Гостья

Романчук Тереза
В избушку зашла худощавая женщина ростом ниже бабушки и непропорционально маленькой головой. Удивительно было то, что она была босая.

- Знакомься внучка! Это Верея!
- Очень приятно! -  ответила я.
- Она будет твоей наставницей пока ты будешь учиться в этом мире.
- По просьбе Велеса и Ягини я научу тебя как обуздать стихию воды. Но в этой глуши нет подходящего водоёма – заговорила хриплым голосом гостья, садясь за стол - Поэтому ты будешь жить у меня.
- А я смогу бабушку навещать?
- Конечно сможешь! Круг обучения сменяется каждые 7 дней, с перерывом в трое суток, вот в это время можешь навещать Ягиню. Так что собирайся и выходим нам ещё 100 вёрст топать.
- Ахтись, Верея! - всплеснула руками Ягиня - Да как же она будет меня навещать коль до твоего жилья 3 дня ходу?
- Дак ты одну из своих метелок дай, за полдня управиться.
- Дай! - передразнила бабушка - Я б дала коль управляться с ней умела. Ток вот не обучена она. Недельку бы ещё пожила, так и метелку новую справили, и летать на ней обучила бы.
-  Ну хорошо, я вернусь через неделю. Дорогу покажу. Ну а после сама будешь летать.
- Ну и ладненько -  сказала бабушка ставя на стол новый взвар - Давайте чай пить
- И то верно - сказала Верея делая глоток уже разлитого напитка

Я, последовав её примеру, зажмурилась от удовольствия. В глиняном кувшине трава будто бы впитала летнее солнце. А сушёная земляника в чае, с добавлением мёда, раскрывалась более ярким вкусом.

 Так мы и сидели, я слушала как бабушка и Верея делились новостями друг с другом. Было видно, что они старые приятельницы. Вот только если у бабушки волос был уже пепельными, то верею не покрывал ни один седой волосок. Наговорившись Ягиня и Верея стали прощаться. Перед уходом гостьи бабушка собрала узелок с пирогами.

- А это мужу передашь. Помнится он любил мою стряпню
- Спасибо, Ягиня, до встречи!

Женщины обнялись, и Верея пошла к калитке. С каждым сделанным шагом она испарялась словно дымка поутру пока и вовсе не исчезла. Я смотрела на это словно заворожённая.

- В первые выйдешь как кикимора путешествует?
- Впервые! А ей не холодно босиком-то?
- Кикиморы хоть и любят тепло, но к морозам не чувствительны.
- А её муж Леший?
- Нет, домовой он. Жил в моем доме когда я с людьми ещё жила. Хороший мужик, только вредный спросонья. Зато хозяйственный. Верею очень любит опять-таки. Я уходя свой дом им оставила, и хозяйство под присмотром, и их никто не беспокоит.
- А у людей в сказках кикиморы на болотах живут.
- Сама же видела, как Верея передвигается. Вот люди и вещают о том, что видят. Увидели на болоте морошку в пример собирает. Значит и живёт там.

Бабушка открыла свою кладовую с травами начала перебирать вязанки с ветками от деревьев. Выборов вязанку с прутьями орешника она направилась в другой угол с черенками, стоящими ровным рядом.

- Иди-ка сюда! - окликнула она меня - вытяни руку и веди вдоль - скомандовала она как только я приблизилась.

Исполнив указ, я почувствовала приятное тепло с правой стороны ладони. И чем ближе сдвигала руку в сторону тепла тем более пульсирующим становился воздух

- Что чувствуешь?
- Тепло от этого черенка.
-  Значит ясень. Хороший знак! Пошли будешь себе транспорт мастерить.

Посадив меня перед зажженной свечой, бабушка дала мне в руки посеребренную нить и стала объяснять.

- Черенок ты сама всегда выбирай. Тот, что отзовётся, верой и правдой служить будет. По зову прийти сможет. Орешник от бед в дороге уберечь сможет. Чтоб силой вещь наделить наговор нужный знать надобно.

Так и сидела, объясняя каждый виток верёвки, каждое слово наговора. А когда взошёл месяц отошла в сторону и наблюдала как я связываю прутик к прутику, читая нараспев:

 На каждый час на каждую минуту
Служи ты мне как верный друг
Веди по верному маршруту
Беду минуй как этот круг
Пусть сзади тень, моря, невзгоды
Всегда на помощь ты приди
Короткий путь в любой дороге
В пути мой друг не подведи

С последним витком верёвки метла задрожала и замерла.

