Относительность времени

Армен Григорян
Читаю о художнике Сергее Милорадовиче. Он известен мне по двум картинам - "Оборона Троице-Сергиевой лавры" и "Путешествие Аввакума по Сибири".

Милорадович прожил 91 год, родился в 1851 и умер в 1943 гг.

Задумайтесь - когда родился Милорадович, был еще жив самый младший брат Бонапарта, Жером, и умерла Мария Тереза, дочь Людовика XVI. Крепостное право в России еще не было отменено. В США назревал конфликт между северными и южными штатами. В 1851 г. существовали Австрийская империя и Королевство Пруссия. О том, какой прогресс (или регресс) произошел в истории человечества к 1943 г., можно не упоминать. Во многих семьях найдутся также те, кто успели  поговорить со своими дедами, которые в 1943 году принимали участие в известных боевых действиях.

Задумайтесь, сколько всего,кого и чего видело поколение Милорадовича с 1851 г. по 1943 г.  И через какие-то 26 (...) лет после его смерти появится сеть ARPANET, в которой будут воплощены принципы интернета, посредством которого мы, сегодня, в состоянии МГНОВЕННО донести свои мысли до чуть ли не всей планеты.


В то же время, Сергей Милорадович - наш современник, даже если бы он скончался не в 1943 г., а в 1918 г. Он, как и мы, знал о существовании фотографии, самолетов, танков, автоматов, автомобилей и радиации. В принципе, любой человек, родившийся после того, как в Европе стали использовать порох, делать фотографии и записывать звук - в определенной мере наш современник. С точки зрения конкретного отрезка времени, человек, бывший современником Наполеона (до 1821 года), к нашему времени не имеет никакого отношения. В широком смысле, однако, жившие во время появления первой фотографии (1827 год), куда больше ближе нам, чем тем, кто жил в начале 1800-ых гг. Испанцы, видевшие, как по стенам их городов бьет арабская артиллерия, куда более ближе нашему времени, чем своим непосредственным предшественникам.