Учитель и коллега

Елизавета Валерьевна Саввина
В 1993 г. я поступила на историко-юридический факультет нашего университета – ЯГУ. Среди учебных дисциплин, которые преподавались на первом курсе, был предмет «История Древнего мира». Как оказалось, первая часть этого предмета – «История Древнего Востока» – читалась в первом семестре, вторая – «История Древней Греции и Рима» – во втором. Лекции по истории древневосточных и античных государств вёл профессор Николай Антонович Гоголев. Ещё до университета я слышала это имя, и знала, что преподаватель Н.А. Гоголев – первый якутский чемпион России по вольной борьбе.

В памяти ясно сохранились мои студенческие впечатления, как от самого Николая Антоновича, так и от его лекций. Профессор Гоголев выглядел гораздо моложе своих тогдашних 55 лет. Он был небольшого, даже скорее маленького, роста. В нём чувствовалась спортивная выправка, бывало, поднимаясь по лестнице на шестой этаж, он легко обгонял нас, гиподинамичных студентов. Черты его лица были правильны, мимика выразительна, голос хорошо поставлен и весь облик притягательно интеллигентен. А как великолепны были его лекции! Они отличались живым слогом, исключительной содержательностью, особой технологией подачи материала. Николай Антонович сочетал «письменную» часть лекций (то есть, то, что следовало законспектировать) с «материалами для кругозора» (мы откладывали в сторону ручки и обращались в слух). «Материалы для кругозора» уводили нас, первокурсников, в мир восточных и античных мифов, иногда – в самую гущу великих войн, а порою – в страны, которых давно нет на Земле. Я отлично помню, как впервые услышала от профессора Гоголева о шумерском «доме рыбы», о боевых слонах Александра Македонского, о великой Хараппе, погребённой временем. Чёткий голос, размеренный темп речи, свободное владение материалом также были составными элементами лекций Николая Антоновича. Когда я сама преподавала в университете, к каждой своей лекции я привлекала «материалы для кругозора», что в значительной мере было перенято мною от Николая Антоновича.

После окончания университета мне довелось в течение двух с половиной лет быть коллегой Николая Антоновича. Работая с ним на одной кафедре, я ещё лучше узнала многогранную личность этого человека. Он блестяще разбирался во всём: в политике, экономике, исторических вопросах. Ум его был глубок и остр. Когда он обсуждал какую-либо тему, то удивлял всех широтой познаний. Николай Антонович был центром внимания любой компании, увлекательно рассказывал разные случаи из жизни, обладал приятным певческим голосом.

30 декабря 2000 г. мы, члены кафедры всеобщей истории и этнографии, поздравили друг друга с наступающим знаменательным годом (новый век, новое тысячелетие). Николай Антонович был бодр, весел и, как и все мы, полон самых оптимистических планов на грядущий знаковый год.

Последний раз я видела его в четверг 4 января 2001 г., когда он пришёл на кафедру за расписанием заочников. Ничто не предвещало беды, до которой оставались считанные дни. Николай Антонович скоропостижно скончался 13 января 2001 г., в субботу. Инфаркт миокарда... В самый холодный день той зимы, 17 января, мы проводили его в последний путь.

У человека есть способность хранить воспоминания. В этих воспоминаниях продолжают жить люди, которых уже нет с нами, но забыть их невозможно. Нас с Николаем Антоновичем разделяет вечность. Но преодолевая бесконечность разъединяющих нас миров, я хочу ему сказать: «Мой уважаемый Учитель и горячо любимый коллега, я благодарна судьбе, что в своей жизни знала Вас!».

2003 г.