Пушкин в ж-ле Мир Искусства

Поль Читальский
(серия Конспекты пушкинистики)
 
Часть 1
Розанов В.В.  выписки из заметок и статей о Пушкине
1899. Журнал Мир Искусства (№13-14)
Пушкин - всегда среди друзей, он - дружный человек; и, применяя его глагол о "гордом славянине" и архаизм исторических его симпатий, мы можем "дружный человек" переделать в "дружинный человек".

Да, они все, т.е. эти три (*) , - были пьяны, т.е. опьянены, когда Пушкин был существенно трезв. Три новых писателя, существенно новых - суть оргиасты в том значении и, кажется, с тем же родником, как и Пифия, когда она садилась на треножник…  и, в конце концов, - именно пифизм светил, как свежая их самовозбужденность, "под одуряющими внешними парами".
 
(*) Лермонтов, Гоголь , Достоевский

Этот пифизм … исчез, испарился, выдохся у Пушкина, оголив для мира и поучения потомков его громадный ум. Да, Пушкин больше ум, чем поэтический гений. У него был гений всех минувших поэтических форм; дивный набор октав и ямбов, которым он распоряжался свободно; и сверх старческого ума - душа как резонатор всемирных звуков:
Ревет ли зверь...
Поет ли дева...
На всякий звук
Родишь ты отклик.

Он принимал в себя звуки с целого мира, но "пифийской расщелины" в нем не было, из которой вырвался бы существенно для мира новый звук и мир обогатил бы. Можно сказать - мир стал лучше после Пушкина: так многому в этом мире, т. е. в сфере его мысли и чувства, он придал чекан последнего совершенства. Но после Пушкина мир не стал богаче, обильнее.

Отношение в древнем мире Гомера к позднейшим трагикам может дать аналогию отношения у нас Пушкина к последующим главным творцам. Гомер богаче и роскошнее порознь Эсхила, Софокла, Эврипида. Но пришел нужный день - и из лона земли вышли Эсхил, Софокл, Эврипид, чтобы сменить и оставить лишь в качестве школьного научения, а не живого руководителя толпы, священного рапсода. Пушкин, по многогранности, по есетранности своей, - вечный для нас и во всем наставник. Но он слишком строг. Слишком серьезен. Это - во-первых.

Эврипид, даже Софокл; конечно - зорче и нашего Гомера Достоевский, Толстой, Гоголь. Они нам нужнее, как ночью в лесу - умелые провожатые. И вот эта практическая нужность создает обильное им чтение, как ее же отсутствие есть главная причина удаленности от нас Пушкина в какую-то академическую пустынность и обожание. Мы его "обожали": так поступали и древние с людьми, "которых нет больше". "Ромул" умер; на небо вознесся "бог Квирин".

Часть 2

Пушкин в Мире искусства 1899

Эта   ***   исторія   художественного ***  вЪка   имЪла   главный  источникЪ вЪ   ужасной  шаткости  эстетическихЪ  основаній  и  требованій эиохи.  Они  ни  на   минуту не   устанавливалисЬ   прочно,  не   развивалисЬ   логично   и  свободно.  Художествеиные вопросы   были  запутаны  вЪ   общую   кашу   общественныхЪ   переворотовЪ,  и  вышло то,  что   такой  независмый  талантЪ,  какЪ   ПушкинЪ,  вЪ   теченіи  какихЪ   нибудЬ 30  летЪ   долженЪ   былЪ   выдержатЬ   три  совершенно   разныя   оцЬнки : 
матеріалистическія   обвиненія   Писарева, 
славянофилЬскія   превозношенія   Достоевскаго 
и  субіэективно­восторженный  судЪ   Мережковскаго .

Настоящая   русская   натура   слишкомЪ   эластична,  чтобы  сломитЬся  подЪ  вліяніемЪ   Закона.  ВозЬмите   же   опятЬ   примЬры ,  вспомните   искусство   Пушкина,  Тургенева, Толстого и  Чайковскаго,— и  вы   заметите,  что   лишЬ   тонкое   знаніе   и  любовЬ   кЪ   ЕвропЪ   помогли имЬ  выразитЬ  и  наши  избы,  и  нашихЪ   богатырей,  и  неподдЪлЬную   меланхолию   нашей пЪсни .

