И. Бларамберг. О месте храма Дианы в Тавриде

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
И. БЛАРАМБЕРГ

О ПРЕДПОЛАГАЕМОМ МЕСТОПОЛОЖЕНИИ ДИАНИНА ХРАМА В ТАВРИДЕ

Рассмотрение сведений, сообщенных нам знаменитейшими писателями древности касательно места, где, как думают, приносили Тавры в жертву Диане, или Ифигении, людей.

Иродот.
Тавры, по словам сего Историка, приносили в жертву Ифигении чужеземных мореплавателей, выброшенных бурею на берега негостеприимной Тавриды.
Храм сей девы стоял на возвышении или крутой скале, откуда низвергали в море тела этих несчастных, срубив им наперед голову.
В Иродоте нет по сему предмету никакого намёка топографического, и мы, следуя хронологическому порядку, вопросим других писателей, живших после сего отца Истории. Во-первых:
Скилакс Кариандский.
В Перипле сего Географа мы находим, что в Скифии Тавры обитают на полуострове, вдающемся в море; что в Тавриде есть также Греки; есть город и гавань, под названием Херсониса, потом овений лоб, мыс; за сим следуют опять Скифы и Греческие города, Феодосия и проч.
Однако ж, не упоминается ни о храме, ни о приношении в жертву людей.

Скимпий.
Этот Поэт-Географ говорит о Херсонисе-Таврическом и о Греческом городе, основанном Ираклийцами вместе с Делийцами. Упомилая о Лампаде (или Лампасе), он упоминает также о прибытии в сии места Ифигении, и о жестокости Тавров, даже в их религии.
Предполагая привести мнение Стравона, как авторитет самый сильным, мы справимся прежде с Мелою, потом с Аррианом, и наконец, с Аммианом-Марцелином и Периплом Неизвестного, предоставляя остроумные вымыслы Лукиана приверженцам Романтического рода, и не доверяя слишком поэтическим подробностям, которые находим о сем предмете в Посланиях с Понта, бессмертного певца Превращений и Искусства любить.

Мела.
Читаем у сего Географа, что Тавры, славные по пребыванию между ними Ореста и Ифигении, имеют нравы жестокие, и, будто бы приносят в жертву иностранцев. Выше, он упоминает о Херсонисе, построенном, как полагают, Дианою и известном пещерою, посвященною сей богине, в цитадели.

Плиний.
Херсонис (прежде называвшийся Мегарихом), которому Римляне даровали свободу. Это самый цветущий город сей страны; в нем сохранились обычаи Греции. Стена, его окружающая, имеет 5000 шагов в окружности. Потом следует мыс Парфениум-Плациа, и проч.

Арриан.
От Ламитида или Лампада, (направляясь к Западу), до Символон-Лимена, считается 520 стадий. Отсюда до Херсониса-Таврического 180 стадий. Этот писатель так же, как и Плиний, ничего не говорит о Диане, Ифигении, или приношении в жертву людей.

Аммиан Марцеллин.
Тавры приносили в жертву людей. Они приносили в жертву Диане, которую называют они Ореилохиа (1), иностранцев, и черепы их привешивали к папертям ее храма.

Безымянный автор Перипла Эвксинского Понта.
В описании своем берегов Тавриды, от востока к западу, говорит: от гавани Скифо-Тавров до Лампады считается 600 стадий. Тут есть пристань для судов.
От Лампады (что ныне Кучук Ламбат) до Криу-Метопона, или овеньего лба, крутого мыса в Тавриде, считается 220 стадий. Говорят, что Ифигения, похищенная в Авлиде, прибыла в сию страну Тавриды. Тавры думают угодить богам, бесчеловечно принося людей в жертву. Херсонис-Таврический (малый) от них близко. Там есть город, построений Ираклийцами.

