У меня больше не будет любовников...

Михаил Ханджей
Миниатюра из моих Записных книжек.


 Генриэтта. Это была женщина, которую Казанова когда-то любил, причём так, как не любил потом никогда в жизни. Познакомился он с ней осенью 1749 года, когда находился в Чезене.
  В далёком 1750 году, вернувшись в Парму, Казанова получил от Генриэтты (её подлинное имя было Жанна-Мария д, Альбер де Сент-Ипполит). Вот оно:
 «Я должна была тебя покинуть, мой единственный друг. Не растравляй же свою боль, думая о моей. Давай представим, будто нам снится чудный сон, и не будем жаловаться на судьбу, ведь такие сны не длятся долго. Порадуемся тому, что мы сумели быть совершенно счастливыми три месяца подряд. Мало смертных смогут сказать о себе то же. Не забудем же друг друга никогда и станем часто вспоминать о нашей любви, чтобы возродить её в наших душах, которые, хоть и разлучены, возрадуются ей ещё с большей живостью.... У меня больше не будет любовников, но я желаю, чтобы ты не думал поступить так же. Я хочу, чтобы ты любил ещё и ещё, чтобы ты нашёл себе другую Генриэтту».


P.S. Я не удивился бы, если бы Vous oublierez aussi Henriette написала любимая и любящая Джакомо, Генриэтта, а никто иной:

         Когда-нибудь, в старинных мемуарах, -


         Ты будешь их писать совсем седой,


         Смешной, забытый, в старомодном, странном


         Сиреневом камзоле, где-нибудь


         В Богом забытом замке - на чужбине -


         Под вой волков - под гром ветров - при двух свечах...


         Один - один - один,- со всей Любовью


         Покончив, Казанова! - Но глаза,


         Глаза твои я вижу: те же, в уголь


         Всё  обращающие, те же, в пепл и прах


         Жизнь обратившие мою - я вижу...


         И литеры встают из-под руки, -


         Старинные - из-под руки старинной,


         Старинной - старческой - вот этой вот - моей...