На   страницахъ корректна о   «В;стника Европы»  мы   читали  корректно­уклончивый  выговоръ  г.  Спасовича  за  чрезм;рное  увлеченіе   легков;сной  поэзіей  легкомысленнаго  Пушкина,  и  всл;дъ  за  т;мъ  грозную   «новеллу»  «Оправданію   добра»,  г .  Владиміра  Соловьева, — его   «Судьбу   Пушкина»,  окончательно   реставрировавшую   моральную   оц;нку  поэта,  сд;ланную  н;когда  «яснымъ,  посл;довательнымъ и  зам;чательнымъ» (эпитеты  г.Соловьева) Писаревымъ.
Въ «Новостяхъ»  г.  Евг. Соловьевъ  (Скриба)  поучалъ насъ о «ничтожеств;  общественной  жизни Пушкина».

При всей  спорности и своеобразности  взгляда , онъ во   всякомъ  случа;   ставитъ  интересный  вопросъ  о Пушкин;   и  0  характер;  русской  литературы—онъ подходитъ,  можно   сказать ,  къ  самымъ  ея   корнямъ.
Былъ­ли  Пушкинъ  поэтомъ  смиренія   и  «кротости»;
суть­л и  эти  начала   д;йствительно  коренные   и  единственныя   свойства  русскаго  челов;ка,—какъ утверждал и  Достоевскій,  Аполлонъ  Григорьевъ, Страховъ ?
Или,  напротивъ,  съум;въ  отравить   и  эту   сторону русской  души,  Пушкинъ  замечатл;лъно   ряду   съ нею   въ  своей  поэзіи,  совершенно   иныя   настроенія и  иное   вдохвовеніе   —
 героическаго,  мятежнаго, личнаго   начала?   В
отъ  вопросъ — впервые   поднятый  во всемъ  его   объем;   и  значеніи  въ  нашей  литератур; г.  Мережковскимъ

Поэтъ­классикъ,  поэтъ  греческой  и  римской красоты   и  силы,  очевидно,  для   г  Мережковскаго — «братъ  по   духу».  Поэтом у   его   поэзі   (въ  противоположность  поэзі и  Пушкина,  напр.)—вся   ему   ясна и  понятна,  и  самые   ея  недостатки  чувствуются  имъ гораздо   отзывчив;е ,  нежели  другими .

Въ  обществ;   ощущается   какое­то   нервное   безпокойство   «по   поводу Пушкина»:  вс;  чувствуютъ,  что  надо  что­то  сд;лать , а  что   —  н е   внолн;   ясно .  И   вотъ,  не   ум;я  почтить  поэта   въ  дух;,  чуждаясь   въ  сущности  его   духа, т;мъ  демонстративн;е   и  назойлив;е   воздаютъ  ему почтеніе  на  площадяхъ и  перекресткахъ.  Открываются  всевозможныя  подписки,  проектируіотся   всевозможныя   зас;данія,  хотятъ  лечить   сл;пыхъ  и учить   н;мыхъ  «въ  честь   Пушкина» .  Отлито   4 0 , 0 0 0 бюстовъ;  всіоду   прибиваіотся   мраморныя   доски;  пишуть   0  необходимости  поставить   электрическіе   фонари  къ  монументу   на   Пушкинской  улиц; ;  «Ново е Время»  издаетъ  дополнительный  томъ  къ  собранііо сочинений  поэта   —  списокъ  пожертвованій  собранныхъ газетой,  который,  по  ея  искреннему  уб;жденію «можно  поставить   на   полку   рядомъ  съ  сочиненіями  Пушкина» ;  Пушкинская   аптека   выпустила карамель   отъ  кашля   «Пуіпкинъ» .

Часть 3
1901. о Пушкине в ж-ле Мир искусства
 
Г .  Розановъ  справедливо замЪтилъ,  что  Л.   Толстоіі  и  Достоевскііі  были  декадентами  въ  романЪ .  ДЪйствительно, вЪдь  оба   они  рисковали  быть совсЪмъ  непонятыми,  когда   совершенно заново   выступали: 
первыіі — съ  своимъ причудливымъ  психологическимъ  анализомъ, 
второй — съ  своимъ  дерзновеннымъ  изслЪдованіемъ  самыхъ  мучительныхъ  глубинъ  человЪческаго   духа.
***
Пусть   бл;дн;етъ  одинъ ,  отсчитывая   ходъ в;чности  („Капли "  Бальтрушайтиса),  пусть  мгновенной  искрой  преходящаго   зажжется другой  (стихи  Бальмонта) . Пусть   одинъ —живой,  но   жаждетъ  смерти  въ  Бог;  („Судъ " Бальтрушайтиса)  другой - мертвый, но   ищетъ  воскресенья  въ  Бог;   („Святая   кровь"  Зин . Гиппіусъ),  пусть   третій  тоскуетъ  по   плоти святой  (Зам;тки  Розанова)...  Пусть  дышетъ одинъ  любовностью  къ  форм;  и  къ  игр;  ея (Валерій  Брюсовъ),  другой  любовностью  къ своему  содержанію  и  къ  значительности  его :
И   всемірною   жизнью   дыша,
Я   н;  знаю   конца   и  пред;ла;
Для  природы  моей — я  душа,
И  она   мн; —послушное   т;л о
(Соллогубъ).