Стравон.
При выходе из залива (Карцинитеса), налево, выдается к Полудню большой мыс, составляющий собою часть большого Херсониса Таврического. На оконечности сего мыса (на берегу моря) построен город, колония Ираклийцев Эвксинского Понта, называемый также Херсонисом. По берегу, он отстоит от Тираса на 4400 стадий. В этом самом Херсонисе, на 100 стадий пред городом сего имени, находится мыс, гиерон (2) девы (Парфеносы) какого-то божества, коего именем называется этот мыс, именно: мыс Парфенион, где стоит храм богини, и ее ;;;;;; (истукан).
Последствие сведений, заключающихся по сему предмету в творениях нашего знаменитого Географа, доводит нас прямо до оконечности земли, называемой ныне мысом Херсонисом (Кларк называет оную мысом Фанари]. По сему поводу можно справиться с путешествием в Тавриду Г. Муравьева. Но, как у него не упоминается о приношении в жертву людей, и, как Стравон, говоря далее о Таврах, народе Скифском, упоминает только о морских разбоях, производимых сими варварами в соседней гавани, называемой Символон-Лименем (нынешней Балаклаве), то, из сего, кажется, следует, что жертвоприношения кровожадных Тавров имели место не на малом полуострове, или Херсонисе (3). Скимний и Безымянный автор, более определенные в своих данных касательно сего, нежели другие, приведенные выше, кажется, указывают на окрестности гавани Лампадской как на поприще жестоких обрядов религии Тавров; эти данные не заключают ли в себе той вероятности, что с Аюдага (4) низвергали в море тела жертв, принесенных Диане, или Ифигении: на сей высоте, может быть, стоял в Героические времена, храм, которого теперь нельзя отыскать и остатков.
Предание, по коему селение, лежащее у подошвы Аюдага, между сею горою и Кучук-Ламбатом, сохранило название Парфенита, и небольшая пристань близь (5) него, дают еще более весу нашему предположению.
Писатель, почтенный по своему характеру и по достоинствам, которыми был облечен, а равно и рвением, с каким он занимался Историею Тавриды, говорит о Парфените как о городе некогда торговом, и отечестве Св. Иоанна Готфийского. В житии Святых находим, что сей Епископ, родом из Парфенита, жил в VIII столетии.

И. Бларамберг.

ПРИМЕЧАНИЯ:

(1) По словам Иродота, сама Геката называется здесь Ифигениею. Следуя другому истолкованию, название Opeuлoxиu было дано Дианою Ифигении, после того, как богиня сделала сию деву бессмертною. Вероятно, это имя было причиною того, что обожание Дианы смешивается иногда с обожанием Ифигении.
В Брауроне, в Аттике, посвящали драгоценнейшие ткани и одеяния женщин, умерших родами. Название Ореилохии происходит от Орос гора, и Лохиос (;;;;;;): так именовали Греки все, относящееся до родов. В этом-то смысле Плутарх и Платон называют Диану ;;;;;; ;;;;;;;: Диана, присутствующая при родах. (См. карту и вид Кучук-Ламбата, приложенные к этой статье).
Немного странно видеть, что эллинист, каков Г. Доктор Кларк, сделал из Ореилохии Орсилохию, приняв Е за ;; но еще забавнее, что в следствие сей обмолвки, Г. Кларк хочет дать нам образчик наречия, коим говорили Тавры, приводя варварское (хотя впрочем не Таврское) имя Орзилоха, которого, разумеется, нет в Греческом языке, и которое он приглашает нас искать в горах Кавказских!! (См. 2-й том Путешествий Доктора Кларка по России, Татарии и Турции).

(2) Гиерон значит иногда храм, а иногда священную ограду, где храм и другие здания.

(3) Следы древних построек, попадающиеся ниже древнего мыса Парфениона, на юго-восток от этой оконечности земли, вдавшейся в море, должны быть почитаемы, согласно с сведениями, которые мы имеем по сему предмету в Стравоне, составною частию развалин древнейшего, или первого города Херсониса. (См. Стравона, кн. VII, глава XXX). Что касается до монастыря Св. Георгия и его окрестностей, то это место слишком удалено от мыса Парфениона, для того, чтобы (независимо от других данных, изложенных нами здесь частию) полагать там местоположение храма, о котором упоминается в Стравоне, так часто и ложно приводимом в рассказах путешествий по Тавриде и в других сочинениях.

(4) Гора, или мыс Медведя (по-Татарски), находящаяся в гористой стране, обитаемой прежде Таврами, и коей берег простирался от Символон-Лимена Стравонова (Балаклавы) до равнины, которая, к западу от Феодосии, сменяет цепь гор, возвы¬шающихся над частию Южного берега Тавриды. (См. карту и вид, приложенный к сей статье).

(5) См. вид, приложенный к этой статье.


(Одесский Альманах на 1831-й год, изданный П. Морозовым и М. Розбергом. Одесса: В Городской тип. 1831. С. 298 – 307).

Подготовка текста и публикация М.А. Бирюковой.