Диалог на предприятии будущего. 3. Инструменты

Сергей Гайворонский
Мы настолько много и так часто делаем сравнения, что иногда даже забываем, что сравнение - это основной путь отделения плохого от хорошего. И поэтому, желая чего-нибудь нового и лучшего, частенько предлагаем старое попросту уничтожить. "Весь мир насилья мы разрушим до основания, а затем мы наш, мы новый мир построим..." Помните? И что? Разрушили. Потом ещё раз разрушили. И где мы сейчас? И кто мы? Может лучше не разрушать до основания, не уничтожать, а просто добавлять? И пусть лучшее вытеснит худшее? Как в технике, где старый механизм используется ровно столько, сколько это позволяет делать новый, более совершенный механизм?  Может такое быть не с техническими, а с экономических механизмами? А почему бы и нет? Ничего из ряда вон выходящего в этом нет.

Но, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Будем считать, что однажды, навоевавшись и накувыркавшись в кризисах, народ вдруг помудрел и вправду решил пойти по пути добавления и конкурентного вытеснения, а не по пути разрушения и полной замены.  На этом пути были созданы и внедрены в экономическую теорию новые обоснованные организационно-правовые формы предприятий, способные работать в существующем экономическом и правовом пространстве. А затем появились и предприятия, использующие такие формы. На одном из них продолжается диалог сотрудника отдела кадров с возможным будущим работником. Начало этого диалога было здесь:
Диалог 1: http://proza.ru/2023/06/15/1074
Диалог 2: http://proza.ru/2023/07/10/1035

         ***

- Вот и наша столовая.

- Хорошо у вас тут оформлено, не хуже чем в ресторане.

-  Да, мне тоже нравится.  Стараемся делать так, как  делали бы у себя дома. А как иначе, если предприятие наше? Да и времени мы проводим тут уйму. Грех не постараться.

- А это что? Напоминает советский столик здоровья.

- Это он и есть. Зелень там всякая по сезону. Кто что хочет, то и берет. Бесплатно. Как и хлеб на столах. За все остальное нужно будет заплатить, но цены терпимые.  Давайте выберем еду и сядем потом вот за тот угловой столик. Хорошо?

- Хорошо.

- Ну вот. Выбрали. С голода не пропадем. Теперь можно спокойно поговорить. Возьмите еще зелени со столика здоровья. Какие у вас остались вопросы?

- Да, спасибо, сейчас возьму. Аппетитно тут готовят, спасибо, что пригласили. Вы знаете, я так и не понял, зачем нужен договор о сотрудничестве и почему у меня должна болеть голова о повышении какой-то эффективности работы предприятия. Какое мне дело до этого? Платили бы зарплату и ладно. Попроще не можете все это объяснить? Чтоб не шибко по-ученому?

- Уж и не знаю, как проще. Проще всего поработать здесь пару месяцев по любому договору и тогда сами во всем разберетесь. А если иначе, то вы видите, что труд человека все больше и больше заменяется работой машин. А когда человеческого труда вкладывается меньше при большем выпуске продукции, то это называется повышением эффективности или, иначе, производительности труда...

- Извините, прерву. На кой черт нужно это повышение, если от него одни проблемы? Того и гляди без работы останешься.

- Ну да, так и будет, если ничего не менять. В этом случае все предприятия останутся с точно такими же организационно-правовыми формами, как были,  и многие рабочие останутся с носом, то бишь будут или совсем без работы или с работой за мизерную оплату. Вместо них будут работать машины.  Понимаете, к чему я это говорю?

- Понимаю, вроде бы… Вы наверное, хотите сказать, что хорошо будут жить только владельцы машин, а остальные будут нарезать круги вокруг них. Понимать-то я это понимаю, но, кажется, пытались уже менять систему, толку то. От чего ушли, к тому и вернулись.

- Из того, что пытались и не получилось, вовсе не следует, что не существует других вариантов.

- На кой черт эти варианты!.. Пока все переберешь, сдохнешь…  Устали уже все от перестроек.

- Согласен. Но перестройки разные бывают. Я думаю, что устали все от революционных или от алхимических перестроек. Я опять сложно говорю, да? Ну, революционные – это когда все уничтожается и строится заново, а алхимические – это бесконечный бессистемный или полубессистемный перебор параметров.  И в том и в другом случае действительно можно, как вы говорите, сдохнуть, не увидев никакого результата и намаявшись в полную меру. А могут быть перестройки эволюционные, когда изменения больше похожи на добавление нового и постепенное конкурентное вытеснение старого. И они же  могут быть научными, когда преобразования предварительно тщательно обосновываются. Никто же не жалуется на усталость, когда более прогрессивные устройства вытесняют морально устаревшие, так ведь? Наше предприятие - пример  преобразований эволюционного типа на научной основе. Это значит, что наше предприятие конкурирует с предприятиями других организационных форм. Если по своим параметрам оно будет лучше, то очевидно, что поработав здесь,  вам больше не захочется переходить на предприятия старого типа.

