О Жюстине Фавар

Любовь Красивая
Краткую  биографию  Жюстины  Фавар  вы  можете  найти  в  Энциклопедии.  Если  вы  желаете  больше  узнать  об  этой  персоне,  вам  следует  обратиться  к  роману  «Фанфан  Тюльпан».  Она  там,  всё  равно  что 
живая. 
В  известном  фильме  эти  страницы  пропущены.

Напомню:

Жюстина  Фавар – французская  актриса  18  века:  Мари  Жюстин  Бенуа  Фавар,  урожденная  Дюронсере,  1727 – 1772  г.  Родилась  в  Авиньоне,  15  июня. 
Её  родители  были  придворными  музыкантами  польского  короля  Станислава  Лещинского,  свергнутого  с  престола,  и  эмигрировавшего  во  Францию. 
Вместе  в  беглецом  в  этой  же  стране  оказались  и  его  музыканты.  При  участии  короля  девочка  получила  прекрасное  артистическое  образование,  попав  в  придворную  труппу,  а  17  лет  впервые  дебютировала  на  сцене  парижской  Комической  оперы.  Было  это  в  1745  году. 
В  том  же  году  знаменитый  Фавар,  Шарль – Симон,  директор  театра,  «Расин  водевиля»,  как  его  называли,  предложил  Жюстине  свою  руку  и  сердце.  Любовь  известного  человека  льстила  молоденькой  артистке,  она  ответила  согласием,  они  обвенчались.  Постоянное  участие  в  лучших  ролях  способствовало  расцвету  её  таланта,  над  Парижем  взошла  новая  звезда.  Тут  то  артистку  и  заприметил  Буше,  с  его  нюхом  на  всё  модное  и  ходовое.  Рисунок  Буше,  видимо,  должен  был  служить  наброском  для  предполагаемой  картины  маслом.   

«Женщины  царствовали» – так  Пушкин  отметил  то  время.  Манерное  время  земных  Венер,  когда  в  каждой  –  идеализировалась  персонификация    богини.  Достаточно  припомнить  образ  маркизы  Помпадур,  её  изображения  дошли,  дожили  до  наших  дней.      
Для  женщины  этого  типа,  то  есть  женщины  эпохи  рококо,  характерна  короткая,  легкая  прическа,  открывающая  уши:  наброшенный  сверху  завиток  прически.  В  ходу  были  пепельные  цвета,  что  придавало  стрижке  особую  воздушность.  Этот  тон  соблюдался  благодаря  пудре.  Непременный,  модный  тон  эпохи,  он  так  же  актуален,  как  цвет  корицы  в  наше  время  и  дни.
Аристократки  прибегают  разумеется,  к  пудре  самой  лучшей,  носящей  название  «Марешаль».
Рот  у  женщины  маленький,  в  виде  сердечка.  Носик – типа  греческого,  от  идеально  точёного  до  пикантного.
Над  глазами,  в  зеницы  которых  всё  так  же  принято  закапывать  настойку  белладонны – выгнутые  шнурки,  завитки  бровей.

Именно  такой  характер  и  носит  внешность  Жюстины  Фавар  на  страничке,  где  её  портрет  изобразил  Франсуа  Буше. 
Молоденькая  девушка  с  миловидным  личиком,  слегка  наклонившая  головку.  Высокий  лоб  артистки,  волосы,  зачёсанные 
назад.  В  короткую  прическу  вплетены  какие – то  цветы. 
Незамысловатый  облик  излучает  свежесть  и  прелесть  обаяния. Источает  входящую  в  моду  искренность  и  сердечность.  Обаяние  и  простоту,  очарование  природных  черт.
Модная  штучка – к  такому  выводу  приходишь,  наблюдая  её  черты.

«Удачно  начатая  карьера  вскоре  подверглась  серьезнейшему  испытанию.  Была  закрыта  Комическая  опера.  Тогда  Фавар  принял  предложение  маршала  Морица  Саксонского  возглавить  походный  театр  при  его  войске,  отправляющемся  во  Фландрию.  Надо  сказать,  сама  идея  сценической  игры  при  театре  походных  действий – превосходно  отвечает  духу  времени.  Разумеется  Жюстина  вошла  в  эту  труппу.  Её  игра  покорила  маршала.  Какой  триумф  для  вас – пишет  он  ей – подчинить  меня  своему  влиянию!  Я  уже  чувствую  себя  во  власти  нежности.  Я  опутан  цветочными  цепями – гибельное  снаряжение  для  служителя  Марса.  Я  содрогаюсь.  Что  бы  сказал  король  Франции  и  Наварры,  увидев  меня  не  с  факелами  мщения,  но  с  гирляндами  в  руках».  И  далее  Сергей  Даниэль  отмечает,  что  риторика  маршала  позаимствована  из  «Осады  Цитеры»,  пьесы  Шарля  Симона  Фавара.

