приходилось, остановиться невозможно. Видимо я один из них, иначе бы эти неведомые дали, о которых пишу в своих статьях, не влекли бы меня с такой силой….
Время призывает нас всех стойко - как бы не было трудно и как бы к этому не относились окружающие - идти по выбранному пути. Мне помогает на этом пути поэзия, её особые волнующие  душу ритмы, образы и символы, поэтому позволю себе закончить этот раздел эссе стихотворением Сергея Таратуты, написанным именно в такой драматической и в тоже время оптимистической тональности:

Эх, ребята, как же мы попали,
Появившись здесь на белы свет.
Мы теперь у всей земли в опале
И конца опале этой нет.
Ничего, мы всякое видали,
Ведь жива земли шестая часть.
Не до грусти впредь, не до печали
И хотя мы здорово устали
Нас зовут неведомые дали,
А они нам не дадут пропасть!..

С такими поэтическими ассонансами и диссонансами  -  это как кофе-брейк на каком-то трудном для понимания эзотерическом семинаре - легче воспринимаются  глубокомысленные, отвлеченные от бытовых проблем мысли и откровения Доктора. А теперь продолжим плести нашу вязь….

 
        Поток сознания и его истоки

То, что происходит с нашим сознанием под воздействием ощущений, поступающих от органов  чувств и сопровождающих их мыслей, в современной психологии определяется метафорой поток сознания. При этом источником  чувственных ощущений могут быть  как внешние, так и внутренние причины, например ощущение усталости или боли. При этом мысли имеют сканирующий характер, в каждый момент осмысливая только одно какое-то ощущение или вдруг по непонятным причинам пришедшее в голову воспоминание. Когда мы не спим,  работа нашего сознания не затихает ни на минуту.  Такого рода мыслительный процесс хорошо иллюстрируется образом обезьяны, прыгающей с ветки на ветку. Эта метафора известного российского мистика Г. Гурджиева, называвшего такое состояние ума «бешеной обезьяной». 
В духовной науке - она возникла не на пустом месте -  Доктором  применяется более строгая терминология, использующая знания и опыт древних восточных мистиков. В своих работах и лекциях он всё время перебрасывает туда мосты и подчеркивает наличие этих связей.  Часть души, в которой происходят все эти события в антропософии называется душой ощущающей. Это вместилище не только ощущений, но и инстинктов, влечений, стремлений человека. Там зарождаются и живут наши эмоции, страсти, формируются симпатии и антипатии - там находятся все ниточки и нити, связывающие нас со сверхчувственным миром, который сформировал все необходимые человеку органы чувств. Через весь этот спектр  ощущений и чувств наша душа раскрывается навстречу окружающему миру. Здесь можно увидеть, как скрупулёзно и тщательно, подготавливая к жизни на Земле, поработал над нами Творец. Объем проделанной им работы поражает глубиной отделки деталей и нюансов. На мой взгляд, человек и его душа сами по себе служат доказательством наличия божественного Создателя. И попытки ученых-материалистов, что-то исправить здесь скальпелем или грубым экспериментом  приводит к болезни или смерти подопытного…

Доктор сообщает нам: она (душа ощущающая) присутствует у всех людей и большинство людей в силу ограниченности своего мышления на этом уровне  развития и останавливаются. В современной психологии его (такой уровень мышления) называют практическим, конкретным, в основе которых лежат чувства и действия. Для обретения души рассудочной и души сознательной - частей, определяющих разумного и духовно развитого человека - необходимо присутствие  мыслительных способностей более высокого порядка (теоретического, абстрактно-интуитивного мышления), которыми большинство людей не обладает. Теоретическое свойственно оперирующим с понятиями  философам, ученым, изобретателям, абстрактно-интуитивное, образное - художникам и литераторам. Гурджиев тоже говорит об этом и предлагает свои практики развития у человека недостающих способностей, но он идет своим оригинальным путем.
Успокоить свой ум, научиться самонаблюдению и самопознанию, стать более осознанным это задача развития нашего сознания, цель которого более полное использование скрытых  возможностей нашего мозга путем подключения подсознания.  Существует много методов - и старых буддистских и новых, Гурджиев предлагал  практики  усмирения этой обезьяны своим ученикам. С появлением  желания заглянуть в себя у человека может начаться далеко идущий процесс самопознания, самонаблюдения за ужимками и прыжками этого живущего в нас примата.

