Запах сирени

Аркадий Паранский
Послушать рассказ можно на моём YouTube канале
https://youtu.be/2vyhpf4oAtE?si=W_tXQ2JSDZL4z1HM

  ***


     Я сидел в углу дивана и пил водку. Около меня на придвинутом к дивану столе стояла мной же принесённая бутылка, и я молча, ни с кем не чокаясь, методично опрокидывал в себя рюмку за рюмкой. Я уже прилично выпил, но почти не захмелел. Такое со мной иногда случается. Пью много, но то ли из-за настроя, то ли ещё из-за чего — не берёт. Я пил и смотрел на присутствующих в комнате людей. В основном, конечно, на женщин и чаще других на стройную брюнетку в серой твидовой юбке и шерстяном тонком синем  свитере.
     Она пританцовывала  на месте в такт звучащей музыке около человека с редкой, похожей на козлиную бородой, которого хозяева мне представили, как «ух какого» режиссёра. Режиссёр что-то объяснял женщине, энергично жестикулируя и периодически повышая голос. А женщина не менее эмоционально жестикулировала в ответ. Получался своеобразный полёт четырёх рук, чем-то напоминающий  многорукого Шиву. Время от времени до меня долетали обрывки фраз, в которых часто звучало: «потрясная композиция» или «сногсшибательный кадр», а ещё некое обобщающее: «эти придурки», «эти болваны», «эти бездари» и ещё чёрт знает какие «эти». Кто такие были эти «эти»? Наверное, все, кроме него. Да и на самом деле, у кого ещё могла быть подобная идиотская  козлиная борода? Не борода, а мочалка. Ух, как он меня раздражал. И, чем больше я пил, тем большее раздражение испытывал. Впрочем, меня раздражал не только «козлиный» режиссёр, но и многие в этой компании. Тут были «непризнанные» и, естественно, «великие» художники, писатели, актёры, поэты... вот этот режиссёр с козлиной бородой. Все «гениальные» и все «подающие». Поддающим был только я. Я не был ни писателем, ни художником, ни поэтом, ни музыкантом, ни... А, собственно, кем я был? Как там говорили у нас в посёлке? «У матери было три сына: двое умных, а третий геофизик». В самую точку. Я был из последних. Стало быть, -  геофизиком. А здесь что я делал, в этой богемной компании «непризнанных» и «великих»? Всё правильно. Здесь я пил водку. В тепле. Среди почти незнакомых мне людей. Сидел  в углу дивана и постепенно вливал в себя содержимое стоящей напротив бутылки.  Внутренне я безусловно презирал всю эту шайку-лейку, но по возвращении с севера, где успевал натаскаться тяжеленных приборов на какой-нибудь заброшенной далеко в тундру буровой и вдосталь наморозить задницу, вот уже на протяжении нескольких месяцев неизменно приезжал сюда - в этот дом недалеко от Патриарших, поднимался на второй этаж, заходил в уютную квартиру, где меня встречали приветливые хозяева, проходил в комнату, наполненную гостями, забирался в угол дивана, ставил перед собой бутылку с рюмкой и погружался в царящую в квартире, как мне казалось,  легкомысленную чушь и праздность. Меня тянуло сюда: к этим непонятным людям, к их разговорам, к их небрежной манере одеваться и вести себя. Ко всем этим «деятелям искусства». Всё здесь было не так, как в нашем заполярном вахтовом посёлке, где жили, в основном, геологи, буровики, строители и геофизики. И уж совсем не так, как на буровых. Где предполагалось совсем другое общение, другие темы для разговоров, другой язык и другая — тяжёлая и, порой, изматывающая до тошноты работа. Работа, работа, снова работа и опять работа. Ничего, кроме этой работы. А тут... Тут были «умные» разговоры, веселье, смех, непонятные споры на непонятные темы. Тут было тепло и уютно. А ещё тут были красивые женщины, каких в наших северных краях отродясь не водилось. Нет, безусловно и у нас попадались красавицы местного значения, но таких, как в этой компании, не было. Отчасти я приходил сюда и из-за них. Особенно, из-за одной — той, которая сейчас разговаривала с режиссёром. Я приметил её давно, в один из первых моих визитов сюда, но тогда она появлялась вместе со спутником, постоянно держалась рядом с ним и всем своим видом как бы показывала и убеждала окружающих, кому принадлежит. Принадлежала или нет, трудно сказать, но подойти я не решался. Изредка бросал на неё мимолётные взгляды и занимался тем, чем занимался всегда — бутылкой и рюмкой, и слушал непрекращающийся ни на минуту трёп гостей «за высокое искусство».  Сегодня она была одна, без постоянного сопровождающего, и сейчас стояла недалеко от дивана, на котором я расположился. Выпив очередную рюмку, я поднял на неё глаза и встретился с ответным взглядом. Она внимательно смотрела на меня, при этом что-то отвечая собеседнику, а затем сказала: «Извини» и подошла ко мне.
