Об дагестанских богословах-педагогах города Шемаха

Али Албанви
Об дагестанских богословах-педагогах города Шемаха (1887)

В статье учителя Мингрельского городского училища А. Захарова, под названием «Народное обучение у Закавказских татар» (сведения на конец 1887 года), мы обнаруживаем ценнейшие сведения об дагестанских богословах-преподавателях города Шемаха, на конец XIX века. А. Захаров сообщает, что в г. Шемаха на конец 1887 года из 23 мулл только 5-ть были приходскими: из прочих 18; из которое содержат при своих школах фруктовые лавки: двое — харчевни (татарские); двое — склады фотогенные, и двое занимаются адвокатурой.

Современник отмечает, что все татарские школы, даже в мелочах, так похожи друг на друга, что по одной можно составить себе «более или менее ясное представление и о других». Из таких школ А. Захаров описывает одну Шемахинскую школу приходского муллы Д. который больше двадцати лет занимался обучением детей. Школа муллы Д. представляла собою продолговатую комнату, длиною в 30 аршин и шириною в 10. В ней было грязно и сыро; пол и потолок земляные; стены не выштукатурены и не обиты обоями; когда-то они были выкрашены гилясаром (синяя земля, для краски стен, полов и потолков).

А. Захаров упоминает в дурном свете некого Малла ал-Хаджжи Мухаммад-Багир [в оригинале «Мулла-Гаджи Мамед-Багир»], который в его рассказе представлен как шарлатан-целитель. Далее, А. Захаров перечисляет местных богословов-преподавателей, уровень их образования, а также некоторые детали их биографий.

1. Мулла Д. [личность не идентифицирована] содержит школу 25 лет [т. е. с 1862 г.]. Учился в Дагестане, в пятидесятых годах [т. е. в промежуток времени с 01.01.1850 г. по 31.12.1859 г.]; знает языки: персидский, арабский, кюринский [т. е. лезгинский] и несколько наречий дагестанских горцев. Число его учеников 89, из которых 22 за право ученья платят по 5 к. в неделю, 14 — 8 к., 20 — по 10 к., 25 — по 15 к. и 8 — по 20 к.: всего 9 руб. 57 коп.

2. Мулла Б. [личность не идентифицирована] содержит школу 22 года [т. е. с 1865 г.]. Учился в Дагестане, знает языки: персидский, арабский и несколько наречий дагестанских горцев. Число учеников 62; из них 17 учеников платят по 5 коп. в неделю, 4 — по 7 коп., 11 — по 8 к., 6 — по 10 к., 5 — по 12 к., 8 — по 15 коп., 10 — по 20 к. и 1 — 25 к.: всего 6 руб. 66 к. в неделю.

3. Мулла-Гаджи С.-А.* содержит школу 18 лет [т. е. с 1869 г.]. Учился в Дагестане, знает языки: персидский, арабский и несколько наречий дагестанских горцев. Он известен как первостатейный поэт: одно из нескольких поэтических его произведений напечатано в Тевризе под заглавием: «В минуты вдохновение». Им написана, но не издана ещё «История Ширванского ханства». Учеников у него — 36. Из них 12 платят по 15 к. в неделю, 9 — по 20 к. и 12 — по 25 к.: всего 6 р. 60 к. Этот же мулла состоит законоучителем татарского вероисповедания при местном городском училище. Умел читать и писать по-русски; говорил плохо, но понимал русскую речь; интересовался русской литературой: перевёл на персидский язык несколько стихотворений Пушкина; в его школе преподавался русский язык для желающих; преподаватель — ученик-татарин, из шестого отделения городского училища. *Примечание: личность данного богослова, ныне нами установлена, где под именем «Мулла-Гаджи С.-А.» следует понимать ал-Хаджжи Саййд Азима б. Саййд Мухаммад аш-Ширвани (1835–1888) — известный ширванский [южнодагестанский] богослов, поэт-просветитель, педагог, учитель поэта Сабира (1862–1911), видный сатирик. Руководил Ширванским поэтическим обществом «Бейт ас-сафа» (рус. «Дом чистоты»). Автор сочинения «История Ширванского ханства» (на конец 1887 года оно ещё не было издано).

4. Мулла Г. [личность не идентифицирована] содержит школу 16 лет. Учился в Куба у известного муллы Махмуда [личность не идентифицирована]; знает языки: персидский и арабский. Учеников у него — 44, из которых 2 платят по 5 коп., 11 — по 8 коп., 9 — по 15 коп., 8 — 20 коп., 7 — по 25 к., 6 — по 30 к. и 1 — до 50 к.: всего 7 р. 98 коп. в неделю.

5. Мулла К. [личность не идентифицирована] содержит школу 14 лет. Учился в Тавризе, знает языки: персидский и арабский. Учеников у него 54; из них 6 платят по 5 к. в неделю, 14 — 8 к., 5 — по 10 к., 11 — 12 к., 10 — по 15 к., 6 — по 20 к., 2 — по 25 к.: всего 6 р. 54 к.

6. Мулла А. [личность не идентифицирована] содержит школу 14 лет. Учился в Ардебиле, знает языки: персидский и арабский. Учеников у него — 48; из них 4 платят по 5 коп. в неделю, 2 — по 6 коп., 12 — по 10 в, 14 — по 12 к., 9 — по 15 к., 5 — по 18 к., 2 — по 20 к.: всего 5 руб. 85 к.

7. Мулла-Гаджи А.-А. [личность не идентифицирована] содержит школу 12 лет. Учился в Хорасане, знает языки: персидский и арабский. Учеников у него — 38; из них 5 платят по 5 к. в неделю, 6 — по 8 к., 9 — по 10 к., 3 — по 12 к., 5 — по 15 к., 10 — по 20 к.: всего 4 р. 74 к.

Из прочих 16 мулл некоторые преподают по 3–4 года и до 8 лет [в тексте ещё упоминает некто «Мулла Ахмед»]. Число учеников у них, в общей сложности — 315; сумма дохода, у всех вместе, в неделю до 74 р. 82 к. Таким образом, число учащихся в Шемахинских 23-х татарских [мусульманских] школах, в исход 1887 года, было 686, а доход, получаемый муллами в неделю, был до 122 руб. 76 к., а в год 6 383 р. 52 к. Однако главной статьёй доходов мулл были не плата, за право ученья, а побочные доходы, в роде разных приношений, подарков и т. д.

Подведём некоторые итоги. Как видно из приводимого описания, большинство преподавателей в примечетских школах и медресе в г. Шемаха на конец на конец 1887 года, так или иначе имели отношение к историческому Дагестану, многие там учились, а с учетом того обстоятельства что некоторые ещё и владели дагестанскими языками, можно предположить, что основной аудиторий-учеников Шемахинских медресе могли быть именного детьми этнических [южно]дагестанцев.

Что касается термина «татарская школа», то его, исходя из контекста, следует понимать, как «мусульманская школа». Не исключено также что, исходя из того где получали основное образование преподаватели медресе [суннитские богословы — в Дагестанской области и в г. Куба, а ши’итские в — Тебризе и в Ардебиле], что существовали отдельно кружки «суннитские» и «шиитские» соответственно, но так или иначе, наиболее влиятельными (по количеству учеников) были именно суннитские богословы.

Автор: ‘Али Албанви

Литература

1. Захаров А. Народное обучение у Закавказских татар // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. — 1890. — Вып. IX. 2-й Отдел. С. 8–9; 15; 18; 21; 24; 26–27; 35; 51. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34fTg3, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.06.2023). — Яз. рус.