Икона Песчанской Божией Матери на Большой Полянке

Елена Сударева
В 1754 в скромном казачьем храме на берегу реки Донец в Изюме находит уже смертельно больной епископ Иоасаф чудотворную икону Божией Матери, явленную ему во сне. В поисках её он на лошадях объезжает всю свою епархию - от Курска до Мариуполя.

Храм Святого Вознесения был возведён казаками на том самом поле, где в 1111 году разбил половцев русский князь Владимир Мономах. На этом же самом поле стоял лагерем с дружиной князь Игорь. Три года прожил в Изюме во время Азовских походов Пётр Первый, собираясь сразиться со шведами.

Услышала я о Песчанской иконе Божией Матери, когда началась битва в 2022 году за Мариуполь, когда так необходима была нашим воинам духовная поддержка в борьбе с сатанистами всех мастей, засевшими тогда в подземельях мариупольской "Азовстали". Именно тогда крестным ходом с Песчанской иконой Божией Матери обходили несколько раз это страшное место - будто средоточие тёмных сил.

И опять недавно уже этим летом рассказали мне о Песчанской иконе, о её защите России и Донбасса, а потом прочитала я в интернете, как тесно связана была судьба России с этой иконой во время Первой мировой войны, что привозили её даже в ставку к царю Николаю II... В общем каждый может прочитать сам об этой драматической истории.

Я же скажу о моей неожиданной встрече с этой иконой прямо недалеко от моего дома в Москве в церкви Успения Божией Матери в Казачьей слободе на Большой Полянке. А случилось это совсем недавно, в конце июля 2023 года.

Не могу сейчас точно вспомнить день. Зашла в храм числа, вероятно, 22-го или 23 -го июля совершенно случайно. А 21 -го июля празднуется Казанская. Уже потом я узнала, что есть Казанская (Песчанская) икона: очень близка иконография этих икон. И даты почитания и Казанской, и Песчанской иконы (любой) совпадают. Обе они относятся к типу иконы одигитрии - в переводе на русский - «указующая путь" - духовный путь к Сыну Своему и Спасу нашему.

А в церковной лавке спросила, где в храме икона святого великомученика Георгия Победоносца, хотела поставить свечу. Редко я бывала в этой церкви. Все больше ходила в храм Григория Неокесарийского (XVII в.), который тоже стоит на Большой Полянке и в котором крестили младенцем царя Петра Первого. Потому-то всё в Успенской церкви было мне словно незнакомо.

Подвели меня прямо к большой иконе Георгия Победоносца слева от алтаря. И вдруг увидела я совершенно незнакомое изображение Божией Матери - рядом на стене у окна. Словно золотистое облако окутывало Её образ. Снова вернулась в церковную лавку с вопросом - что это за икона там, где святой вмч. Георгий Победоносец? А мне и отвечают - так это же Песчанская Божия Матерь!

Разные есть списки этой удивительной иконы, разные даже по колориту - от золотистого до красного. Но Лик, который я увидела в церкви Успения показался мне совершенным, прекрасным, незабываемым.

В храме запрещена фотосъёмка, поэтому выбрала я в интернете наиболее близкий образ к тому, который находится в церкви Успения Божией Матери в Казачьей слободе на Большой Полянке, и поместила его перед текстом.

15 августа 2023 года, Москва