     - Можно?
     - Что? - не понял я.
     - Присесть.
     - Садитесь, диван не мой.
     - А если бы был ваш?
Я ничего не ответил и потянулся за бутылкой.
     - Мне нальёте?
     - У меня — водка.
     - Вот и хорошо. Надоел ликёр.
     - А голова не заболит?
     - С чего?
     - Водка, после ликёра.
     - Ну и пусть болит. Наливайте, - она выбрала одну из чистых рюмок, стоящих на столе, и придвинула ко мне.
     - За что пьём?
     - А вы за что тут пьёте всё время? Молча и в одиночку.
     - Ни за что. Просто пью, и всё.
     - Ну тогда давайте и мы просто выпьем, и всё, - она подняла рюмку и поднесла к своему рту. Губы её приоткрылись, показав безукоризненный ряд белых жемчужин, и приблизились к рюмке. Она пила медленно, словно не водку, а лимонад или ликёр, и, когда выпила,  поставила рюмку на стол, потянулась к блюдцу, на котором лежали нарезанные колечки лимона, взяла одно и надкусила.
     - Почему вы нас презираете? - внезапно  спросила она и дерзко посмотрела мне в глаза. От такого вопроса я оторопел.
     - Это что? Типа, не уважаешь?
     - Нет, правда. Почему презираете?
     - С чего вы взяли?
     - Вижу. Я за вами с самого первого дня наблюдаю, как вы только тут появились. Сразу и запрезирали. Почему?
Я не знал, что ответить. Во-первых, был поражён тем, насколько точно она угадала моё отношение к присутствующим. А, во-вторых, удивлён фразой: «Я за вами с самого первого дня наблюдаю...»
     - Да не презираю я вас. И как я могу презирать тех, кого, в общем, или совсем не знаю, или знаю, но очень плохо.
     - Но кого-то вы знаете?
     - Хозяев. Они меня и пригласили. А презирать... - я старался что-то соврать. - Это слишком. Просто, мне многое здесь в диковинку, непонятно, непривычно...
     - Но интересно, раз приходите? - глаза неотступно следили за мной.
     - Да как вам сказать? Скорее, да, чем нет. Не привык я к такой компании.
     - А к какой привыкли?
     - К совсем, совсем другой.
     - Какой другой? Расскажите, - она подсела ближе, поправив не скрывавшую колен юбку, и протянула  рюмку. - Налейте. Немного.
     - Голова  в порядке?
     - В порядке, - улыбка обнажила жемчужины. - А вы заботливы.
     - Какая это забота? Так, выполняю функции ухаживающего. Сегодня, я вижу, вы — одна, без постоянного сопровождающего?
     - Заметили. Я думала, вас кроме вашей водки ничего не интересует.
     - Почему? - последнее замечание меня несколько смутило.
