Оплошность оружейника

Олег Каминский
     Советская 312-я ночная авиационная дивизия (командир — полковник П. Н. Кузнецов) была сформирована в апреле 1943 года и до августа находилась в резерве Ставки Верховного Главнокомандования. Затем по решению Ставки дивизию передали в распоряжение командующего 5-й Воздушной Армии.

     21 августа дивизия в составе 392-го, 930-го и 992-го авиаполков на легких самолетах У-2 приступила к выполнению боевых задач в интересах наземных войск Степного фронта.

     Дивизия по ночам наносила удары по скоплениям войск противника, находившихся в движении и в местах сосредоточения. Объектами налетов были артиллерийские и минометные позиции, шоссейные и железные дороги. Удары наносились одиночными самолетами У-2 с небольшим интервалом беспрерывно в течение ночи, подвергая противника систематическому моральному воздействию, изматывая и изнуряя его.   

     После взятия Харькова нашими войсками 23 августа, части дивизии вели боевую работу за овладение Красноградом, Полтавой, Кременчугом, Черниговом и другими городами Украины.   

     Боевая работа летчиков продвигалась успешно. Однако, уже в ночь на 26 августа 1943 года в дивизии случилось чрезвычайно неприятное происшествие. Тогда на аэродроме Перемога (севернее Белгорода) в результате оплошности одного из оружейников сгорели на земле сразу 10 самолетов У-2. Надо же было такому случиться!

     Выяснилось, что при ввинчивании взрывателя бомбы САБ-5 оружейный мастер случайно вытащил обе чеки. Естественно, тут же сработал взрыватель, бомба зажглась, в результате чего загорелся и самолет. На горящем самолете начали рваться ракеты и бомбы. Разлетающимися во все стороны осколками были подожжены ещё 9 самолетов У-2, находившиеся в непосредственной близости и выстроенные в линию на небольшом интервале 2 – 5 метров.

     Судя по всему, технический персонал растерялся, а может быть рядом не оказалось необходимых в подобных случаях средств пожаротушения. Как бы там ни было, все 10 боевых самолетов полностью сгорели.

     Начальство сразу же начало разбирать ночное ЧП и, как было сказано в приказе по армии, причинами этого вопиющего происшествия явилось отсутствие должного контроля за подвеской и зарядкой бомб со стороны руководящего состава эскадрильи и полка, а также скученность материальной части на аэродроме.

     Разумеется, из этого происшествия командованием был сделан соответствующий вывод. Было приказано на всех аэродромах проверить порядок рассредоточения самолетов, не допуская их скученности, тщательно проверять снаряжение самолетов перед вылетом на боевые задания, не доверяя это второстепенным лицам, проверить знания и практические навыки у летно-технического состава полков по подвеске и снаряжению авиабомб, особенно зажигательных и светящихся. 

     В общем, принятыми мерами порядок был наведен и больше подобных происшествий не случалось. 

     Что ж, в жизни, а особенно на войне случается всякое. Да и влияние человеческого фактора на события и судьбы людей предотвратить, к сожалению, невозможно.

     Однако меня больше всего волнует судьба несчастного оружейника, допустившего такую роковую оплошность. Как так получилось, что он ошибся? Возможно, виной тому была плохая видимость — не будем забывать, что случилось это ночью. Кто он был, молодой парень или уже пожилой семейный человек? Что с ним стало? К сожалению, мне ничего об этом не известно. Могу твердо предположить лишь одно: даже если он уцелел во время этого пожара, дальнейшая его участь была печальной...