Секреты активного долголетия Веры Васильевой

Ирина Гифтед
Вера Васильева была удивительно солнечным человеком, который своим светом наполнял все, что её окружало. Ее лучистые глаза, улыбка, ямочки на щеках, неповторимый голос, способность в любой роли оставаться собою – такой запомнят её зрители. Коллеги уверены, что главный секрет её долголетия – доброта. В каждом человеке она пыталась увидеть лучшее.

Характер = судьба

Вера Васильева отличалась врождённой интеллигентностью, живым умом, скромностью, женским обаянием, ироничностью. Тихий голос, никаких нравоучительных ноток, мягкая улыбка... Ей было проще уступить, чем что-то доказывать, спорить. С возрастом окружающие стали замечать, что Вера Кузьминична становится всё элегантнее. Это было проявлением некой внутренней эволюции. Как будто постепенно она пришла к переосмыслению собственной роли в жизни. 
– Мой папа был верующим и очень добрым, тихим, благодаря ему я понимала, что те, кто верят в бога – обязательно хорошие люди, – рассказывала Вера Кузьминична. – Для меня Бог – это доброта, справедливость, желание людям счастья. Иногда – прощение и утешение.
– Я человек скромный, у меня робкий характер. Всегда сомневаюсь – права ли я, или нет, – говорила о себе Вера Кузьминична. – Принимаю судьбу такой, какая она есть. Ко мне все относятся исключительно хорошо, много вижу доброты, невероятно много. В театре, если есть возможность поболтать перед спектаклем, то я с радостью. Но совершенно не знаю, кто на ком женат, у кого какие дети. Меня бытовая сторона не привлекает, поэтому сплетничать со мной бесполезно.

Образ жизни

Вне театра жизнь актрисы была тиха, стабильна, упорядочена и лишена чрезмерных эмоций. Она старалась ограждать себя от случайных людей, событий, мероприятий.
В отличие от своих ровесниц Вера Кузьминична никогда не молодилась, не делала пластических операций, не сидела на диетах. Возраст свой не скрывала. Говорила, что молодость ей продлевал образ жизни.
– Я живу скромно, в своё удовольствие. Я некомпанейская, у меня не бывает бессонных ночей или чтобы я выпила и у меня болела голова. Ем то, что хочется. Люблю съесть что-то вкусненькое после спектакля вне зависимости от времени его окончания. Физкультуру всегда не любила. Вообще никакого усилия над собой не люблю делать.
Большое значение Вера Кузьминична придавала сну и осанке.
– День начинается с ощущения того, что я выспалась. Вес старалась сохранять один и тот же – плюс-минус два килограмма.

Любимое дело

«Мне кажется, что после спектакля я становлюсь моложе лет на 20. Я такое счастье испытываю!», – делилась актриса. – Человек не знает, каким он может быть. Почему и роли-то интересно играть: когда играешь другого человека, в самой себе открываешь те черты, о которых даже не подозреваешь. И это очень интересно.
Вокруг актрисы всегда были талантливые люди и зрители, которые не давали ей усомниться в своей нужности.
– В последние годы я очень чувствую любовь зрителей ко мне, много вижу добра… Это меня поддерживает.
Светлый ум Вера Васильева сохранила благодаря театру, где приходилось тренировать память, много двигаться по сцене, правильно дышать, декламировать...
– Всё идет от головы, конечно. Если голова хорошо работает, то и всё остальное в порядке, – говорила актриса. – Пока есть возможность заниматься любимым делом, я чувствую себя защищенной от невзгод. А значит, жизнь продолжается...