     - Так, как придёте,  тотчас - сюда, в угол дивана забиваетесь. Нет, чтобы потанцевать пригласить, поговорить. Сразу водку достаёте и пить начинаете. Вы пьяница? А, может, алкоголик?
     - Я — геофизик.
     - Надеюсь, это — не одно и то же?
     - Как говорят у нас, на южном берегу, это — две большие разницы. Хотя, что-то общее наблюдается.
     - На каком это южном берегу?
     - Ледовитого океана, естественно.
     - Почему, естественно.
     - Потому что я — оттуда. Из тех краёв прибыл.
     - А что вы там делаете?
     - Я?
     - Ну не я же.
     - Прямо, допрос.
     - Нет, не допрос. Интересно. Что делает человек  на, как вы сказали? - южном берегу... Ледовитого океана, находящийся в данный момент в нашей компании, сидящий в углу этого дивана и усердно дующий водку? Нет, правда, интересно.
     - Нефть ищу.
     - Нефть? - она придвинулась ещё ближе. - Расскажите, расскажите. Вот здорово. Настоящую нефть?
     - Игрушечную.
Я вспомнил последнюю буровую, пургу, мороз за сорок, как мы намучились и поморозились, и потянулся за бутылкой. Очевидно, женщина что-то почувствовала, потому что изменила тон и тихо сказала:
     - А хотите уйдём отсюда?
     - Куда? - не понял я.
     - Совсем. Куда-нибудь, куда хотите. Хотите?
Я поставил бутылку и вгляделся в прямо смотрящие на меня глаза.
     - Какого цвета у вас глаза?
     - Зелёные и карие. Одновременно.
     - Хочу, - тихо сказал я. -  Хочу уйти и глаза хочу.
     Женщина как-то странно посмотрела на меня, встала и направилась через комнату мимо танцующих пар в сторону коридора. Она шла легко и свободно. Будто и не было вокруг никого. Пары словно сами расступались перед ней. А, может, это мне только казалось? Юбка чётко очерчивала линию бёдер, вызывая в памяти давно прочитанные строчки Анатоля Франса о женском платье, удивительным свойством которого было не скрывать фигуру, а наоборот, рисуя силуэт, обнажать её, вызывая непонятные или, скорее, наоборот, понятные реакции мужского организма. Я смотрел вслед стройной изящной фигуре, на  обтянутые шерстяной материей ноги и ощущал ту самую реакцию. Подойдя к коридору, женщина обернулась и кивнула. Кто-то из присутствующих устремился её провожать. Послышались слова прощания и затем звук закрывшейся входной двери. Выждав минут пять, я тоже простился с хозяевами  и  покинул гостеприимный дом.

     Она ждала недалеко от подъезда и, когда я подошёл, взяла меня под руку.
     - Куда пойдём?
     - На Патриаршие. Погода хорошая. Пройдёмся?
     - С удовольствием.
     - Как голова после водки? Не болит?
     - Всё хорошо.
     Мы вышли к пруду, пересекли улицу и направились вдоль бульварной аллеи. Стоял чудесный тёплый майский вечер. На бульваре цвела сирень и своим запахом дурманила прохожих, будто это был не центр Москвы с совсем рядом находящимся Садовым кольцом, а загородная территория или парк. Мы молча шли, вдыхая пьянящие ароматы, и мне не верилось, что это я сейчас иду уютным московским бульваром, а рядом со мной —  красивая женщина. А ведь всего несколько дней назад я чуть не замерз по дороге с буровой в посёлок, когда сломался наш вездеход, и мы с водителем вынуждены были добираться до базы пешком, с трудом пробираясь по заснеженной тундре. Сила контраста была настолько велика, и настолько пьянил воздух и аромат духов, исходящий от спутницы, что я на минуту остановился.
     - Что с вами? - спросила она.
     - Ничего, - ответил я. - Ничего. Руку вашу хочу чувствовать.
