Казацкое знамя в центре Модены

Кирилл Козубский
До наших дней дошёл прижизненный портрет гетмана Ивана Мазепы, гравированный на стали и снабжённый латинской подписью:

«Iohannes Mazeppa Cosaccorum Zaporoviensium Supremus Belli Dux»

В переводе на русский язык она звучит так:

«Иоанн Мазепа, Козаков Запорожских Верховный Герцог»

И если сходство портрета с оригиналом порою вызывает сомнения — то подпись следует признать ценным историческим документом. Прежде всего, она служит живым напоминанием того факта, что в официальных западных источниках XVII — XVIII веков звание гетмана приравнивалось к герцогскому титулу. То есть выборному гетману полагались такие же почести, как и наследному герцогу. Ну, а средина подписи должна, казалось бы, покончить с тенденциозными спорами об этничности Ивана Мазепы. Он был казак, запорожский казак. Без вариантов!

Что ещё примечательно. Похоже, что данная гравюра имела немалый тираж. Ибо выбранная художником латинская транскрипция Mazeppa получила в последние годы жизни гетмана широчайшее распространение. Позднее, в ХХ веке, более предпочтительной стала транскрипция Mazepa (а вариант Mazeppa доныне сохранился в итальянском языке и отчасти — в американском диалекте английского).

В 1844 году с мазепинским наследием неожиданно столкнулся путешествовавший по Италии Чарльз Диккенс. 9 нoября он приехал в Модену, бывшую тогда столицей суверенного герцогства. Послушав торжественную мессу в старинном католическом соборе, и не достояв службу до конца, Диккенс вышел из собора через боковую дверь.

«И я был внезапно насмерть испуган рёвом самой пронзительной изо всех когда-либо трубивших труб. Тотчас же из-за угла появилась конная группа (...) Всадники прогарцевали у самых стен церкви, и копыта их лошадей промелькнули мимо грифонов, львов, тигров и прочих чудовищ из гранита и мрамора, украшающих её стены. Во главе всей кавалькады ехал великолепный аристократ (...), державший в руках огромное знамя, на котором было начертано: Mazeppa!» — писал Диккенс. Здесь я позволил себе немного урезать цитату, с единственной целью: показать первое, самое первое впечатление английского писателя.

Как будто время повернулось вспять.
Или как будто казаки-мазепинцы оседлали время!
И из крепости Бендеры эпохи Северной войны
прискакали они в Моденское герцогство
эпохи Священного союза...

Впрочем, это впечатление продлилось лишь несколько секунд. Затем ситуация прояснилась. Вот полное описание данного эпизода в книге Диккенса «Картины Италии»:

«И я был внезапно насмерть испуган ревом самой пронзительной изо всех когда-либо трубивших труб. Тотчас же из-за угла появилась конная группа, прибывшая сюда ИЗ ПАРИЖА. Всадники прогарцевали у самых стен церкви, и копыта их лошадей промелькнули мимо грифонов, львов, тигров и прочих чудовищ из гранита и мрамора, украшающих ее стены. Во главе всей кавалькады ехал великолепный аристократ с пышными волосами, без шляпы, державший в руках огромное знамя, на котором было начертано: "Mazeppa! Сегодня вечером!"»

Итак, в Модене 9 нoября 1844 года прошла рекламная акция французской театральной труппы... И всё же — это была встреча жителей и гостей города с казацким мазепинским наследием, выстрадавшим себе всемирную славу. И знамя, на котором начертана фамилия казацкого героя — это наше казацкое знамя! Живая память народов фиксирует избранные имена победителей, но иногда (хоть и намного реже) отдаёт должное побеждённым. Так, например, четыре города в США носят имя Mazeppa...

Но вернёмся в Модену 1844-го. Если даже не знать, то нетрудно догадаться, что ни одно массовое (тем более, кавалерийское) шествие в этом городе не могло состояться без ведома и согласия герцога Модены Франческо IV д’Эсте. Этого человека очень многое связывало с Российской империей, включая орден Св. Андрея Первозванного, коим герцог был награждён в феврале 1821 года. А в 1700 году этим орденом был из рук Петра I награждён гетман Иван Мазепа. Безо всякого сомнения, герцогу Франческо данный факт был известен. Равно как и то, что в 1708 году восставший против петровской тирании гетман был лишён награды в ходе учинённой по приказу Петра I символической казни Мазепы.

В связи с чем, Франческо IV д’Эсте имел формальное основание запретить кавалерийское шествие под мазепинским знаменем.

Однако, он его не запретил!

Из чего со всей очевидностью следует, что Франческо IV (не слишком любимый историками) обладал безусловно-независимым образом мыслей.