Слово о гутиях и кутмухах

Гаджи Алхасов
               


Из  упоминаемых в истории народов, гутии и кутмухи  относятся к тем, завеса неизвестности вокруг которых до сих  пор не рассеяна. По имеющимся данным оба эти народа  обитали в одном и том же регионе  - к северу от гор  Кашийари относительно верхней Месопотамии или юго-западнее озера Урмия относительно Ирана, т.е. в  юго-западном углу современного Ирана. По другой  классификации это район Загроса.

Но на исторической арене первые изних – гутии появляются  в конце ХХ111 века до н.э. Имя же кутмухов, точнее Кутмух, воспринимаемое историками как название страны кутмухов,  впервые в документах появляется лишь спустя  тысячу лет. В  год своего восшествия на престол (1114 г. до н.э.) ассирийский  царь Тиглатпаласара-1 воевал в Кутмухе с мушкми, захватившими подвластные Ассирии области. Ассирийский  монарх, согласно дошедшим до нас сведениям, одержал в этой битве решающую победу. Об этом он сообщает в своих  анналах:  "Двадцать тысяч человек мушкийцев и пять царей их, которые вот уже пятьдесят лет как захватили земли Алзи и Пурукуззи, в прежние времена платившие дань Ассирии… спустились с гор и захватили Кадмухи. …Я собрал мои колесницы и мои войска… Гору Кашиари, труднопроходимый регион, я пересек. Я сражался с их двадцатью тысячами воинов и их пятью царями в стране Кадмухи, и победил их…"

Из-за большой хронологической разницы в упоминаниях  кутиев и кутмухов и различий в фонетическом облике их  имен исследователи не рискуют свести их к единому  этническому знаменателю и рассматривают изолированно друг от друга, как совершенно разные субъекты  исторического процесса. Более того, ряд ученых (Клейн Л.С., Гамкрелидзе Т.В, Иванов Вяч.Вс.) пытаются приписать гутиям  сомнительное индоевропейское происхождение с  последующим навязыванием родственных отношений с прототохарами. Отмечаются попытки и курдов обозначить себя в древнейшей истории под этим именем в виду того, что  в данное время места обитания прежних гутиев занимают  они. В позапрошлом веке исследователь Жюль Опперт также  пытался отождествлять гутиев с поздними готами, что естественно не получила подтверждения.

Однако не все исследователи придерживаются таких  экзотических взглядов на этническую принадлежность гутиев. Многие полагают, что язык их относился к автохтонным  кавказским языкам. Однако делают они такие заявления без подтверждения их соответствующими доказательствами.

Сами же гутии на исторической арене, как уже отмечалось, появляются в конце ХХ111 века до н.э. когда они вторгаются в Южную Месопотамию, где на ту пору располагалось мощное  Аккадское царство. Так ,около 2200 года до н.э. под  руководством вождя Эррудупизира гутийские племена  разбивают аккадского царя Нарам-Сина и завладевают  городом Ниппур. Об этом в своей надписи, высеченной в  честь этой победы по приказу Эррудупизира, рассказывают  писцы Сиппара.

Но в следующие годы аккадцам удается отбивать нашествия горцев. Два преемника Эрридупизира в битвах претерпевают поражения, а следующий царь - Сарлагаб даже попадает в плен к аккадцу Шаркалишарри. Однако когда Шаркалишарри умирает, гутии вновь  ачинают одерживать верх, в результате  чего им удается завладеть почти всей Месопатамией.

В шумерийских и семитских надписях того времени  сохранились описания бедствий, причинённые нашествием  чужеземцев. Так, в одной надписи даётся длинный перечень городов (Аккаде, Акшак, Хурсанг-калама, Дер, Ниппур, Адаб, Ларак и многие другие), «дочери которых плачут из-за гутиев». А в шумерийском гимне богу Нинибу описываются  жестокости гутиев:

Страна в руках жестоких врагов.
Боги увезены в плен.
Население отягчено повинностями и налогами.
Каналы и арыки запущены.
Тигр перестал быть судоходным.
Поля не орошаются.
Поля не дают урожая.

Считается, что в Нижней Месопотамии гутии не создали  своего общегосударственного управления, тем не менее, владычествуют здесь в течение 91 года, в течение которых  сменилось 20 царей, избираемых из числа вождей  племенным собранием воинов на определенный срок.

Помимо Аккадского царства, гутии также ведут военные действия с эламским царём Кутик-Иншушинаком в  результате которых в конечном итоге учиняют разгром и этого  государства. Но сведения об этих событиях очень скудны, так как гутии практически не оставили письменных источников.

Власть гутиев в конце концов была свергнута царём Урука - Утухенгалем, который около 2109 до н.э. наносит поражение  последнему царю гутиев Тиригану («Царский список» сообщает что тот правил всего сорок дней), отбрасывает  гутиев в горы Загроса и восстанавливает «Царство Шумера и Аккада». В своей надписи Утухенгаль называет гутиев «жалящей змеёй гор, что подняла руку против богов, что отняла право царствования Шумера в [чужеземную] страну, что наполнила Шумер враждой, что оторвала жену от того, кто имел жену, что оторвала дитя у того, кто имел дитя, [и] предала Страну вражде и раздорам».