Я взял её руку, лежащую поверх согнутой в локте моей, и притянул чуть ближе.
     - Вот так.
     - Теперь чувствуете?
     - Теперь чувствую...
У неё была красивая рука с тонким запястьем,  узкой ладонью и длинными  пальцами.  Я провёл своей свободной рукой по запястью, по тыльной стороне ладони и задержался на пальцах. Они чуть подрагивали.
     - Всё хорошо?
     - Да... Как сирень пахнет. Просто удивительно. Спасибо, что привели меня сюда. А то бегаешь по своим делам, суетишься, а настоящего и не замечаешь. А оно — рядом, в пяти минутах ходьбы.
     - Иногда даже ближе.
     - Вы правы. Ближе.
Мы обошли пруд и остановились у прохода в ограде.
     - Вот там сидели Берлиоз и Бездомный, - она показала на одиноко стоящую скамейку.
     - И там к ним подошёл Консультант. Помните: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!»
     - Помню, помню. Как ни помнить. На самом деле, чего ни хватишься, ничего нет.
     - Но что-то всё же есть. Этот вечер, например. Пруд. Бульвар. Запах сирени. Вы рядом...
     - Ну, я-то - не в счёт.
     - Почему? Очень даже - в счёт. Вы даже не представляете, как - в счёт. Ещё пару дней назад я и не предполагал, что буду вот так стоять на Патриарших, наслаждаться запахом сирени и...
     - Стоп, стоп... Дальше не надо. Пойдёмте лучше.
Она повернулась в сторону скамейки, на которой, скорее всего, не сидели Берлиоз с Бездомным, и помахала рукой.
     - Пока, Михаил Александрович и Иван Николаевич...

     - А где вы были пару дней назад?- спросила она, когда мы покинули бульвар, пересекли Бронную и направились в сторону Никитских ворот.
Я сразу отчётливо вспомнил заглохший в тундре вездеход, нас с водителем, старающихся завести двигатель, и казавшийся бесконечным путь через тундру по снегу к посёлку. Это здесь — весна, всё распустилось и сирень благоухает. А там, в тундре, -  до сих пор зима,  метёт,  и не отпускает мороз.
     - Пару дней назад я был в одном экзотическом месте. Представляете, всё белое, сверкает, переливается под лучами солнца — красотища.
     - Это где же такое?
     - В тундре.
     - Тундра, - она задумалась и снова повторила, но медленно, по слогам. - Тунд-ра... Полундра, - и рассмеялась. - А что такое тундра? Расскажите.
Она крепче опёрлась на мою руку, и я почувствовал тяжесть её тела.
     - Тундра? Как вам сказать. До горизонта всё ровное. Летом — разное. Сначала ярко-зелёное,  потом разноцветное: красное, золотистое, бурое,  даже сине-фиолетовое, а зимой — белое, и такое белое, что часто непонятно, где кончается небо и начинается земля.
     - Что, совсем-совсем ровное? Как футбольное поле?
     - Нет, конечно. Бывают и холмы, и овраги, даже каньоны. Реки в них текут. Но, в основном, ровное, но не как футбольное поле.
     - Ага, зелёное, это понятно — трава. А разноцветное почему? И почему — сине-фиолетовое?
     - Сине-фиолетовые — озёра. Вот так идёшь по тундре или едешь на вездеходе, и вдруг —  озеро... Это надо видеть. Летом, когда жарко, залезешь в него — сверху вода тёплая, а чуть ниже, на метровой глубине, холоднющая — ужас.
     - Почему?
     - Так - мерзлота. Вечная. А вы видели когда-нибудь пушицу или морошку?
     - Естественно, нет. Я дальше Садового кольца редко куда выезжаю, хотя про морошку слышала — ягода, кажется, такая.