Морис  Саксонский  вошел  во  вкус,  домогаясь  Жюстины  всё  больше.  Нашлись  доброжелатели,  готовые  в  этом  помогать  как  советами,  так  и  делом.  Их  стараниями   несговорчивый  супруг  угодил  в  тюрьму.  Мориц  усилил  свой  натиск,  резонно  полагая, 
что  женщина,  играющая  безнравственные  роли  на  сцене,  разыграет  такую  же  в  жизни.
Верные  друзья,  почитатели,  помогли  бежать  Фавару  из  заключения,  и  он  вместе  с  Жюстиной  тайно  покинули  лагерь  маршала,  где  он  был  всесилен.  Однако  вернувшись  в  Париж,  маршал  возобновил  преследования  и  интриги.       
         
Несмотря  на  трудные  испытания,  Жюстина  оставалась  любимицей  публики.
Это  совершенно  во  вкусе  эпохи.  Театры,  сценические  подмостки  являются  отличным  рупором  нравственно  общественных  и  социальных  идей.
Средоточием  всего  выступает  женщина:  роль  предмета  наслаждения  соединяется  теперь  с  растущим  признанием  женщины  как  творческого  субьекта.    Рост  её  общественного  значения,  влияние  на  умы  и  нравы,  приводит  к   феминизации  культуры. 
«Танцовщица,  певица,  актриса  удовлетворяли  известные  потребности  существующего  гедонизма  в  большей  мере,  чем  женщина  у  мольберта  или  офортной  иглой  в  руке» - так  отмечает  искусствовед  Сергей  Даниэль.   
Именно  таким  женщинам,  подвизавшимся  в  пластических  искусствах,  привычно  становится  публичным  личиком,  эталоном  эпохи.
Диктовать  стиль  и  моду. 

Жюстина  Фавар – средоточие  умственной  и  эмоциональной  палитры  Фавара. 
Ради  её  он  живет,  ради  неё  он  мыслит  и  творит. 
«Именно  в  ней  видел и  полагал  свой  идеал   мужчина. 
Жюстина  Фавар  воплотила  развила,  индивидуализировала  и  изощрила  тип  инженю.  Являясь  то  глупышкой – в  роли  Нисетты,  то  резонеркой – в  роли  Нинетты,  то  кокеткой   Роксаной,  то  в  виде  скромной  Аннетты,  она  до  бесконечности  варьировала,  казалось  бы,  несложный  жанр.  Она  с  изумительной  полнотой  совмещала и  воплощала  в  своем  творчестве  особенности  и  противоречия  18  века:  с  одной  стороны – все  изящество,  всю  изысканность,  все  легкомыслие,  всю  фривольность,  с  другой –
резонерство,  рационализм,  чувствительность  и  стремление  к  простоте  и  правде».  Я  привела  вам  фрагмент  из  статьи  Татьяны  Ушаковой:  «Жюстина  Фавар  в   театре  и  изобразительном  искусстве».  Эта  статья  находится  в  книге:  искусство  Франции  от  15  до  20  столетия.
Сергей  Даниэль,  развивая  эту  точку  зрения,  пишет  так:  «притягательную  силу  её  артистизма  испытали  на  себе  крупнейшие 
художники  тех  лет.  Она  не  раз  была  моделью  Буше,  и,  по – видимому,  оказала  влияние  на  окончательное  сложение  того  женского  типа,  по  которому  так  легко  узнать  руку  мастера.
Во  всяком  случае,  не  без  её  участия амплуа  инженю  перешло  со  сцены  на  холсты,  рисунки  и  гравюры.  Жюстину  изображали  многие  художники,  в  том  числе  Латур,  Кошен  Младший,  Карл  Ванлоо,  Бодуэн,  Лиотар,  Эйзен,  Дебюкур.

Как  и  мадам  Помпадур,  актриса  рано  ушла  из  жизни.  44  года  отмерила  ей  судьба. Однако  блестящими  победами  на  сцене,  силой  артистического  влияния,  и  богатой  иконографией,  она   не  уступает  многим  именитым  мужам  своей  эпохи,  в  том  числе – своему  преследователю,  делившему  время  между  войной  и  любовью,  полководцу,  которому  Пигаль  создал  столь  риторическое  надгробие». 

Видите  с  каким  увлечением  описывает  её  дела  известный  русский  культоролог – исскуствовед.
Хочется  думать:  пленительный,  вечно  молодой  и  изъящный  образ  женщины,  талантливой  и  честной,  способен  подвигнуть  нынешних  ценителей  и  не  на  такие  пассажи.

А  что  же  роман?  Как  тут  обстоят  дела?!

Роман  «Фанфан – Тюльпан»,  разумеется,  можно  отыскать  в  интернете.
В  электронном  виде  он  занимает  191  стр.
Жюстина  одно  из  действующих  лиц  этого  романа,  она  всей  душой  стремится  помочь  двоим  влюбленным,  заодно  отстоять  собственную  независимость  и  семью.
Поэтому  вы  найдете  в  нем:  Жюстину  огорченную,   Жюстину  воодушевленную,  разгневанную,  душевную,  стойкую,  неприкаянную,  верную  и  влюбленную.
 
Читайте  этот  увлекательный,  исполненный  событий,  опасностей,  тревоги  и  любви,  историко – приключенческий  роман,  в  случае,  если  вам  интересен  художественный  образ  известной  актрисы  Жюстины  Фавар.


Ваша  Любовь  Красивая – Конькова.