Проповедь на Преображение Господне!

Роман Овчаренко
Какие образы и мысли рождаются у нас в голове, при слове «весна»? Согласитесь, ведь это самое поэтическое слово в нашем лексиконе?! С весной у нас принято ассоциировать не только пробуждение природы ото сна, но и начало земледельческих работ, начало тепла, начало любви, птичьих песен и весеннего головокружения. Для многих это прозвучит неожиданно, но на Востоке Новый год всегда праздновался и до сих пор празднуется весной. И это неспроста. По Преданию первые люди – Адам и Ева были созданы, именно в весенний промежуток года.
А теперь перенесемся на много веков вперед. Снова нас встречает весна во всем великолепии своих красок. Пред нашим взором разнообразная по своему рельефу и климату Палестина. Бог, как гениальный художник, не поскупился на яркие краски. На зеленых основах полей и гор, смелой кистью Им были прорисованы: красные тюльпаны, желтые крокусы, белые подснежники, синие гиацинты, фиолетовые анемонеллы и еще целая палитра красок и цветов… Солнце еще не так активно. Уже тепло, но по ночам еще сыро и зябко. Воздух весь как будто бы в мареве от поднимающихся испарений. А какие стоят ароматы… Они буквально сводят с ума. С утра до поздней ночи не прекращается любовная музыка птиц.
Еще до восхода солнца Иисус, разбудил троих своих учеников и велел следовать за ним. Вместе они поднялись на вершину горы Фавор. Это удивительная во всех отношениях гора. Ее название в переводе с еврейского означает пупок. На русском языке это звучало бы как пуп земли. И действительно, по своей форме она и вправду напоминает пупочную завязь. Но зачем Христос пришел сюда с учениками? Давайте разбираться.
Во-первых, отметим, что Евангелие сообщает нам только о трех учениках, которые удостоились будущего чуда. Это апостолы Петр, Иоанн и Иаков. Почему были взяты только три ученика, и почему именно эти? По свидетельству святителя Прокла, архиепископа Константинопольского «число три, в отношении учеников, последовавших за Христом и ставших свидетелями Его Преображения, было определено Господом отнюдь не случайно». Ведь, в соответствии с ветхозаветным законодательством, согласные показания трех свидетелей считались юридически достаточными для выяснения подлинных обстоятельств происшедшего (Втор. 17, 6). А что касается конкретных имен, то здесь нам поможет святитель Иоанн Златоуст: «Господь взял с Собой на гору именно Петра, Иоанна и Иакова, потому что Петр превосходил прочих силой своей любви ко Христу, Иоанн – мерой любви к нему Самого Господа, а Иаков – готовностью пойти за Спасителя на жертву, вплоть до собственной смерти».
Во-вторых, местом для совершения чуда Преображения была избрана гора. И это тоже было неслучайным. Гора возвышала человека над землей. Давала возможность соединяться с небом и землей на одинаковом расстоянии. Конечно, нельзя не сказать и духовном смысле возвышения. Ведь когда мы хотим достичь духовных высот, мы отрешаемся от земных привязанностей.
В-третьих, многие это не замечают, но в тексте Евангелия есть слова, указывающие на то, что Преображение Господне произошло во время молитвы. Это очень важная деталь. «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9, 29).
В-четвертых, во время Преображения апостолы видели рядом со Христом фигуры пророков Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».
И, наконец, в-пятых, Преображение было началом совершенного Господом Спасения. Преподобный Иоанн Дамаскин писал следующее: «Было совершенно необходимо, чтобы те, которые впоследствии явятся зрителями страданий, сначала стали свидетелями славы Спасителя». Когда Христос спустился с учениками с горы, то запретил им рассказывать об увиденном, до тех пор, пока не состоится искупление. Ученики сдержали свое слово.
А теперь поговорим с вами о самом Преображении. Под словом преображение мы понимаем изменение существующей материи из одного состояния в другое, более качественное. Господь наш Иисус Христос никогда ничего не делал просто так. У всего была своя глубокая причина. Итак, вернемся к началу. Мы с вами выяснили, что весна – это время рождения первого человека. К весне мы относим с вами и Благовещение Богородицы и его славное Воскресение. А между ними должно было располагаться Преображение. То есть находясь на земном пупе (Фаворе) Христос, как Новый Адам возродился к новой жизни. Он зримо показал апостолам, впервые, не таясь, как в Нем одном соединены Божество и человечество. «Преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 1). Сквозь человеческую природу энергиями просияло божество. Источник Света и Истины скрыт в нас самих, в нашем сердце.
Мы все призваны к богочеловеческому существованию. Но, зачастую, своими греховными поступками мы наполняем свою душу отнюдь не Божьим светом, а адским мраком. Оттого и становимся неспособными на Преображение. А ведь все в наших руках. Когда мы хотим создать уют дома, то нам достаточно генеральной уборки и правильной раскладки вещей по своим местам. Да это тяжелый, но необходимый и вознагражденный труд. Он радует наши глаза и сердца. А что насчет нашей души? Неужели, она не заслужила генеральной уборки от всех мерзостей, что мы в нее вложили? Вот о чем стоит подумать. С праздником, дорогие друзья!