Для себя я выбрал литературный труд, чтение стихов различных авторов, они помогают мне усмирить и ввести свои мысли в нужное русло.  Думается не только я, но многие авторы литературных порталов видят в этом одну из целей своего творчества - находил там такие признания. Время сейчас сложное, информация со всех сторон поступает беспокоящая, односторонняя, искаженная пристрастиями,  агрессивная, и для приведения себя в душевное равновесие самостоятельное обдумывание каких-то волнующих человека тем - желательно не публицистического характера и в области своей компетенции -  и изложение своих мыслей и выводов  на бумаге (в компьютере) может дать желаемое успокоение мозгам, возбуждаемым происходящими чрезвычайными событиями и СМИ.
Добавлю ещё здесь, литературная работа приводит конечно мозги в кое-какой  порядок, занимает время, но для достижения максимального эффекта руководить этим процессом поиска себя, возвращения к себе (по терминологии Г. Гурджиева) должна какая-то значительная идея. Мне такую идею подарил Доктор Штайнер. Тогда вашу лодку не раскачают чьи-либо влияния и не перевернёт никакой шторм, никакие новоиспеченные аналитики, блогеры, эксперты, никакие СМИ не собьют вас с Пути…. Тогда вы будете сами себе капитан, рулевой и штурман…

                ***
 
Окружающий мир огромен и необъятен  разумом  человека. Человек пытается упростить  для себя необъятное, чтобы сделать  обитаемым и понятным. Эту задачу решают материальная и духовная культура. Первая делает мир более комфортным и удобным, вторая пытается представить необъятную реальность в удобоваримом виде и служить целям неутолимой жажды  познания сущего. Огромное и всё возрастающее количество философских направлений и развивающих их трудов подтверждает этот бесконечный процесс поиска ключа к реальности, поиска истины. Этот процесс и  питают наши чувства и наше мышление. Творческие люди посвящают этому всю свою жизнь. Но каждому философу или художнику удается отразить только какую-то одну грань бесконечного многообразия природы или социальных отношений людей. Обычные же люди складывают для себя картину мира из наработок гениев, или принимаю готовые схемы, предлагаемые им государством и церковью.
Правда,  утверждение о необъятности и непостижимости противоречит материалистической теории отражения, утверждающей, что мир познаваем. Теория отражения - учение, рассматривающее познание как отражение действительности в человеческом сознании. Самонадеянность ученых-материалистов чрезмерна: «мыслящий тростник» и самого себя постигнуть не может, не говоря уже о «болоте», в котором он рождается и умирает...
Утверждение о познаваемости с серьезным изъяном: ученые-материалисты признают несуществующей часть мира не воспринимаемую нашими органами чувств. Спор слепого и глухого, для первого не существует видений, для второго мир безмолвен… Для жука или муравья, ползущего по  стволу  дерева, оно не существует, для него «дерево» это какая-то причудливая  неровность на поверхности земли, для них нет различия между лесом травинок и лесом деревьев.

По отношению к чувствам  материалистическая наука сразу показывает свою ортодоксальность и ограниченность, признавая существование у человека только пяти всем известных чувств, зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Признают только пять потому, что находят у человека соответствующие этим чувствам органы, глаза, уши, нос, вкусовые рецепторы языка и кожу. На самом деле - если копнуть -  чувств  у человека двенадцать… И именно эти не признаваемые чувства - это доказал и эксперимент американских ученых -  и способны вывести человека за пределы физического мира. Поведал мне об этом Доктор Штайнер, а потом Альберт Соесман в своей книге «Двенадцать чувств». Соесман был последователем Доктора и развил в своей книге идеи и откровения, изложенные в «Антропософии».
Перед описанием откровений Рудольфа Штайнера подчеркну еще раз. Антропософия рассматривает человека таким, каким он предстаёт для физического наблюдения. Однако она ведёт наблюдение так, что из физических фактов ищет указание на духовную подоснову. Таким образом Доктор устанавливает связи антропологии, антропософии и теософии, показывает нам связи физического и духовного мира, которые разделены только в сознании материалистов, более того, вторая половина для них просто не существует. В антропософском освещении человеческим чувством может быть названо всё, побуждающее человека признать бытие предметов, существ или процессов таким, чтобы он был вправе отнести это бытие к физическому миру. Последнее чрезвычайно важно для правильного понимания антропософской трактовки чувств человека.

