Кергелен

Дм Кудрявцев
1.

Привет, меня зовут Петр Ларионов. Да, - я однофамилец известного хоккеиста Игоря Ларионова. Моя жена Аурелия, я её ещё называю Злата. Аурелия француженка, мы познакомились на книжной ярмарке в Париже. Я переехал из России во Францию. Мы живём в небольшом живописном местечке Люневиль. Вам стоит побывать в Люневиле чтобы полюбоваться дворцом герцога Леопольда.

Моя жена метеоролог, а у меня своя книжная лавка. Я люблю книги, даже не знаю почему. Просто люблю с детства. Я покупаю и продаю книги, но основной доход мне приносят акции. В России я зарабатывал на акциях. И сейчас мы живем на эти деньги, книжная лавка не приносит большой прибыли. Это скорее для души. Я общаюсь с разными людьми, которые покупают и продают книги. Среди них есть настоящие фанатики. Знаете,  коллекционеры они как дети — готовы отдать любые деньги, если им понравилась какая-то редкая книга. Это меня забавляет. Меня уже многие знают в Европе. Я помогаю пополнять частные библиотеки редкими книгами. За ними идёт настоящая охота!

В последние годы моя жена много времени вынуждена проводить вдали от Люневиля и Парижа. Даже трудно представить что есть такое место как Кергелен. Туда практически невозможно добраться. Каждый год мы вместе уезжаем в длительную командировку на Кергелен, порт-о-Франсе. Уезжаем на полгода, а иногда и больше. Ей нужно это по работе, она учёный. Не хочу её оставлять одну надолго. Свои дела я поручаю помощнику Кристиану. Он справляется, ему даже не нужно особенно помогать. Я ему доверяю.  Как себе. Или почти как себе.

Привыкнуть к Кергелену невозможно. Из-за погоды, очень сильный ветер. Лучше бы шёл дождь. Но только не ветер. В России возможно есть что-то похожее, Новая Земля. Но я не уверен, я никогда там не был. Поскольку мы много времени проводим на острове, я начал привозить туда какие-то свои книги. Так получилась целая библиотека.  Не сразу, конечно. Я эту свою библиотеку называю «Библиотека ссудного дня». Если будет третья мировая война, пожалуй наша библиотека сохранится. Местные ученые всё время берут у меня что-то почитать. Я денег с них не беру. Поэтому у меня очень хорошие отношения здесь. Это замечательно.

Я подумал, что «Библиотека ссудного дня» должна быть. Если будет ядерная война, все книги погибнут. Погибнут крупные и даже самые небольшие библиотеки. Ничего не останется. У человечества не будет знаний. Всё нужно будет начинать сначала. Это не правильно. Должна быть библиотека, какие-то книги которые сохранятся.

Странный случай со мной произошёл на Канарских островах. Мы отдыхали там с Аурелией. Красивые места. Идеальный выбор для семейного отдыха. Она уехала во Францию чуть пораньше, а я задержался на несколько дней. Так получилось, у меня была назначена встреча с коллекционером книг из Испании. Карлос очень хотел мне показать свою библиотеку. Ну прямо настаивал. Как отказать? Вы бы отказали? Вот и я не смог. Да и самому мне интересно.
У меня сложилось впечатление что у Карлоса в библиотеке есть почти все редкие издания. Как ему удаётся так? Не понимаю. Он лучший охотник на хорошие книги. Бьёт без промаха.

И вот я в гостях у Карлоса. Милый небольшой белый домик на берегу моря. Да, красиво, мило, но где размах? Где эта самая невероятная библиотека, в которой моё воображение нарисовало бесконечное количество книг? Ничего. Скромные шкафчики с книгами. Я бы не сказал что какие-то раритеты. Разочарован. Как же так?

2.

Мы пообедали. Карлос хороший собеседник. Много рассказывает, интересно. Был в России,  в Москве, Петербурге и Воронеже. Восхищается Ленинской библиотекой. Ещё бы! И вот наконец он приглашает меня посмотреть его собственную библиотеку. Ту самую. Для этого мы спускаемся в винный погреб. Повсюду бутылки вина в горизонтальном положении. Но вот, чудо — стенка с секретом. Она открывается а там самый настоящий лифт. Куда он ведёт? Мы вошли в кабину лифта и поехали вниз. Долго, я начал немного нервничать. Но Карлос успокоил: «Сейчас, приехали».

Выходим из лифта, идем по коридору. Нас встречает приятный молодой испанец.
«Как дела? Добро пожаловать!» И вот она, библиотека о которой говорил Карлос. Залы с книгами, книги повсюду, их очень много! Высокий потолок, книги, книги, книги. За одним залом другой, потом третий зал, четвертый, пятый. Сколько здесь книг? «Мы и сами уже не знаем», - говорит Карлос. Я вот думаю — видел ли я что-то подобное? Нет!  «Вот как должна выглядеть библиотека ссудного дня» - говорю я Карлосу. Он улыбнулся и говорит в ответ: «Нам нужен библиотекарь, такой как Вы. Который разбирается в книгах и будет поддерживать порядок. Но есть нюансы. Вам придётся исчезнуть для своих близких. Надолго». Такая перспектива меня не очень обрадовала. Зачем? Это какое-то тайное общество? Почему такая секретность?      

Карлос нахмурился и продолжил сквозь зубы: «Да, мы представители тайного ордена, миссия которого заключается в сохранении знаний человечества. Мы не можем действовать открыто, так как опасаемся за будущее своей библиотеки». Да, история помнит гибель Александрийской и Пергамской библиотек. Но сейчас не античные времена! Но Карлос неумолимо настаивал на своем: «Только так и никак иначе». Я попросил время подумать. Расставание с Аурелией не входило в мои планы. Да здравствует Кергелен! И конечно Люневиль! Впрочем, возглавить крупнейшую частную библиотеку тоже хотелось. Какая красота, я бы любовался этими сокровищами каждый день! Перелистывать издания которые считались давно утраченными. Это ли не счастье?

Карлос просил, что я не буду ничего говорить о библиотеке своей жене. Приму решение самостоятельно. Это меня тяготило больше всего. Мне нужен был совет — мнение  человека, которому я безгранично доверяю. А тут такое дело: «всё должно быть в тайне». Это всё как-то не правильно. В общем я хранил во Франции молчание, как и обещал Карлосу. Но когда мы оказались на Кергелене, я понял, что должен рассказать всё Аурелии. А как ещё? Она выслушала и спокойно спросила: «Скажи мне своё решение? Что ты сам думаешь по этому поводу?» Я ответил: «Я Остаюсь с тобой. Тайный орден пусть живёт своей жизнью. А мы своей». Аурелия кивнула одобрительно в ответ. Мы улыбнулись.