- Получилось! - сказала бабушка - А теперь спать. Утро вечера мудренее.

Утром меня разбудили ни свет, ни заря и со словами «Учение свет» отправили умываться. Из печки доносился запах гречневой каши с маслом.

- Ну ка, пошевеливайся, а то всё остынет. - подгоняло меня бабушка.

Когда с завтраком было покончено мне выдали валенки, шапку и тёплую шаль.

- В шубе тебе будет не удобно поэтому накинь на плечи, а на грудь крест-накрест перекинь и завяжи на пояснице - пояснила Ягиня.

Выйдя на улицу я увидела что Бабушка была одета так же как и я. В руках у неё было две метлы одна из которых была сотворена мной. Вручила мне древко и начала рассказывать.

- Пока хорошо не научишься летать лучше боком на неё не садится - она лихо перекинула ногу через свою метлу и, подождав когда я проделаю то же самое, продолжила – управлять ей не сложно. Она знает твои мысли. Это ещё одна причина почему самой нужно выбирать рукоять. Просто мысленно представь как поднимаешься над землёй и зависаешь в воздухе.

 Я всё также повторила за бабушкой мы зависли в воздухе в 2 метрах над землёй. Бабуля одобрительно кивнула и сказала

- Направить её в сторону.

Я повела метлу сначала в одну сторону, потом в другую. Поднявшись чуть выше, оглядела окрестности, снег переливался на лапах ели и слепил.

- Спускайся! - крикнула бабушка уже стоя на земле

Я сделала один круг вокруг стоящей рядом ели, попутно задевая ветки, и направила метлу вниз. Не рассчитала с траекторией, воткнулась рукоятью в сугроб.

- Научишься. А сейчас пошли греться.

Вылезла из сугроба, вытащила свой транспорт и отряхнувшись пошла в избушку. Так проходил день за днём. Я летала, слушала рассказы бабушки о молодости, помогала по хозяйству. И вот наступил последний вечер перед возвращением Вереи. Мы сидели на скамье, я смотрела в окно, бабушке что-то вязала.

- Бабуль, а как так получилось, что у гусляра ты истинной пары оказалась, а у тебя дедушка? —спросила, вспоминая её рассказ недельной давности
- Так тот гусляр и был Велесом – улыбнулась она
- А как такой же браслет сделать?
- Это ты лучше у Вереи спроси. Она тогда помогала мне с ним.

Я решила во что бы то ни стало узнать эту тайну.
С первым лучами в избушке зашла кикимора в руках она держала перунов цвет его мне и вручила.

- Путь предстоит не близкий, а быть невидимой как я не получится. Поэтому принесла тебе оберег на дорогу. Не снимай его.

Я кивнула, одевая подарок и повернулась к бабушке.

- Через 7 дней прилечу.
- Прилетай - ответила Ягиня и улыбнулась.

Так мы отправились в путь к новым знаниям.
Верея ступала по снегу практически не оставляя следов. Я же, после того как пару раз провалилась в сугроб, перебралась на метлу и парила на уровне её головы.

Останавливаясь на ночлег, кикимора чертила круг, приговаривая заветные слова, и мы словно окунались в лето. На месте снега сначала появлялись проталина, а потом они сменялись травяным покровом. На утро же всё возвращалось на круги своя.

Во вторую ночь мы расположились на берегу лесного озера. Граница круга проходила аккурат возле кромки воды, Я долго любовалась падающими снежинками, то вытягивая руку на холод, то возвращай в тепло. Повернув голову я увидела, что в двух шагах образовалась лунка размером с наш круг и по поверхности поднимался пар. Не долго думаю я сняла верхнюю одежду, оберег и шагнула в холод, чтобы затем оказаться опять в тепле. Вода действительно оказалась теплой, я переплыла лунку туда и обратно и собиралась уже возвращаться на полянку как почувствовала, что что-то коснулось ноги. Присмотрелась, но водная гладь шла рябью и ничего не было видно. Вдруг края лунки постепенно стали затягиваться льдом оставляю всё меньше и меньше места.

08.12.2022г.