Наконец, подошли к самому главному, к истокам… Перечислю здесь эти чувства в  том порядке и  тех сочетаниях, в которых они приведены в книге Соесмана. Порядок тоже важен, потому что с каждым новым чувством в этом перечне мы получаем возможность все глубже проникать в сущее, в окружающий нас мир и самих себя:

Чувство осязания и чувство жизни
Чувство собственного движения и чувство равновесия
Чувство обоняния и чувство вкуса
Чувство зрения и чувство тепла
Чувство слуха
Чувство речи, чувство мысли и чувство Я.

В этом перечне мы находим и известные нам пять чувств и те, о существовании которых  до сих пор не догадывались. Сгруппированы эти чувства не случайно. Не будем забывать, что они предназначены для познания не только внешнего окружающего нас мира, но и самого носителя этих чувств, человека., Если вспомнить об этом, то станет понятной группировка чувств в перечне.


Чувство осязания позволяет нам представить физический облик, внешние контуры окружающих нас вещей и предметов и определить некоторые их физические свойства.
 
Чувство жизни дает представление об общем состоянии нашего организма,  ощущения боли указывает человеку на место какого-либо разбаланса в функционировании его внутренних органов. Появление боли свидетельствует о каких-то нарушениях в образе жизни человека  и дисгармонии в его отношениях с внешним миром. Подопытный американских ученых чувства осязания каким-то образом был лишен, но чувство жизни у него очевидно присутствовало, т.к. он чувствовал невыносимые мучения от контактов с обитателями потустороннего мира и бился головой об стену, чтобы чувством боли заглушить эти мучения.
Пояснение Доктора о чувстве жизни. Таким, например, является самое неопределённое и самое общее чувство, которое можно назвать чувством жизни. Человек, собственно, только тогда по настоящему замечает бытие этого чувства, когда благодаря ему воспринимает в себе что-либо нарушающее порядок в телесности. Человек чувствует в себе слабость, усталость. Он не слышит слабость и усталость, он их не обоняет, однако воспринимает их в том же смысле, в каком воспринимает запах и звучание. Такое восприятие, касающееся собственной телесности, должно быть приписано чувству жизни. Оно, по сути говоря, всегда присутствует и у бодрого, здорового человека, хотя весьма ощутимым становится только при каком-либо нарушении. Благодаря чувству жизни человек ощущает себя как телесное «я», заполняющее пространство.

Чувство собственного движения и чувство равновесия помогают нам в ориентации тела в окружающем пространстве. Первое является внутренним сигналом, говорящем о состоянии покоя или перемещении тела в пространстве, второе говорит  о его положении относительно вертикали, и сообщает об устойчивости положения человека.
Комментарий Доктора: От чувства жизни отличается другое, благодаря которому человек воспринимает, например, выполняемое им движение. Двигают ногой и это движение воспринимают. Чувство, благодаря которому это происходит, следует назвать чувством собственного движения. Отличие этого чувства от первого обнаруживается, если подумать, что посредством чувства жизни воспринимают лишь нечто, существующее во внутренней телесности без того, чтобы с этим что-либо делать самому. Чувство собственного движения воспринимает то, в чём предполагается деятельность, подвижность.
О равновесии: Третье чувство появляется, когда замечают, как человек может удерживать себя в определённом положении в отношении верха и низа, правого и левого и так далее. Это чувство можно назвать чувством равновесия или статическим чувством. Его особенность выявляется при понимании, что надо иметь восприятие собственного положения, если хочешь держаться в нём как сознательное существо. Когда чувство равновесия не действует, у человека кружится голова, он падает Когда чувство равновесия не действует, у человека кружится голова, он падает. Не осознающий себя предмет поддерживается в этом положении без восприятия своего положения. У него не может кружиться голова. Антропология, говоря об этом чувстве, указывает на маленький орган в человеческом ухе. Здесь существует три канала полукруглой формы, расположенные в так называемом лабиринте уха. Если они повреждены, то наступает состояние головокружения. Однако это восприятие он получает так, что оно ему открывается как состояние собственной телесности, как ощущение своего собственного положения.
Почувствуйте вместе со мной силу и глубину мышления Доктора: Благодаря этим трём чувствам (жизни, собственного движения и равновесия) человек получает ощущение своей собственной телесности как единого целого, которая является основой самосознания для него как физического существа. Можно сказать, что душа открывает свои врата в отношении собственной телесности посредством чувства жизни, чувства собственного движения и чувства равновесия и ощущает эту телесность как физический внешний мир, стоящий к ней ближе всего.

