Культурный код

Екатерина Федина
Лето на улицах Ляйдена. То жарко и душно, то душно и дождь. Мне все лето как-то лениво. Хожу на курсы голландского в местном университете. Прикольный там  контингент. Например, в моей последней группе пулденцерша из Израиля и буддистская монахиня из Мьянмы. Немецкая спортсменка, японская архитекторша, турецкая админстраторша из ВикторияСикрет. Напротив рыжий британец Крис,  политолог, занимается северной и южной Кореей тут в университете, под 50. Рядом британец Михаэль, преподаватель британской литературы, под 50. Он женат на немке, у них две дочки, живут тут 17 лет уже. Нидерландский нет, не учил. А нафига? Все по-английски же говорят. В группе 1 русский Дима, примерно 45, он уехал из Москвы с началом войны, ищет тут работу, пребывая в статусе редкого специалиста. Соседка справа из Гонконга, на вид 25, она ржет,  меня веселит и все в поиске хороших азиатских ресторанов. Филипинка, лет 30, вчера рассказывала,  как скучает по своей национальной еде. Ну нет тут в Голландии приличных филипинских ресторанов, индонезийскме, китайские, индийские, паназиатские. А нормальных филипинских нет. Голландцы любят бутерброды, митболс, селедку, и не знают, что вот же, филипинская кухня...В универе есть кафешка с местными пирожками и маффинами. Кофе в пластиковых экостаканах. Приносишь стакан обратно-получаешь пластиковую монетку. Приносишь монетку-получаешь стакан. Чтобы пластик зря не выбрасывать. Уважуха. Голландский я учу своеобразно. Я мысленно говорю по-немецки, подчищая порядок слов на голландский манер и произношение. Спеллинг голандский в моем случае-это труба. Очень у них много удвоенных глассных и согласных, в разных формах слов они видоизменяются. Короче, слышится не как пишется. В немецком таких замутов нет. А тут звукослоговой, маму вашу, сингармонизм, фонетическая ассимиляция. И при письме мне надо думать, что во что переходит. То есть голландский музыкальнее немецкого. Поэтому я говорю на нем пока что как попало и по-немецки. С Михаэлем про британскую классику. С монахиней Сангой про то, что в любой религии используются трансовые состояния. А Голока Вриндавана лучше нирваны, потому что там свободный от кармы экшн. Но в целом мне грустно.Я говорю Михаэлю, что мой муж любит "Гордость и предубеждение", но умалчиваю, что в придачу он прется от Тарантино. Михаэль филолог же, он любит старую британскую классику. Тарантино это постмодэрнистические американские комиксы. Вот, например, вчера с Робином смотрели "бесславных ублюдков" и ему очень зашло. Он на радостях предложил мне "Однажды на диком западе".Там и музон в стилистике подобной. Нет, думаю,со Звягинцевым надо погодить. В тайне посмотрела "Нелюбовь". Восхищена. Я ему показала пока михалковскую "Родню", так ему поплохело от того, как они ругаются и орут, на середине отморозился.У Тарантино там просто мочат и пытают друг друга по-бырому. А русские нет, русские знают толк в эмоциональном садизме, у них и комедии про дисфункциональные семьи и бытовой садизим. Без анастезии не каждый потянет это смотреть. И с другой стороны, Тарантино оскорбит, поди, утонченный вкус Михаэля.Михаэль, говорю, ты роялист? Немного да, говорит, а ты? И ржет. Это ты хорошо, думаю, спросил. 20 лет с Путиным, у нас все тут вынужденные роялисты. С Сангой мы пару раз обедали в садике под платаном. Сан каждый раз достает круглую медную байду, похожую на индийскую камандалу, в ней рис и овощи. А еще Сан лысая и в бордовом. Но ей идет. Если бы у меня была такая же карамельная ровная кожа и я была бы худощавой как она в ее 42, может, я бы тоже налысо и того...но мне без мэйкапа не ок. Сан может часами созерцать траву и слушать, как шумят листья деревьев. И быть в этом тотально. И что,говорю, если увеличить часы этой тотальной осознанности, нирвана снизойдет? Ну, говорит, как минимум, ты увидишь реальность как она есть, без твоих интерпретаций и мыслей. Хм. Все, за что я цепляюсь-инпретации и мысли-все это спустить в толчок? Даже не знаю...и что, мне станет клево? Она 15 лет спускает в толчок. Ей спокойно. Она флегматичная и медленная. С ней рядом хорошо. Не, я так не смогу, я никогда не была флегматичной. Даже гемоглобиновый дефицит и 18 лет вегетарианства не особо помогли. Там же, в нирване как, там же ничего нет. Ты там была? А если ты там не была, откуда ты знаешь, что там клево? Ржет. Говорит, но привязанность к миру это же причина страданий, после смерти же перерождаться опять.  