Череп 13

Александр Нижников
Встретились они лишь через неделю в следующее воскресенье. Раньше она не могла  выделить время для встречи с ним. Ежедневные консультации и первый вступительный экзамен, не позволяли ей расслабиться. Однако она не забыла про предложение Михаила Петровича.
Они встретились  после обеда и до самой ночи гуляли по городу.
Он рассказывал ей о городе его площадях и улицах, парке и местных архитектурных шедеврах. Рассказывал увлечённо и интересно, словно настоящий экскурсовод.
Рядом с ним Женька чувствовала себя необразованной  школьницей и уже собралась было под благовидным  предлогом  уйти, но он уволил этот момент.
  - Скажи , Евгения, я не утомил тебя своими рассказами?  Вижу, ты совсем потускнела, и тебе стало не интересно. А потом ты очень мало рассказала о себе… Пойдём в кафе, посидим, поужинаем и ты мне немного расскажешь о себе…
Во время следующей прогулки по  парку, он пригласил её в свою квартиру. Она внимательно поглядела в его серые глаза и не почувствовала никакой опасности. Его взгляд выл не сексуальным и алчным, а  дружеским и доброжелательным.
  Он жил в  трёхкомнатной  квартире на четвёртом этаже.  В зале , уставленном недешёвой  мебелью, висела чеканка и подлинники каких-то неизвестных Женьке художников. В том , что это подлинные  авторские полотна она догадалась по их фактуре.
   -Ого! Да вы я вижу любитель искусства и наверно коллекционер?
   - Нет, к живопись и искусству я отношусь умеренно. Но моё хобби в другом…Пойдём я покажу.
Он приоткрыл дверь в соседнюю комнату и впустил туда Женьку.
Она ахнула, увидев, что все стены увешаны  фотопортретами  множества  знакомых и незнакомых лиц.
    -Зачем их столько, удивлённо спросила она?  Пусть бы они  покоились в учебниках .
   -Моё  увлечение называется физиогномика… Слышала о таком?
Когда Женька неуверенно пожала плечами, он пояснил
     -Это древняя наука и даже искусство распознавать человека по лицу…
Он помолчал немного и вдруг продекламировал какого-то поэта:

Есть лица подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица подобия жалких лачуг,
Где варится просо и мокнет сычуг…
 
  - Да, я слышала, что это искусство распознавать характер по портрету… Но… Лица такие разные и тут легко обмануться…
Она усмехнулась, вспомнив  что-то из своего детства.
   -Вот у нас в школе был учитель  Николай Тимофеевич. Культурный человек , умница. Все ученики любили его уроки. И лицо благородное, умные глаза, высокий лоб, красивый подбородок и осанка.. Девчонки влюблялись в него и летели общаться с ним как мотыльки на свет… Я, признаться , тоже.  Угадай тут, каким он станет, когда  напьётся.  А он страдал, хотя  может и не страдал вовсе, этим недостатком. Однажды я увидела  его в запое… В драном ватнике, башмаках на босую ногу, растрёпанный, он пришёл в магазин и трясущейся рукою протягивал мелочь на очередную бутылку… А лицо становилось совсем не благородным. Глаза опухали и превращались в узкие щелки, углублялись морщины, рот искривлялся в презрительной улыбке, а небритый подбородок начинал трястись… И где он был настоящим?
    Потом через неделю, когда кончался запой,  он снова благородный и красивый, хоть иконы с него пиши…
Михаил Петрович затрясся от смеха
  -А ты Евгения хорошо рисуешь портреты. Мне нравится. Вот именно поэтому я и заинтересовался физиогномикой. Представь, как здорово будет, если невеста  принесёт  специалисту фото своего жениха и тот скажет, что ждать от него в будущем. Или отец принесёт портрет своего пятилетнего сына физиогномисту и попросит совета, какую стезю надо выбрать родителям для сына или дочери. Конечно, задатки и таланты  лучше проверять на практике, по тестам и в деле  в течение какого-то времени. Это должен делать психолог школы, преподаватель, но это долго… А я хочу, чтобы всё было  гораздо быстрее…Хочу найти некую формулу  для прочтения лиц.
    - Занятно… Ну а зачем тогда рядом с живым портретом человека помещён череп? Разве недостаточно хорошего портрета для понимания человека?
    - Ха,ха! Да ты молодец! Зришь в корень.  Всё дело в том, что художники и даже фотографы часто идеализируют  свой объект, невольно делают его более привлекательным.  Явный негодяй не даст срисовать свою  истинную натуру,  если закажет свой портрет за деньги. А художник или фотограф  невольно ему подыграют и представят его в лучшем виде.  Поэтому для физиогномиста лучше, если будет бесстрастное изображение лица или даже  гипсовая  маска.
-Да, я читала, что даже когда смотришь на себя в зеркало, то невольно прихорашиваешься.. Но при чём здесь череп? Это же не истинный портрет.
- Ошибаешься. Сейчас наука уже достигла уровня, когда по черепу можно воссоздать облик. Правда в течение жизни многое меняется… В этом и сложности.
   -Но здесь, как я понимаю, лица прошлых  лет, давно умершие. Какое отношение имеют к сегодняшнему лицу конкретного человека?
   -Я хочу вывести некую формулу, признаки  определенных  качеств человека… Вот, скажем, портрет Юлия Цезаря… Если сравнить его с описанием  жизни, его дел и поступков, то можно заметить признаки его бесстрашия, ума, жестокости, его пристрастий и т.д. Правильность своих первых наблюдений можно проверить на десятке других исторических деятелей.  А затем эту формулу можно применить к портретам  сегодняшних людей.
 -Как интересно! Но сложно. А вот скажите, физиогномика мужчин и женщин отличается,- спросила Женька, окинув взглядом  с десяток портретов женщин на стене?
  - Да ты права. Физиогномика отличается… Женщины более скрытны.  Они гораздо больше мужчин работают над своей внешностью, над лицом. Это , конечно, проблема…Но вполне решаемая.
Михаил Петрович  внимательно посмотрел в  её глаза и вдруг притянул Женьку за талию и быстро нашёл  губы…
Она забилась в его руках и с трудом вырвалась из объятий
- Не нужно торопиться, Михаил… Я ещё не готова…
Он  виновать взмахнул руками.
 -Извини..Просто ты мне нравишься, и я не удержался..Извини..
 - Ладно. Проехали…
Она коснулась его руки в знак прощения и , желая переменить тему разговора, шутливо спросила:
 - А в этом шкафу  наверно лежат отрубленные головы и свежевыделанные черепа?
Она протянула руку к дверце наглухо занавешенного старинного шкафа.
 - Нет, нет , не сейчас! Когда-нибудь потом..,- воскликнул Михаил Петрович.
И взглянув на удивлённое лицо Женьки, добавил шутливо:
 - Должны же у меня остаться хоть какие-то тайны…Хотя бы потому, чтобы ты ещё раз пришла сюда…