***
Зам;тки Розанова, письма  Вл . Соловьева,  гд;   сквозитъ  алчущій мыслитель,  н;сколько брошенныхъ  сужденій въ статьяхъ  Коневскаго,  Брюсова,— вотъ  дошедшія   сюда   трепетанія   достиженій разума .

***
В.   В.  Розановъ.   Изъ   міра   неяснаго  и  нер;шеинаго.   Спб.  1901.  Ц;на  1 р.  25 коп.
въ  противов;съ подобнымъ  „аскетамъ  безъ пострига "  В . В .  Розановъ  развиваетъ  въ своих ъ  горячо­написанныхъ  статьяхъ  ту   основную   мысль ,  что   „простота   кровнаго   союза , его   смиренны я   формы — поражаютъ  такъ­же , какъ  неистощимость   льющагося  изъ  него   подвига . Тогда  мы  останавливаемся  передъ  узломъ его :  „тутъ  завита   Божія  тайна! "  Оттого  все особенно  и  исключительно  св;тло  зд;сь ,  что именно  „въ  кровяхъ ,  въ  кровяхъ  рожденія", какъ  написалъ  Іезекіиль ,  Богъ  и  беретъ челов;ка,  приближается  къ  нему,  его  къ  себ; приближаетъ" .
Во  всякомъ случаЪ ,  Наполеону   оказана  была   вЪ   Россіи  чрезмЪрная   честь , такая ,  какой  и  въ  ЕвропЪ   ему никто   не оказывалъ ,  этимъ  названіемъ  —  „антихристъ" .  Но   вмЪстЪ   съ  тЪмъ ,  можетъ быть ,  именн о   здЪсь­т о   и  почувствовалъ русскііі  народъ  какое­то  послЪднее  величіе   въ замыслахъ  того ,  кто  и Пушкину  не   даромъ  являлся,  какъ
...Посланник ъ  Провид;нія ,
Свершит;ль   роковой  безвгъстнаго   велкнгя,—
почувствовалъ  какую­то   неизбежную связь   наполеоновскоі і  всемірноі і  монарии.  Наполеонъ  не   „раздавилъ "  Россіи: онъ  ею   самъ  былъ  раздавленъ ,  и  вмЪстЪ   съ  тЪмъ ,  по   выраженію   Пушкина , Онъ  русскому   народу  Высокій  жр;бій  указалъ .
Удар ъ  Петр а   разбудилъ  лишь   тЪло , ударъ  Наполеоиа —душ у   Россіи.  И   отвЪтомъ  иа   этотъ  страшный  ударъ  было ие   только   великое   всемірио­историческое   д;дствіе   ДвЪнадцатаго   года ,  но   и великое,  всемірно­историческое   созерцаніе—совремеииая  русская  литература   отъ Пушкина   до   Л.  Толстого.  Не даромъ ­же   именио   въ  это   время ,  то­есть ,  послЪ  двЪнадцатаго   года ,  зародилас ь   муза Пушкина .  И   молодого   Пушкина ,  и  Лермонтова,—первыя ,  еще   неясныя ,  отроческія   думы   русской  поэзіи  привлекалъ образъ  Наполеона .
Этотъ­же   самый і  образъ  сдЪлался средоточіемъ  и  тЪхъ  двухъ  великихъ произведеиій ,  которыя   окоичательно   дали русскоіі  литературЪ   всемірное   значеніе :
Наполеонъ ,  какъ  историческііі,  реальныі і  образъ  въ  „ВоіінЪ   и МирЪ "  Л.   Толстого ;  какъ  воплощені е   нравственноіі идеи ,  какъ  предметъ  психологическаго изслЪдованія   объ  отношеніи  героя   къ добру   и  злу , —  в ъ  „Преступленіи  и Наказаніи "  Достоевскаго. На   вопросъ,  поставленныі і  русскому народу   западно­европеііскою   культурою въ  лицЪ   Наполеона,  Россія   отвЪтила дважды :  воііноі і  ДвЪнадцатаго   года — во всемірно­историческомъ дЪііствіи , и „Войноі і  и  Миромъ" ,  „Преступленіем ъ  и  Наказаиіемъ"— во   всемірно  ­  историческомъ Х1И ,  „вседирнаго   единенія"—съ  религіей .