Несмотря на то, что гутии продолжают угрожать последующим месопотамским династиям и царствам из  Загроса, они больше никогда не контролировали столь обширных территорий.

В 1-м тысячелетии до н.э. термин «гутии» теряет значение определённой этнической группировки и начинают применяться по отношению к различным народам, обитающим к северу и востоку от Вавилонии (урарты, манеи  и мидяне).

Интересно и то, что, согласно иудейской традиции, самаритяне (шомроним)(помните Притчу одобром  самаритянине времен Исуса?!), переселённых Ассирией на территорию бывшего Израильского царства называют «кутии» («кутим»).

Что касается  кутмухов, то это  имя в дошедших до нас  источниках чаше используется в качестве названия страны Кутмух. Об этом, кроме выше приведенного отрывка, говориться еще, например, в анналах Асархадона, где он  сообщает о своей победе в стране Хубушне (Киликия) над  киммером Теушпа «из далекой страны» и победе в стране Кутмух над отрядами скифа Ишпаки. Некоторые  исследователи полагают, что страна кутмухов распологалась  в  верхней части долины реки Тигр сразу после урартов, если  идти по направлению с севера на юг.

В поздних сообщениях значение этого названия сужается до  обозначения отдельного города. В этом плане  высказываются мнения, что его трансформированная версия Куммухи есть античная Коммагена, расположенная в области  долины р.Евфрат (к  югу от Мелитены (Малатьи), до поворота  Евфрата на юг). Отождествляют его также с Самосатой (совр. Самсат) в Северном Курдистане.

Но как бы то ни было, здесь необходимо отметить, что в  основе этого названия изначально лежит этноним «кути», оформленный суффиксом –мух, выражающий один из форм  множественного числа алародийских (хуррито-урартских и восточно-кавказских) языков, в данном случае – число для не  считаемых объектов, куда включались по табуистическим соображениям и людей.

Что касается имени (в русской огласовке) гутиев, то данная  версия этнонима восходит к семитским вариантам: акад. Kuti-im, Gutebu-um; вавил.Gutu-um, Guti-u; нововавил. Quteu; ассир. Guti, в которых алародийский суффикс –мух заменен  семитским – у-м с тем же значением, что закономерно  отражает правила семитского письма.

Как  принято полагать, вопрос этнической стратификации  гутиев осложнен тем, что от кутийского языка, на основе  которого можно было бы разрешить данный вопрос, в  лингвистических текстах сохранилось всего лишь несколько  слов и отдельные имена их царей. Однако, на наш взгляд, просчет такого подхода заключается в том, что  исследователи до сих пор не  догадались обратиться к  универсальному для всех языков закону множественного  числа, согласно которому названия сообществ людей, т.е. в  данном случае этнонимы, образуются в форме этого числа. А  это с точки зрения лингвистики более чем достаточное  условие, чтобы разрешить вопрос окончательно.

В этом плане важно подметить, что алародийские языки в  целом, если исходить из подтверждающих данный тезис  положениям восточно-кавказских языков, кроме  единственного числа исторически различали и несколько  форм множественного числа.

Первое, обычное множественное число или грамматическое  число, используемое при обозначении нескольких однородных предметов, объединенных по какому-либо признаку (книга - книги).

Второе, двойственное число – употребляемое для  обозначения парных по природе предметов.

И  третье, множественное число для не считаемых предметов, т.е. для  таких, которых невозможно считать, напр., деревья в лесу, волосы на голове, листья на дереве и  т.д. По соображениям табу в число таких объектов  включались и люди, поскольку, как полагают, подсчет людей  считался грехом.

Грамматическим показателем для множественного числа не  считаемых объектов выступал  –мух. Из нахско-дагестанских  языков он как основной показатель множественного числа  наиболее полно в форме  -ур-мух, -мух (варташенский  диалект), -ох, -хо, -ур-хо (ниджский  диалект) сохранился в  удинском языке.

В агульском языке он обнаруживается в ряде таких слов как  зурзах-ай «трясун» от глагола зурзас «трясти», поскольку  невозможно посчитать сколько раз человек трясется (оскорб. прозвище трясущегося человека); ч1ич1ах «косматый», напр., в выражении ч1ичах-бармак «косматая папаха» (говор с. Бедюк Агульского района) и т.д.

Как основной показатель множественного числа (корта «голова» - корто-ш «головы», кетар «шуба» - кетар-ш «шубы»), обсуждаемый суффикс сохранился и в чеченском  языке. Однако здесь опорный звук -х перешел в –ш, примерно также, как это мы можем наблюдать в русском слове «ухо», когда при изменении он превращается в -ш («уши»). 

В ингушском языке исторический показатель –мух, как и в  чеченском языке, в качестве основного показателя  множественного числа сохранился в версиях  -аш (-ош, -еш) (бер-аш «дети»), –раш (ц1е-раш «имена»), -маш (коча-маш «рубашки»), -наш (саь-наш «углы»).

Возможно, он отмечается и в других языках восточно-кавказской группы. Но этим вопросом, впрочем, как и  многими другими подобными вопросами, здесь никто не занимался.

В целом, завершая тему, можно отметить бесспорность того  факта, что исторические кутии, они же кутмухи относились к   федерации алородийских племен и народов.