А настоящие кришнаиты, говорю, попадают  в кришнаитский рай и колбасятся там с Кришной. Там весело и оттуда они уже не перерождаются в самсару. Ржет. Не верит, поди. Говорит, мол, если Боженька наш папа и создал этот мир, чего эта мы в нем страдаем, неужели папа нам так определил? Нет, говорю, в момент создания мира дживы привлеклись творением больше, чем творцом-условным папой. Ну, папа посмотрел на это сострадательно, ну, грит, раз оно вам так прямо надо, нате вам материальные тела, чтоб наслаждаться сотворенным материальным  миром. Тела для осуществления ваших материальных желаний.  Сидит папа и ждет, когда они там уже перебесятся, устанут и обратно домой.А они никак пока. Вот так вот. Желания не прекращаются, самсара не кончается. Души втянулись и привязались, про папу забыли. Ржет. Молчим. Созерцаем цветы. Созерцать хорошо. Странно, я живу в Голландии как за стеклом. Я вижу ее как в кино и как будто не могу потрогать. Пыталась разговорить Диму. Мне кажется, ему одиноко. Он в своей презентации говорит про культурные стреотипы о русских и голландцах.Спросил студентов, мол, чо как, а у вас есть стереотипы про русских? Тишина...Говорит, мол, задавайте вопросы, только несерьезные и не про политику. Ну я и поназадавала про матрешек, медведей там. Мне кажется, Дима хочет подружиться с иностранцами и понять их. Хочет, чтобы поняли и приняли его. Вот, мол, я русский, но это же не стигма. Я хороший. Когда я на это смотрю, мне грустно. Зато турецкая краса дала мне адрес в Лядендорпе, где она наращивает фейковые ресницы, густые как у танцовщицы кабаре.Надо тоже себе налепить.   В моей предыдущей группе преподавала какая-то сумасшедшая  голланская бабень. Во-первых, на вопрос, есть ли правила употребления вспомогательного глагода zijn, она тыкнула пальцем в книгу, мол, тупо зубри примеры. А ей, мол, а в немецком вроде как есть, может и тут. И она мне, да я мол, доцент, да ты, мол, как посмела сомневаться...это не апппроприэт, и вообще, 
ты хмуришь брови, мне не нравится выражение твоего лица...а я ей, мол, да я лишь представила, сколько придется зазубрить, я в виду не имела...уж поверьте, не имела интенций вас оскорбить и усомниться в вашей филологической компетенции, простите что не так, меврау...она отошла, спасибо, мол, грит, конфликт исчерпан...в кафешке хотела купить мне кофе... а на перемене, когда я сказала,что скептически отношусь к идее некой идеальной демократии, она вновь  страстно накинулась на меня, мол, это все твой русский мозг, тебе надо больше смотреть голландских сми...вот Рютте, мол, это наш герой, простой мужик из многодентной семьи...а вот, всего достиг же ж сам...ну наверное, говорю, кому-то выгодно его было попиарить и пробашлять...она вспыхнула..это у вас там, в России коррупция и олигархи, а у нас демократические свободы...Рили, спрашиваю, мол? Рили-рили? И олигархов нет? Да ладно...а сама думаю, женщина, у тебя в группе 17 студентов, на тебе явно экономит твой универ...да к тому же Рютте правый, чо ты впряглась за Рютте, он из другой социальной страты, а еще топит за то, чтоб не воссоединять украинских мигрантов с их семьями и не башлять им бабла... потом последовали вздохи, ты слышала, мол, Путин снова послал на войну 18 летних пацанов...а потом мы пили кофе с украинкой, она влезла между нами, увела украинку и интимно выразила ей  надежду, что африканские страны прекратят эту ужасную войну. "По-моему, она куку,"-сообщила мне украинка. А по-моему,у нее засрат мозг местными сми. Ведь по сути, не важно, по какую сторону ты смотришь сми, важно, чтоб мозг ими не был засрат. А Робин говорит, климакс. Через недельку она сообщила что глагол zijn, конечно же, употребляется с глаголами движения и состояния и начала попинывать мое далеко небезупречное письмо. Вобщем, мне пришлось сменить группу. Робин в секретариате настоял, чтобы на этот раз мне выдали учительницу без климакса. И вуаля, молодая, доброжелательная, терпеливая, все обьясняет про употребление вспомогательных глаголов в деталях. Группа прикольная. А Голландия все плывет мимо как на экране кино.Наверное, у меня какой-то свой культурный код...