Чувство обоняния и чувство вкуса. Продолжим погружение в материальный мир с помощью наших чувств.  Обоняние позволяет нам грубо анализировать химический состав вдыхаемого воздуха, говорить о приятности или отвращении вдыхаемого нами газообразного вещества. Вкус же еды или какого-либо другого жидкого или твердого вещества, попавшего в человеческий рот позволяет анализировать его полезность или вредность для нашего организма.
С чувствами обоняния и вкуса человек выступает навстречу внешнему миру, относящемуся к нему самому по-другому. Первое принимаемое здесь во внимание чувство – это то, посредством которого человек входит в ближайшее соприкосновение с тем, что называют материей. Близкое соприкосновение с материальным допускают лишь воздушные или газообразные тела. И это соприкосновение осуществляется через чувство обоняния. Но быть воспринятым с помощью чувства обоняния вещество может, если только оно раздроблено до тончайшей степени и газообразно распространено.
Следующей ступенью восприятия органов чувств является тогда та, посредством которой воспринимается уже не только вещество как таковое, а воздействия (действия) вещественного. Это происходит благодаря чувству вкуса. С помощью этого чувства может восприниматься только водное тело, либо такое, которое для отведывания его вкуса растворяется в жидкости рта. Благодаря чувству вкуса человек проникает во внешнюю материальность одной ступенью глубже, чем с помощью чувства обоняния.
Так чувству обоняния присуще воспринимать внешнюю сторону вещественного; чувство вкуса глубже проникает во внутреннее материальной вещи. А чтобы это внутреннее побудить к проявлению, человек должен изменить внешнюю сторону вещи.

Чувство зрения и чувство тепла. Ещё глубже человек проникает во внутреннее физического внешнего мира благодаря следующему чувству. Это чувство зрения. Видит ли человек тело красным или синим, это раскрывает ему внутреннее содержание тела больше, чем при воздействии, передаваемом чувством вкуса. Всё зависит от сущности тела – предстанет оно красным или синим под влиянием бесцветного солнечного света. – Цвет проявляется как поверхность тела. Но можно сказать: то, как тело открывает себя тут, на своей поверхности, есть обнаружение его внутренней сущности благодаря посредничеству света.
Ещё глубже, в известной степени под поверхность тела, проникает чувство тепла. При ощупывании куска льда или тёплого предмета выясняется, что холод или тепло не являются чем-то, предстающим только снаружи на поверхности, как цвет, но целиком пронизывают тело. Заметим, что градация чувств, охарактеризованных здесь, такова, что с каждой следующей ступенью человек погружается глубже во внутреннее тел внешнего мира.

Чувство слуха. Здесь уже начинается мистика, это чувство открывает человеку окно в мир социальных отношений, делает его общественным… Дальнейшее погружение представлено чувством слуха. Оно достигает более высокой степени продвижения во внутреннее тел, чем чувство тепла. Тон вызывает вибрацию внутри тел. Это больше чем только образ, когда говорят о том, что душа какого-либо тела приводится к откровению через тон. Через тепло, которое тело несёт в себе, узнают нечто о его отличии от окружения; через тон наружу выступает и сообщается восприятию собственная природа тела, его индивидуальное начало.
Если говорят, что в тоне живёт душа тела, то можно также сказать, что в звуке это душевное обнаруживается так, что оно появляется с некоторой самостоятельностью, отдалённым, освобождённым от телесного. Так как восприятие звука предшествует суждению, то ребёнок учится воспринимать звуковое значение слова прежде, нежели он приходит к использованию суждения. В речи ребёнок учится судить. Вполне справедливо говорить о некотором особом чувстве звука или чувстве речи. Со звука и чувства речи начинается магия нашего общения с себе подобными, магия общения с другими людьми, открывающая нам возможность жизни в социуме, возможности творчества, возможности познания и развития.