-  А если рядом будут платить больше? По мне так хорошо там, где больше платят.

- Вот вы сейчас что имеете в виду, зарплату или доход?

- Что-то вы меня путаете. Я имею в виду то, что в карман можно положить или на карту.

- Значит, зарплату. У вас психология наемного работника, закрепившаяся на генном уровне. Древний человек с такой психологией никогда не взял бы в руки каменный топор. Вы дома делаете что-нибудь своими руками?

- Конечно. Руки вроде из положенного места растут...

- И что, вы просто руками работу делаете или с помощью какого-нибудь инструмента?

- Подкалываете, что ли? Ежу понятно, что с инструментом.

- Да не подкалываю я, а просто напоминаю про существенную деталь. Ежу не ежу, но понятно, что раз делаете, то с помощью инструмента, который вы купили из своей зарплаты и, значит, заработали. И что? Если вы переедете из одного дома в другой, то все свои инструменты и приспособления оставите в старом доме? Подарите их новому хозяину?

- С какой стати свои инструменты, приобретенные на мои кровные, я буду непонятно кому отдавать бесплатно?

- Вот. То-то и оно. А наемный работник пока работает, тоже зарабатывает инструменты - основные средства. Только никто ему об этом так, как на нашем предприятии, не рассказывает. И если вы, поработав на нашем предприятии сотрудником, вдруг решите куда-то перейти - всяко в жизни бывает - то уйдёте отсюда не пустой. Заработанные вами инструменты - основные средства - так или иначе вас догонят и окажут помощь.

- Это в каком смысле догонят?

- Догонят так, как это прописано в колдоговоре. В каких-то случаях накопленные средства с вашего производственного счета могут быть выделены единовременно. Обычно это предусматривается при продвижении каких-нибудь бизнес-идей. Если идея стоящая, то наше предприятие может ее даже проинвестировать. А в других случаях, вероятнее всего,  вы будете получать  ежемесячно нечто наподобие дивидендов. Правда, эти дивиденды не бесконечны и будут постепенно снижаться.

- А если я уйду на пенсию, то что?

- Всё то же самое. От пенсии ничего не зависит. Даже если умрёте, чего не советую,  вашим счетом может воспользоваться наследник. Он может получать те же перечисления или устроиться к нам на работу. Его производственный счет будет уже не пуст. Соответственно и зарплата его будет не как у новичка.

- А что, сумма средств на счёте как-то влияет на размер зарплаты?

- Да, влияет, и очень сильно.

- Почему? Работаю же я, а не этот счёт.

- Счет, конечно, не работает. Зато работают основные средства, соответствующие деньгам, числящимся на этом счете. Представьте, что у одного работника на счёте почти ничего нет, а у другого средств прилично. В переводе на производственный язык это означает примерно то, что первый работник пробивает дырку в стене шлямбуром, который почти ничего не стоит и стоимость которого отражает счет этого работника, а другой - перфоратором, который стоит достаточно прилично в соответствии со счетом этого другого работника. Соответственно первый работник сделает за одно и то же время дырок меньше, а другой - больше. Может быть за время работы каждый из работников прольёт и равное количество пота, но результаты их труда при этом будут разными. Это и учитывается при оплате труда. Понятно объяснил?

- Более-менее понятно.

- Раз понятно, добавлю, что в связи с использованием основных средств доход сотрудника состоит даже не из двух, а из четырех частей.

- Ну все, теперь голова у меня точно задымится.  Почему четыре-то?

- Не задымится, не переживайте. Тут все просто. Когда у сотрудника появляется производственный счет,  нужно представить, что этот счет олицетворяет собой выструганного Буратино. Счет ведь не просто так появляется, как манна небесная, а в результате труда сотрудника. Или в результате "выстругивания", если образно.  И этот счет – Буратино - начинает работать на своего создателя. Как у вас с абстрагированием? Можете это представить?

- Ну, представить можно. Только зачем это все?

- Затем, что если у сотрудника появляется Буратино – сумма на производственном счете,  - то с этого момента они работают вместе. При этом, поскольку они оба работают, зарплата полагается не только сотруднику, но и Буратино. И средства, поступающие на производственный счет, тоже зарабатывают они вместе. Тут, правда есть кое-какие нюансы в том, как исчисляется заработок сотрудника и как исчисляется заработок Буратино, но сейчас они несущественны. Стало понятнее, почему доход сотрудника состоит из четырех частей?