***
Въ  возраженіи  мнЪ   г .  философова („Мір ъ  Искусства "  №   2 1 — 2 2 ) ,  былъ мимоходомъ  затронутъ  вопросъ ,  который  часто   всплываетъ  на   поверхность и  которыі і  можно   формулироват словами:
 „мораліьныя   привилегіи  геніевъ" .
Зто тотъ  вопросъ ,  который  поставилъ  и  едва­ли  окончательно   рЬшилъ Достоевскій  въ  „Преступлении  и  накааніи" ,  и  которыі і  послЬ   послужилъ Владиміру   Соловьев у   отрицательнымъ базисомъ  дл я   его   неудачноіі  характеристики  судьбы   Пушкина.  Въ  статьіе г .  философов а   о ъ  поднятъ  в ъ  этихъ словахъ : 
„Генііі ,  рад и  свободнаго   проявлені я   своеі і индивидуальности ,  можетъ нарушать   всЬ   законы ,  преступать   всЪ
черты" . 
Конечно ,  весь   вопросъ  въ  томъ , какъ  опредЪлить   генія .  ,,Ком у   все   можно   и  ком у   ничего   нельзя" .  ДалЬе  г .  философовъ  указываетъ  на  „лицемЪровъ" ,  которые  пользовались  маскоіі мнимоіі  геніальности  для   практическаго  примЬненія   законноі і  привилегированност и  истинных ъ  геніевъ .
***
съ  этой  точки  зрЪнія   протопопъ  Аввакум ъ  и  Суворовъ ,  Петръ  и Пушкинъ— н е   русскіе  герои , даже   вообще не   русскіе   люди .
***
Кажется  иногда , что  Пушкинъ ,  самый вЪщі й  из ъ  русскихъ  людеіі ,  и  здЬсь , в ъ  предстоявшем ъ  русском у   дух у   суд Ъ над ъ  Наполеономъ ,  какъ  будт о   предвид я именн о   эт у   опасност ь   кощунства ,  дал ъ мЪр у   справедливост и  велнкаг о   народ а къ  великом у   враг у   своему :
Д а   будет ъ  омрачен ъ позором ъ
Тот ъ  малодушный ,  кто   в ъ  сей  ден ь
Безумным ъ  возмутит ъ  укором ъ
Вг о   разв; нчаннуі о   т; нь .
Хвапа !  Он ъ  русскоыу   народ у
Бысокій  жребі й  указапъ ,
И   мір у   в; чну ю  свобод у
Изъ  мрак а   ссылки  зав;щалъ, — свободу ,  можетъ  быть ,  не   только   въ политикЪ ,  какъ  разумЪл ъ  Пушкин ъ  и
сам ъ Наполеонъ ,  н о   и в ъ высших ъ  областяхъ—нравственноіі ^  религіозной ,  в ъ оцЪнк Ъ   добр а   и  з.ла ,  в ъ  „переоцЪнк Ъ всЪх ъ  цЪнъ" ,  всег о   человЪческаг о   и божескаго,—т у   окрыляющу ю   свободу , котору ю   и  тепер ь   м ы   лиш ь   смутн о предчувствуемъ .  ВмЪст Ъ   съ  тЪмъ ,  в ъ этих ъ  стол ь   пророческих ъ  стихах ъ  н е произнесъ­л и  Пушкии ъ  от ъ  лиц а всег о   русскаго   народа ,  есл и  н е   настоящііі,  т о   будущііі,  н о   все­так и  немин; емыі і  приговор ъ  над ъ  создателем ъ „Воіін ы   и  Мира" ,  которыі і  „возмуща я безумным ъ  укоромъ "  тЪн ь  героя , в ъ  нЪкотором ъ  смыслЪ—„бьетъ лежачаго"; ибо  въ  т о   время ,  какъ  создавалас ь  „Воіін а   и Миръ" ,  тЪн ь   эт а   была   уж е   развЪнчан а ил и  полуразвЪнчан а   в ъ  глазах ъ  X I X вЪка , самаг о  антигероическаг о  из ъ  всЪх ъ вЪковъ ,  такъ  чт о   Л.   Толстоі і  даж е   н е начал ъ  бить,  а   тольк о   „добивалъ  лежачаго" ?  Н е  предостерегалъ­л и  нас ъ  Пушкинъ  от ъ  этоі і  именн о   „малодушноіі " побЪды ?
***
От ъ  этого   Пушкинскаго   Наполеона д о   Наполеон а   Толстовскаг о  —  какоіі спускъ,  какое   падені е   русскаго   духа .

