Посыл молодёжи. Отрывок из письма

Алекс Чистяков
(Отрывок из письма взрослому сыну)

Когда мне было столько лет, сколько тебе сейчас, я вообще не думал про деньги. В большой стране вообще никто не думал как выживать. Все были обеспечены работой, кроме тунеядцев. Страна была другая. Законы другие.

Ты не представляешь себе, как в целом было устроено народное хозяйство. В стране, где не было частного капитала и предпринимателей. В стране, где государственная собственность на средства производства. Ты можешь писать что угодно, не понимая механизма Госплана и Госснаба.

Понимаю, вам этого не преподавали ни в школе ни в университете.

Всюду на заводах и фабриках действовали государственные нормы, тарифы и расценки любых видов работ. Это каталоги толщиной с энциклопедию.

По этим нормам считали зп. Были надбавки за разряд, квалификацию. Это своего рода и было стимулом стремиться к более высокому разряду при выполнении работ, а инженерам - получить более высокую категорию.

Да ты расспроси маму об этом. Она всё это прекрасно знает и тебе сможет объяснить. Или ты с ней на такие темы не общаешься?

Для советского труженика главным в деле было качество. И бабушки выращивали овощи, фрукты, имели своё молоко и молочные продукты такого качества, которого в нынешних супермаркетах не встретишь.

Но я вовсе не защищаю тот строй большой страны, где было немало бомжей, воров, расхитителей социалистической собственности и так далее. Дефицит и хищения были в основном по той причине, что элементарно на всё  население страны не хватало товаров широкого потребления (массового спроса).

Рассматривать народное хозяйство нужно в динамике. На чём пахали землю в 1920 году? А косили и собирали урожай как? Когда появились трактора?

Народ пахал, строил, возводил мосты и гидроэлектростанции. План ГОЭРЛО и так далее. А распашка целинных земель, создание оросительных каналов, возведение дамб, строительство заводов, газификация?

А создание отраслей народного хозяйства? Металлургической промышленности? И это в условиях "железного занавеса", т.е. в полной изоляции от западных стран, опираясь на собственные силы.

Тебя это за ненадобностью никогда раньше не интересовало.

И главное, что никак не поймёт нынешняя молодёжь, социалистический строй был ПРОТИВ БОГАТЫХ, поэтому все жили не в нищете, но довольствовались малым. И была "уравниловка", что я тоже отношу к недостаткам. (Зато были сильными духом и отзывчивыми во взаимопомощи, не все конечно).

Однако, если, например, у меня голова соображала, то я имел возможность заниматься рационализацией. И за каждое рацпредложение имел выплату в зависимости от полученного (расчётного) экономического эффекта. Это давало мне ежемесячно неплохую сумму к зп. В возрасте 25 лет однажды меня даже признали лучшим рационализатором всего объединения (где всего работников 40 тысяч человек). Раз в квартал подводили итоги, и у меня они оказались наилучшими.

Как-то так.

А когда появилась возможность (в 1988 году), с введением элементов рыночной экономики, то я ещё с одним товарищем организовали на заводе Молодёжный центр, пригласив ещё двух толковых работников на должности директора и главного бухгалтера.

Таким образом, организовали дополнительные договора для расширения деятельности на заводе. Эти договора во времена так называемой конверсии приносили пользу заводу. И впервые мы смогли распределять деньги за проведенные работы в первую очередь тем, кто выполнял эти работы, а не дирекции. То есть директор и главбух получали только 10%, а остальное - коллектив, который выполнял работы по трудовым соглашениям.

Так и получил я первоначальный капитал - своей инициативностью и трудом.

И к моменту развала большой страны у меня доходы от собственной деятельности в четыре-пять раз превышали заводскую зп.

Работа на заводе только тормозила развитие товарооборота, поэтому без сожаления в 1992 году оставил завод.