Чувство речи, чувство мысли и чувство Я. Эти чувства были открыты Р. Штайнером и только после этого стали входить в научный оборот. Чувство мысли в  «Антропософии» Доктор называет чувством понятия. Эти чувства наиболее трудны для определения из-за отсутствия в языке необходимых для этого понятий. Первые два чувства могут существовать в основном благодаря наличию у человека слуха. У глухонемых речь заменяется жестом, и в отсутствии слуха чувство мысли у них всё-таки наличествует.
Любой звук — будь то стук лапок спрыгнувшей с подоконника кошки, рев проезжающего за окном мотоцикла или рокот пролетающего БПЛА  -  что-то говорят о своем источнике, однако человеческая речь благодаря наличию чувства мысли (понятия) обладает совершенно уникальными свойствами. Переживаемое в собственной душе как понятие человек может также получить, открывая его в чужом существе. Через восприятие понятия ещё глубже погружаются в существо, в его внутреннее, чем через восприятие звука. Ощутимым способом невозможно продвинуть погружение в другое существо дальше, чем до восприятия того, что живёт в этом существе в виде понятия. Чувство понятия является тем, что проникает во внутреннейшее внешнего существа. С понятием, живущим в другом человеке, человек воспринимает то, что душевно живёт в нём самом. Вот как представляет нам чувство понятия этот великий человек, Доктор Рудольф Штайнер.  Соесман приводит в соответствующей главе своей книги много доказательств наличия у человека чувства речи и чувства мысли, желающие могут самостоятельно проштудировать её в Интернете.
И Доктор и Соесман отмечают, что благодарю чувству слуха человек выходит в ангельские сферы, а благодаря языку и речи - в архангельские. Каждым народом руководит свой Архангел и именно с его помощью формируется и развивается язык каждого народа. Создание новых слов, новых лексических единиц языка подвластно только выдающимся гениям человечества. У нас в России такой подвиг приписываю гению А.С. Пушкина, считая его создателем современного русского литературного языка. У итальянцев таким гением был Данте.

И чувство Я и само Я человека являются средоточием его самости, уникальности существования личности каждого человека. Ощущение Я пробуждается в человеке детские годы и потом не покидает его всю жизнь. Именно в Я человека сосредоточено его сознание и в нём собираются все знания об окружающем мире и о самом себе. Я человека с помощью мышления постоянно сканирует чувственные ощущения и делает из них выводы, полезные и необходимые для разумной жизни каждого человека. В зависимости от качества мышления сформированное таким образом отражение реальности будет более или менее адекватным реальности… Со сформированным таким образом мировоззрением человек и будет идти по жизни.
И оно  (мировоззрение) определит дорогой, тропинкой и стезей будет наш Путь….


         Заключение для релакса

Поэты-лирики в своих стихах поэтическим языком рассказываю о своих чувствах, раскрывая свои души перед читателями,  каждый в меру своего таланта. Никто из художников более искусно и образно этого делать не умеет, и именно поэтому изучение духовной науки и поэзии у меня идут параллельно и стихами нафаршированы практически все мои работы.
О чем бы не писал, в голове звучат строки каких-либо стихов, и постоянная  связь с живыми талантливыми поэтами очень сильно этому способствует. Постоянно на проводе у меня очень талантливый советский и российский поэт Сергей Таратута, который очевидно обрёл свою стезю в нашей литературе….  Продолжу продвигать в этом эссе идею смысловых поэтических ассонансов  и диссонансов - возможно кто-то осудит такую вольность, но хочу попробовать….


                ***


Можно бесконечно удивляться таинствам поэзии, восхищаться талантами и внутренним миром поэтов… Сергей Таратута в конце августа собирается в Ступино, деревню, где  провел  детство… и вот из глубин памяти, из глубин подсознания  вдруг  всплывает ощущение прожитой там жизни, провидческое  видение запущенного бабушкин сад, река Красивая Меча и рождается новый стих…. Мне посчастливилось первому услышать это стихотворение:

Даже вишня здесь соком не брызнет,
Даже яблоко здесь не найду.
Ощущение прожитой жизни
В этом мощном когда-то саду.

Здесь в июле бомбила грушовка,
И плоды подбирали с земли.
А подсолнухи божья коровка
Избавляла от въедливой тли.

И хотя не закончилось лето
Почему-то река холодна.
В детстве здесь несмотря на запреты
Донырнуть мы умели до дна!

16 августа, 12 часов 30 минут
Южное Бутово