„Толпа,—говорит ъ  Пушкинъ,—в ъ подлост и  своеі і радуется , униженіювысокаго ,  слабости  могущаго .  Пр и  открыті и всякоіі мерзост и он а  в ъ восхищеніи :  ,,Он ъ малъ ,  какъ  мы ,  он ъ  мерзокъ ,  какъ  мы! "
И   тепер ь   уж е   никто  н и  у   насъ ,  н и  н а   Запа.д Ъ   н е   отвЪтитъ , подобн о   Пушкину :  „врете ,  подлецы :  онъ мал ъ  и  мерзок ъ  н е   такъ,  какъ  вы — иначе! "

***
что   касается   выбор а   стихотвореній ,  онъ цодтв; рягдает ъ  вполн; ,  чт о  Пушкин ъ  писал ъ недурно ,  чт о   Фет а   и  Тіотчев а   тож е   можн о одобрить ,  и чт о   изъ  современно й  „плеяды" — поэты—крестьян е   (Дрожягинъ , Пановъ ; забыт ъ один ъ  Савв а   Д; руновъ )  съ  большим ъ  ил и меньшиы ъ  неусп; хом ъ  повторяіот ъ  Кольцов а и  Некрасова ,  и  есл и  ждат ь   живог о   и  интереснаг о   в ъ  поэзіи ,  этог о   возмояш о   ожидат ь разв ;   от ъ  г .  Бальмонта ,  г­ж и  Гиппіусъ , г .  Сологуба ,

***
Я   хот; лЪ   добра   людямЬ.''''   И дл я   добр а   убилъ.  Зт о   говорит ь   Раскольниковъ ,  н о  могъ­б ы   сказат ь   и  Пушкинскііі Герман ъ в ъ  Пиковоі і  ДамЪ .  Как ъ  Раскольниковъ ,  какъ  Жюльен ъ  Сорел ь   в ъ „Красном ъ  и  Черномъ" ,  Герман ъ  подра ­хател ь   Наполеона .

Как ъ  в ъ  Раскольников Ъ   через ъ  Германа ,  такъ  в ъ  Подростк Ъ   через ъ  Скупог о   Рыцар я   иде я   личнаг о   начал а   связан а   съ  Пушкинымъ :  и  через ъ  Пушки на ,  здЪсь ,  какъ  вездЪ   у   Достоевскаго , вездЪ   въ  русской  литературЪ — съ  глубочаіішими   корням и  не   только   западно ­европеііскаго ,  но   и  русскаго   народнаго духа .

У   насъ ,  послЪ   Пушкина   и  Лермонтова   стихотворная   поэзія   также   быстро пошла   на   убыль .

Некрасов у  я  посвятил ъ  особый  этюдъ . Зт о   былъ  поэтъ ,  входивші й  в ъ  слав у посл Ь   развЬнчанія   Пушкина ,  и  какъ­бы принявшіі і  н а   себя   ро.і ь   дат ь   ново е примЪнені е   ри; мЪ .

Неужели,  напримЬръ ,  четырехстопныі і  ямб ъ  в ъ  поэмахъ Пушкина   не   утомляетъ  однообразіемъ ?
Н е   чувствовалъ­л и этог о   сам ъ Пушкинъ , ввод я   в ъ  сво и поэм ы   пЪсенки ,  писаниы я нЪскольк о   иным ъ  размЬромъ :  Черкесскую,  Татарскую ,  Птичк а   Божія ,  Кт о пр и  звЪздах ъ  и  пр п   лунЪ... ?  Разв Ь   н е жаловался  тотъ­же  Пушкинъ , что ,  ри;мъ въ  русскомъ  языкЬ   слишкомъ мало ;  одна вызываетъ  другую ;  кому   н е   надоЪли —любов ь   и  кровь ,  трудныі і  и  чудныі і и  пр." ?  Княз ь   Вяземскіі і  сознавался : „русскими  стихами , т .  е .  съ  ри; мами , н е может ъ  изъяснятьс я   свободн о   н и  умъ , н и  душа ;  озабоченны е   побЪжденіемъ трудностеіі ,  мы  недаемъ воли ни мыслямъ,  ни  чувствамъ"