Помощь ангела-хранителя

– Мне повезло в начале моей жизни, очень много добрых людей встретилось. Я настолько обласкана жизнью и людьми, что мне кажется, у меня есть очень сильный ангел-хранитель. Он, наверное, подумал: раз она сама для себя всё равно ничего не сделает, дай-ка я ей помогу… По натуре я не борец,  но судьба посылала мне много хорошего. С одной стороны, я прожила жизнь вроде как скромно, а с другой – я избалована жизнью. Мне кажется, что именно за мое «непротивлении злу насилием» ангел-хранитель подарил мне так много прекрасных поворотов судьбы. Если бы я сопротивлялась чему-то, ангел сказал бы: ну молодец, раз сама можешь за себя постоять, живи как хочешь…

Какая-то живая жизнь была...

– Я хотела бы родиться не в нашем времени, а в XIX веке, с теми понятиями о любви, честности, благородстве, жалости к людям. Для меня возможность жить такой жизнью появилась в театре, я чувствовала героинь, о них мечтала и это повлияло на мой облик и внутренний мир. Мне всегда нравилось всё красивое, не знаю, откуда это, семья-то простая была. На мой взгляд, раньше люди были добрее, проще, могли радоваться пустякам. Сейчас же, в нашей стране понизилась культура, люди стали более материальные, нацеленные на добычу, не способные сосредоточиться на душе. Им хочется сиюминутного: отдохнуть, похохотать и забыть. А это – пустота. А надо как-то суметь...суметь сохранить ребенка в себе.
   Раньше мы как-то умели быть счастливыми. Может быть, от того, что всего было так мало? Какая-то живая жизнь была. А сейчас эта гонка за деньгами, за положением. Такое ощущение, что все работают, работают, чтобы потом вырваться ненадолго за границу, потратить деньги, опять приехать, работать, работать... Мне это не нравится.

Слова «депрессия» я не знаю

– Жизнь интересна! Я для своего возраста нескучно живу. Мне всё нравится, люблю природу в любое время года, путешествовать. Печалиться не могу, слова «депрессия» не знаю. Даже в тяжёлое время, когда мой муж долго болел, и мне было его безумно жалко, я не впадала в депрессию, а старалась его развеселить. Смиряла себя и говорила: «Господи, мне же столько было дано хорошего, нельзя же всю жизнь только хорошее хотеть, надо перетерпеть». И старалась не огорчать близких своим унынием.
Без любви все угасает
– Когда мне говорят, что я прилично выгляжу, я считаю, что это из-за любви. Если тебя кто-то любит – надо быть достойной этой любви. По поступкам, по взглядам, по внешности. Любовь – это счастье. Когда любишь, хочется жить. Даже если любовь без взаимности, сердце работает не впустую. Не дай Бог никого не любить! Потому что, если человек не любит, то все в нем угасает.
Я размышляла, в чём секрет моего долголетия: а может быть это любовь? Я понимаю, что это такое, всё еще могу играть любовь на сцене. Это чувство по-прежнему со мной. Я часто думаю: «Я люблю этого человека, понимаю его. Хочу быть рядом с ним, доставить ему хоть капельку радости». Может быть, потому, что я кого-то люблю, я еще живая?

О смерти. Я загадала...

– Я бы хотела умереть, не доходя до дряхлой старости. Не стать для кого-то обузой. Хорошо бы Бог послал мне такую смерть, чтобы я не мучила никого собой. И себя. Некоторые люди стареют достаточно симпатично. Бывает, смотришь на одухотворенные лица пожилых людей, и не страшно быть старой.
      Однажды мы были в особом месте, где все загадывают желания. Нужно было пройти под аркой и в этот момент подумать о том, чего ты хочешь. И неожиданно для себя я загадала: «Господи, сделай так, чтобы я могла уйти, когда уже не смогу быть такой, какая сейчас. Когда не смогу работать, выходить на сцену». Ведь дело не в количестве прожитых лет, а в том, как ты живешь…

Заслуженная артистка РФСФР, народная артистка СССР Вера Васильева ушла из жизни в августе 2023 года, не дожив двух месяцев до своего 98-летия.
 
«Испытав и горе, и радости, любовь зрителей и трудности театральной жизни, я благодарю Бога за свою жизнь, богатую чувствами..." В. Васильева