- Немного, да. Если я правильно понял, получается, что сотрудник за свою работу должен получить какой-то доход, из которого часть пойдет на зарплату, а часть - на производственный счет для закупки оборудования. Но если вместе с ним работает Буратино, то он тоже имеет свой доход, делящийся на его зарплату и на пополнение его производственного счета. А поскольку Буратино принадлежит папе Карло, то весь доход Буратино оказывается в собственности папы Карло. А папа Карло – это сотрудник. Так, что ли?

- Совершенно верно. В сообразительности вам не откажешь. Не до всех сходу все это доходит. Особенно тяжело это понимают те, кто зазубрил основы экономической науки, поддерживающей другие организационно-правовые формы предприятий. В этой науке есть ошибки,  а зазубривание не позволяет их разглядеть.

- Не знаю, как там профессора, которые экономику изучают, а я из другой оперы и экономику знаю больше практически. Я  сейчас что-то малость запутался с этими шлямбурами и перфораторами. Меня смущает то, что наемный работник тоже ведь работает не пустыми руками, а дорогостоящим оборудованием. При этом никаких производственных счетов у него нет.

- Разумеется, не пустыми. Но, если опять абстрагироваться, то работает он с чужим Буратино, который никаким боком ему не принадлежит.  Помощник у наемного работника есть, но заработанные средства этот помощник отдает не наемному работнику, а какому-то другому хозяину.

- Ну вы и наговорили… Другой хозяин… Еще немного и о Карабасе-Барабасе говорить начнем.

- Что делать, иногда сказки достаточно точно отражают суть реальных экономических явлений.  И я не удивлюсь, если Алексей Толстой понимал эту суть. Сами знаете, что писатели, не имея возможности повлиять на ход реальных событий или научно описать их, часто представляют такие события в художественном виде. И это бывает небесполезно. Всегда может найтись ученый или какой-то другой деятель, которого произведение натолкнет на правильную мысль. У вас еще есть какие-нибудь вопросы?

- Да, есть. Но мне кажется, что я итак уже отнял у вас много времени.

- Ничего, работа такая. Задавайте. На что смогу – на то отвечу. Не все такие любопытные, как вы. От иных вообще вопросов не дождешься. Зайдут, поразглядывают по стенкам разную информацию и уходят. И не поймешь, то ли что-то их не устраивает, то ли абсолютно ничего не поняли. Так что задавайте вопросы,  не перетружусь.

- У меня возник вопрос, связанный с этим абстрактным Буратино. Получается, что чем больше средств на производственном счете сотрудника, тем больше Буратино. А чем больше Буратино, тем больший доход он может получить.  А что, нельзя сразу же при поступлении на работу внести средства на производственный счет, чтобы большой Буратино появился сразу же, а не когда-то потом.

- Можно, конечно, если у вас свободные средства есть. Это может быть выгоднее, чем класть деньги в банк.

- Ну, тогда можно, наверное, устроиться наемным работником, а деньги положить на производственный счет. И тогда пусть себе идут дивиденды, как на акционерном предприятии. Тем более, как я понял, эти дивиденды здесь регулярные, раз являются частью дохода и зарплаты сотрудника.

- Мысль на первый взгляд неплохая. Но такой подход здесь не прокатывает. Он может оказаться невыгодным. Тут надо понимать, что Буратино абстрактный, а основные средства и инструменты, которые он представляет – реальные. И эти реальные средства и инструменты подвержены износу с соответствующим уменьшением собственной стоимости. Это значит, что Буратино будет непрерывно худеть, и без поддержки работника постепенно исчезнет. Чтобы поддерживать живучесть Буратино, сотрудник имеет с ним связь через определенный механизм, а наемный работник – нет. Поэтому большого смысла в предложенном вами хитром действии не будет. По крайней мере, так говорят результаты математического моделирования. Деньги на нашем предприятии не делают деньги. Тут нельзя внести деньги со стороны и вечно на таком вкладе жиреть. Вечные двигатели изобретаются в другом месте.  А здесь деньги делают живые люди. Могут, конечно, быть случаи, когда нашему предприятию потребуются инвестиции под какой-то высокий процент. Т.е. просто деньги без какого-либо их человеческого сопровождения. Но такие случаи редки, а инвестиции эти могут быть только срочными. Т.е. мы можем занять деньги, использовать их, получить выгоду, а затем вернуть эти деньги с оговоренными процентами. И на том все.  Еще раз повторю, что такой практики, когда вносятся средства, пожизненно дающие дивиденды не работающему на предприятии субъекту, тут нет. 

