Поведение в споре

Светлана Кременецкая
Шри Ауробиндо и Мать

   Вы должны уметь заставить себя замолчать уже в самом начале любого спора; едва он возникнет, сразу же, немедленно и полностью успокойтесь и замолчите. Молчите, не говорите ни слова и попытайтесь увидеть вещи, предмет дискуссии в том же свете, как их видит ваш оппонент – это ни в коем случае не собьет вас с толку, как думают некоторые, вы не позабудете собственного взгляда на обсуждаемый вопрос, вы не забудете хода своих мыслей, ничуть! Зато вы много выиграете от правильного сопоставления двух противоположных точек зрения. И действительно продвинетесь вперед в своем развитии, это, в самом деле, будет реальный шаг вперед. Так же поступайте всегда и во всем, когда имеете дело с окружающими вас людьми. Когда между вами возникает разногласие, относитесь к нему как к еще одной Милости, дарованной вам Божественным, как к выпавшей на вашу долю особо удачной возможности продолжить самосовершенствование. Тем более, что в определенном смысле это не так уж трудно: вместо того, чтобы глядеть на дело только со своей колокольни, со своей стороны, вы пытаетесь увидеть его с другой, иногда полностью противоположной; вместо того, чтобы слушать и слышать только себя, вы стараетесь войти в положение другого, осознать его состояние как свое собственное и суметь взглянуть на дело его глазами. Для этого вам нужно, на самом деле, немножко больше заставить работать свое воображение, чуть больше умения следить за своими мыслями и поступками и управлять ими. Это, действительно, не очень трудно, как вы сами сможете убедиться, после того как в течение некоторого времени поработаете над этим. Вы увидите, что у вас все будет получаться легко, просто и естественно.

Только важно знать и помнить, что одними внешними, поверхностными наблюдениями и рассуждениями на тему: «Почему все так складывается? Что происходит? Почему он поступает именно так? Почему так говорит?» вы ничего не добьетесь, они вам ничего не дадут. Вы не разберетесь в происходящем; с таким отношением вы никогда не сможете по-настоящему понять того, с кем имеете дело, и хотя и сможете напридумать тысячу объяснений его поведению – причем самых разных, – все они ничего не будут стоить, единственный вывод из всех них будет: «Этот человек или глупости делает, или поступает назло», – вывод, который никогда не позволит вам найти общий язык, никак не наладит ваше взаимодействие, ваше сотрудничество. С другой стороны, если вы, приложив совсем небольшое усилие, перестанете относиться к нему как к какой-то совершенно чуждой, недоступной для вас вещи в себе, постараетесь все же проникнуть в эту вещь в себе, ощутить как свое все то, что творится в голове этого существа, находящегося рядом с вами, если сумеете перенестись в него, полностью стать на его сторону, так что сможете посмотреть на самого себя его глазами, то тогда вы отлично поймете, что он в действительности хочет сказать, – вам будет совершенно ясно, почему он говорит то, что говорит, почему он говорит именно так, а не иначе, вы поймете внутреннюю логику его слов, стоящие за ними чувства, которые движут им… Возможностей проделать такой эксперимент у вас предостаточно даже в течение одного дня.

Сначала все будет получаться не очень хорошо, но если вы проявите терпение и настойчивость, вы несомненно добьетесь успеха. Помимо того, что сами по себе такие опыты делают жизнь гораздо интересней и разнообразней, они являются одним из полезных средств в вашей работе по самосовершенствованию, так как помогают вам освободить свое сознание, свое существо от той непроницаемой оболочки, которой оно окружено, разрушить этот сплошной панцирь, из-за которого ваша жизнь представляет собой непрерывную цепь столкновений с разного рода явлениями.

Мать. Вопросы и ответы, 1953 г.