     - Точно, ягода. Варенье из неё вкусное, а ещё настойка на спирту. Ух какая, - я аж зажмурился, вспоминая вкус морошковой настойки, которую  делали жёны тамошних моих приятелей, если удавалось раздобыть спирт. - Но настойка - дело у нас, вообще говоря, запрещённое. «Сухой» закон.
     - Это как?
     - Очень просто. Спиртное — под запретом.
     - Всё-всё?
     - Ну да.
     - А как же спирт?
     - Достаём. Кто с «земли» умудряется привезти, кто с фактории, а иногда, по праздникам, и в магазине продают и не только спирт, но и вино, и шампанское...
     - Да вы, я смотрю, там славно устроились.
     - Это точно...
Перед глазами опять встала заснеженная тундра и мы с водителем, пробирающиеся через метель. Я посмотрел на свою согнутую в локте руку и слегка пошевелил пальцами, кончики которых были покрыты тонкой нежно-розовой новой нарастающей кожей.
      - Это точно, - повторил я и опять почувствовал запах сирени. - Выпить не хотите?
За разговором мы вышли к Никитским воротам.
     - Где? Уже поздно.
     - В жизни важно места знать, - я сделал многозначительное лицо.
     - Знаете?
     - Естественно. У «пампушки на твербуле».
     - Это ещё что за зверь?
     - Э... да вы, я вижу, не в курсе самых знаменитых мест Москвы. У «пампушки на твербуле» означает у памятника Пушкину на Тверском бульваре. Теперь понятно?
     - Теперь понятно, - она улыбнулась. - Однако, вы не только про тундру знаете, но и про Москву.
     - А как же? Я же сказал, места знать надо.
     - И что же там на этом «твербуле»?
     - А там — небезызвестное кафе «Лира», где готовят неплохие коктейли. Туда мы и направимся, если вы - не против.
     - Я — за.
     - Отлично. Тогда переходим дорогу и... пойдём по бульвару. Смотрите, какая там сирень. А запах...
     - Да, запах отменный...
     Мы перешли дорогу и неспешно двинулись в сторону улицы Горького. Я рассказывал о тундре; о том, как она хороша ранним летом, когда нежная зелень, словно мазками живописца, покрывается маленькими белыми пушинками пушицы, а ещё красивее в августе, меняя свой нежно-зелёный окрас на красновато-буровато-лиловый. Рассказывал об океане; о тюленях и нерпах, иногда подплывающих почти к самой границе литорали; о белухах, частенько навещавших прибрежные воды; о песцах, из шкур которых местные модницы кроили себе шапки; о том, как хороши свеже-посоленный муксун или щёкур; о жареной оленине с брусникой и ещё много о чём. Женщина слушала, не перебивая, только изредка задавая вопросы и пытливо поглядывая на меня.
     - Туда или тут? - спросил я, когда мы остановились против кафе у одной из скамеек, над которой нависли роскошные грозди сирени.
     - А можно тут?
     - Всё — в нашей власти. Подождите меня здесь, - я показал на скамейку.  - Я — мигом.
     - Только не долго. Хорошо? Буду без вас скучать.
«Скучать»... Таких слов в свой адрес мне давненько не приходилось слышать. «Буду без вас  скучать» - повторял я, пока бежал, — «буду скучать»... «буду скучать»...

     Около входа в кафе, несмотря на приближающееся время закрытия, стояло несколько человек в ожидании, когда кто-то выйдет, и появятся свободные места. Я подошёл к стеклянной двери, за которой восседал внушительного вида швейцар, и приложил к стеклу ладонь, прикрыв ей заранее приготовленный трояк. Дверь тут же открылась, и швейцар,  как старого знакомого, впустил меня внутрь. Я пожал протянутую для рукопожатия здоровущую пятерню, куда тут же перекочевал мой трояк, и под недовольный ропот ожидающих направился к барной стойке.
     - Две двойных водки с лимонным соком и в высоких стаканах, - сказал я подскочившему бармену.