- Странно все это. Как вообще стало возможным создать такое предприятие в нашем обществе, где деньги как раз и делают деньги?

- Не все у нас только за деньгами гоняются. Есть люди, которые мыслят прогрессивно и находят такой подход к организации предприятий перспективным. В такой форме организации предприятия одни плюсы, если смотреть на нее с точки зрения государства или работника. Минусы – только для тех, кто хотел бы делать деньги из воздуха. Если эксперимент окажется удачным, а в этом пока сомневаться не приходится, то он будет выглядеть как антивирус, внедренный в тело больного организма. Результатом его работы должен быть подъем экономики, снижение чрезмерной дифференциации доходов, повышение жизненного уровня людей, развитие экономической науки. Разве это плохо? Если что-то тут и выглядит плохо, то только для какой-то небольшой кучки людей. А остальным - нормально. Поэтому нашлись люди, в том числе и государственные деятели, которые такой эксперимент поддержали. Не всем же хочется бесконечных войн и других общественных кризисов. А текущее состояние экономики очень к этому располагает. Вам сильно на фронт хочется?

 - Нет, на фронт мне совсем не хочется. В войну лучше виртуально играть. Я был бы не против, если бы войн совсем не было. Но, из того, что мы их не хотим, не следует, что где-то за бугром кто-то на нас зуб не точит. Мы здесь будем мечтать о мире, создавая какие-то предприятия, а кто-то  там будет думать о войне…

- Ну, по этому вопросу можно много говорить. Если коротко, то за бугром простой рабочий тоже войны не хочет. Как и мы. Если он и начинает об этом думать, то только после соответствующей настройки. А эта настройка обычно идет от власть и имущество предержащих, которые борются за власть или за рынки сбыта или еще за что-нибудь. Если чрезмерную дифференциацию доходов снизить, то имущество перераспределится в пользу работников и кому-то настраивать их на войны станет сложнее.

- Мечтать не вредно. Пробовали уже. Через что только не прошли и назад вернулись.

- Ну, я говорил уже, что пробовать можно по-разному. Революционно можно. Алхимически. Эволюционно. На научной основе. Всяко можно. Если пробовать революционно и алхимически, обходя науку стороной, то вероятность вернуться к старому разбитому корыту будет очень высока. В чем мы и убедились. А если действовать эволюционно и на научной основе, то вероятность возврата будет практически нулевой. То предприятие, на котором Вы сейчас находитесь, как раз и имеет свойство снижать дифференциацию до оптимального уровня. Если это предприятие окажется более эффективным – а так оно и будет,  - то оно вытеснит предприятия других форм с экономического рынка.  Это одно. Еще у предприятия такой организационной формы есть научное обоснование. Говорят, что то, что написано пером, не вырубишь топором. Науку – тем более не вырубишь. Поэтому наука так или иначе уйдет за бугор и приведет там к созданию предприятий подобных нашему. И они вытеснят другие формы предприятий, потому что будут эффективнее. Произойдет что-то вроде эволюционной революции. Вроде бы и изменения будут существенными  и, в то же время, за это не нужно воевать. За это нужно просто жить и работать, а не нужно что-то уничтожать или бороться с чем-то вроде частной собственности на средства производства. И жить при этом полноценно, если не более того. Потому что повышение эффективности в таких условиях подразумевает и повышение благосостояния. Мне думается, что обосновать отказ от всего этого можно только стремлением к безграничной власти и богатству. Как Вы думаете?

- Я не знаю… Что-то у меня уже опять голова набекрень.  Даже вкусный обед не помогает. Вопросы у меня еще есть, но я, наверное, больше ничего спрашивать не буду. А то мы сейчас куда-нибудь в политику уедем. Последую Вашему совету. Месяц-два ничего особо не решат, поэтому я, наверное, устроюсь наемным работником.  Прочувствую все на собственной шкуре, поговорю с местным персоналом, а потом уже видно будет. Можно так?

- Никаких проблем тут нет. Записывайтесь на собеседование. Там и оговорите с мастером размер заработной платы, с которой начнете работу на нашем предприятии. Давайте уберем за собой посуду и пойдем в кабинет. Здесь разговаривать хорошо, но обед заканчивается. Раз решили устраиваться наемным работником, я Вам еще  расскажу, чем работа наемным работником на нашем предприятии отличается от аналогичной работы на предприятиях других организационно-правовых форм.

- Черт, еще что-то?

- Да ничего особо серьезного. На зарплату это не повлияет. Но довести до Вашего сведения я обязан.

- Ладно, идемте. Куда тут посуду убирать нужно?

***

Диалог 4: http://proza.ru/2023/08/28/737