3. Глава В чужие края

Аля Хатько
 
В начале прошлого века в России шло бурное развитие капитализма. То тут, то там возникали новые предприятия. Не избежал этой участи и городок N-ск. А так как основным занятием жителей города была работа на спичечных фабриках, то их количество росло, как на дрожжах. К 1905 году их количество уже превысило десяток. Естественно, это порождало конкуренцию. Владельцы стремились улучшать производство, производительность и качество продукции. Те, кто не выдерживал этой гонки, разорялись.
В конце декабря Иван Кузьмич вернулся домой с работы раньше обычного. По его усталому и грустному виду Ольга сразу поняла, что случилось что-то плохое. Лезть с вопросами не решилась. Захочет - сам расскажет. Но долго ждать не пришлось.
- Оль, плохие новости, - начал он. - После нового года закрывают нашу фабрику. Сегодня всех предупредили, чтобы начали искать себе работу. А где ее сейчас найдешь? Закрывают не только нашу, но и Кировского, Ильюшина и Костоправова. Смолянин все под себя подмял. Купил в Англии какие-то новые машины, они в десять раз производительней наших. Они теперь за месяц делают больше, чем мы за год. А куда столько фабрик в одном городе?  В нашем городке и так десять спичечных фабрик. Теперь Смолянин всех разорит. Останутся они вдвоем с Ерохиным и будут соперничать: чьи спички лучше и дешевле. Эх, сколько же людей останется без работы…
- Ваня, так что будем делать?
- Пока не знаю, мать, искать буду работу. А где ее в городе найдешь? Все места уже заняты. Мужики сказывали, что можно хорошо заработать, поехав в Белоруссию или в Латвию на заработки. Там строители нужны. Путятины отец с сыном и Садовников с сыновьями уже собираются. Может и мне с ними? Но как мне вас оставить?
-Дорогой, ты за нас не беспокойся. Какой-никакой огородик у нас есть. Я пойду кухаркой с Еремычу. Давно уже звали. Лишь бы ты работу себе нашел.
-Хорошо, я подумаю, но нужно готовиться к трудным временам.
Как и было объявлено заранее, фабрика “Живой огонек” после нового года закрылась. Десятки ее работников были выброшены за ворота. Очень немногим счастливчикам удалось найти себе работу в этом городе, пусть даже не по специальности. Остальные должны были искать себе работу где-то на стороне. В их число попал и Батюшков. Ехать куда-то зимой не решился, кое-как они с Ольгой перекантовали зиму на старых запасах, а весной Иван собрался в дорогу. Договорился с Путятиным и Садовниковым, что в начале марта поедут в Латвию на заработки. Там у Садовникова живет его какой-то дальний родственник. Он написал, что у них требуются строители. Работы много, платят хорошие деньги.
Вот так они все вместе: Корней Путятин с сыном Алексеем, Садовников Петр с сыновьями Михаилом и Анатолием и Иван, вшестером отправились в Латвию. Приехали в город Саласпилс.
Сразу отправились к родственнику Садовникова. Тот мог довольно сносно говорить по-русски. На ночь остановились у него, а утром он повел их к барину. Им оказался богатый фермер Страдомскас Ионас. Он недавно в этих краях приобрел большой участок земли с местами хороших пастбищ. В его намерения входило развивать животноводство. Он уже выписал из-за границы лучшие породы молочных коров. Но для осуществления его плана нужно было отстроить большое количество различных помещений как для скота, так и для производственных нужд: маслобойню, сыроварню и т.п. Но для такого строительства нужны были квалифицированные рабочие руки, а таких в Латвии не хватало. Поэтому Страдомскас был очень рад прибывшим из России строителям. Для жилья он выделил им отдельный домик, служивший ранее сараем. Но умелые руки строителей быстро превратили его в хорошее жилое помещение.
Не сговариваясь, бригадиром назначили они Садовникова, который теперь руководил этой бригадой и имел непосредственный контакт с хозяином.
Вначале очень затрудняло работу незнание языка. Приходилось общаться через переводчика. А таким являлся завхоз хозяина. Он хорошо знал русский язык. Но не всегда же он мог постоянно торчать у строителей. Но потихоньку стали осваивать латышский язык, и к лету могли уже общаться с местными жителями. Особенно быстро в этом деле преуспевала молодежь: Алексей, Михаил и Анатолий. У них уже появились знакомые девушки, с которыми они проводили вечера после работы.
Каждый в бригаде занимался своим делом: Садовников с сыновьями были каменщиками, они клали кирпичные стены, Путятин с сыном Алексеем занимались отделочными работами. Иван Батюшков плотничал: кровля, двери, рамы, окна - это была его забота.
Пока готовили фундамент, возводили стены, Ивану работы было мало. На это время его привлекали к работе в доме хозяина.

продолжениеhttp://proza.ru/2023/08/21/841