     - Ок, - прозвучало в ответ, и через минуту мои руки приятно холодили два высоких с толстым дном стакана. Я засунул обе руки со стаканом в каждой в широкие низко расположенные карманы вязанной кофты и так, не вынимая из карманов рук, двинулся к выходу. Швейцар приветливо кивнул и, открыв дверь, пожелал мне хорошего вечера и приходить почаще. Я поблагодарил и вышел на улицу.

     Она сидела на скамье спиной ко мне. Волосы и плечи светились, отражая падающий от фонаря свет. Она была похожа на видение, неоновым силуэтом выделяясь на фоне тёмной бульварной аллеи в ареоле таких же неоновых гроздей сирени. Я медленно подходил, стараясь не нарушить, не спугнуть  видение, не потревожить неожиданное чудо, непостижимым образом возникшее на сегодняшнем крохотном отрезке моей жизни.
    Я обогнул скамейку и предстал перед ожидавшей меня женщиной, стоящим с руками, засунутыми в карманы кофты.
     - А вот и я.
     - Ну наконец-то, - она облегчённо вздохнула. - Я уж думала, что вы никогда не придёте.
     - Как это — не приду? Я же только на пять минут отлучился.
     - Если бы вы знали, какими долгими показались мне эти пять минут. Неужели только пять минут прошло?
     - Ну, может быть, чуть больше. Я торопился.
     - Идите сюда, - она положила ладонь на скамью рядом с собой. - А где же обещанный коктейль?
     - Вот.
Я вытащил из карманов руки и вместе с ними два высоких с толстым дном тёмно-коричневых стакана.
     - Волшебник, - она наклонилась и поцеловала меня в щёку. - Что там?
     - Там?  ... Там — водка с лимонным соком.
Моя щека всё ещё ощущала прикосновение мягких тёплых губ.
     - Как вам это удалось?
     - Дело  нехитрое, - я протянул один из стаканов.
     - Какой красивый. Сохраню на память.
Она взяла стакан, подняла над собой и посмотрела через него на фонарь. На её лицо упал золотистый блик прошедшего через стекло света.
      - И цвет какой удивительный.
Несколько секунд она смотрела на фонарь, а затем направила руку со стаканом в мою сторону и посмотрела через него на меня.
     - Ничего не вижу. Далеко.
     - А так? - я придвинулся чуть ближе.
     - Так лучше, но тоже плохо видно.
     - Так? - я придвинулся ещё.
     - Уже что-то можно разглядеть.
     - Так видно?
     Я оказался совсем рядом. Моё лицо находилось почти около её лица. Нас разделяло только стекло.  Я отвёл руку со стаканом, наклонился и коснулся губами приоткрытых губ. Они сначала отпрянули, а затем ответили мне. Я пил эти губы, а губы пили меня. Мы сидели, тесно прижавшись, и  наши руки, держащие стаканы из коричневого стекла, забыли о жидкости, находящейся в них. Моя оказалась за спиной женщины, а её — за моей. Мы обняли друг друга и ещё теснее прижались. Я целовал чудные, нежные, полные чувственности губы женщины, с которой, в сущности, был едва знаком и у которой даже имени ещё не спросил. Больше того, у меня ни разу не возникло  желания его узнать. Наверное, я понимал, что всё будет потом. Возможно, как и она это понимала, так как тоже не спросила моего имени. Нам просто было хорошо вместе - здесь и сейчас. Я целовал роскошные губы и забыл, про то, где нахожусь, и что было совсем недавно. Забыл  про метель, через которую пробирался с водителем вездехода; про помороженные пальцы рук и ног; про новую стремительно надвигающуюся поездку; про работу, которая осточертела, но без которой не мог жить... Забыл про всё...
     Осталась только она, целующая меня и шепчущая  прекрасные слова, её нетерпеливые губы и этот пьянящий запах — запах духов и необыкновенный запах сирени...


Октябрь 2013. Москва.