Нужна ли сегодня нормология права

Аникеев Александр Борисович
     По материалам СМИ.

     Многие ученые используют термин "нормология" в отношении любой доминирующей в обществе нормативной дисциплины. Однако следует согласиться с положением, что право в сущностном смысле составляют нормы. Если принять во внимание огромное количество норм, определяющих порядок человеческих отношений в обществе, то можно заметить, что среди них выделяются своеобразные нормы, которые и образуют право.

     То, что право представляет собой именно нормы, признается многими учеными и как справедливо замечает один из известных русских философов XIX века  В.С. Соловьёв (1853 – 1900), «человеческое общество в самых первых своих началах уже владело объективными нормами права, хотя в то же время и безотчетно субъективными правовыми нормами».

     Поэтому в узком смысле право следует понимать именно как нормативное образование (систему четко упорядоченных законных норм права), созданное для урегулирования социально-экономических взаимоотношений между членами общества.

     Нормативный плюрализм присущ любому обществу. При этом нормативные системы существующие в нем могут носить как комплементарный, так и конкурирующий характер. Но, как правило, если общество не находится в состоянии аномии и хаоса, тогда существует упорядоченность ведущей нормативной системы, которая должна обеспечивать социальную справедливость и солидарность в обществе, т. е. осуществлять интегративную функцию, в том числе и по справедливым нормам распределения и потребления различных благ.
 
     Такой может быть не только государственная правовая нормативная система, но и традиционная, моральная, религиозная, идеологическая, экономическая и пр. Доминирование же правовой системы свойственно обществам западной цивилизации. Сказанное не означает, что право — это исключительно европейский феномен, а говорит лишь о том, что потребность в праве и посягательство на него возникают там, где складываются схожие по тем или иным параметрам социально-экономические и культурные связи, не совсем корректно.

     Именно в связи с этим актуальной является разработка фундаментальной научной дисциплины, посвященной именно проблематике правовых норм в законах правового государства. В целом под термином «нормология права» следует понимать определенный порядок в правовых отношениях и поэтому появилась необходимость в создании новой научной дисциплины — нормологии права (от лат. norma —  руководящее начало, правило, образец). Если говорить другими словами, то появилась необходимость в теории правовой нормы, которая специально предназначена для исследования широкого спектра проблем, в частности понятия правовой нормы, её места в процессе правового регулирования и значения для общества в целом.

     Нормативные начала права как социального образования определялись не только правоведами, но и другими специалистами, ибо право, как социальное явление в нормативной форме, отражает потребности общечеловеческой справедливости и служит интересам всего общества, а прав и свобод у человека в обществе, как известно, без законов и обязанностей его соблюдения, не бывает.

     Как считают современные отечественные и зарубежные ученые-правоведы, одним из самых основных сущностных признаков права является именно его нормативный характер. Это подтверждает тот факт, что, независимо от любого подхода к пониманию сущностного содержания права, все ученые сходятся во мнении, что данное явление представляет собой совокупность правил поведения (правовых норм), которые направлены на урегулирование и упорядочение социально-экономических взаимоотношений граждан в обществе, ибо при формально-юридическом подходе право является действенным нормативным состоянием, что придает ему реальное и функциональное измерение.

     Право вытекает из познания, которое порождает нормативность потому, что право само должно быть нормативным. Его нормативность обусловлена самим бытием общества, которым оно определяется. Известный принцип «предмет производит метод» как раз и вытекает из обусловленности познания бытием, а право обусловливается не только бытием, но и познанием, поэтому право обладает двойной нормативностью. Иными словами, законы бытия предопределяют нормативность познания, а нормативность права обусловливается как законами бытия, так и нормативностью познания.

     О чем свидетельствует эта двойственность нормативности права? Она является его преимуществом, поскольку в ней раскрывается сложный механизм функционирования права вообще. Норма права выступает как синтез норм бытия и норм познания и синтез этот динамичный, диалектический, а также антиномический, когда противоречие между двумя взаимоисключающими положениями может доказываться логическим путём.

     Нормативизация права познанием вытекает из природы самого познавательного процесса, который всегда имеет нормативный характер. Познавательные процессы не только порождают нормативность права, вызывая гносеологическое обоснование норм, но и обеспечивают их регулятивность. Однако концентрация нормативности в праве приводит к тому, что теперь не только бытие и познание наделяют право нормативным характером, но и само право придает им нормативность.

     Из сказанного следует, что право, как явление социальной действительности, немыслимо без нормы. Другими словами, без нее его не существует. Однако следует отметить, что мы не абстрагируемся от других, не менее важных признаков права. А так как право состоит из норм, соответственно, их системная совокупность и является правом. Нормы — это одна из «ипостасей» права в контексте общественных отношений. Однако следует отметить, что каждый элемент права играет свою роль и только в совокупности все эти элементы составляют право. Норма права является наиболее юридическим элементом, поскольку именно в ней формулируется правило поведения, через неё определенная идея превращается в общественные отношения и, наоборот, отношения, которые фактически сложились, концентрируются и закрепляются в нормах права.

     Любое правовое явление выражается только во взаимосвязи с нормами права. и именно через нормы права государство оказывает влияние на общество, на их основе определяются полномочия государственных структур, конкретизируются и реализуются субъективные права людей в обществе.

     Право в таком объективном смысле представляет собой огромное количество норм, независимо от того, кем и в какой форме они установлены, т. е. систему юридически формализованных правил поведения членов общества. Монопольное положение официальных норм при соотношении с другими исторически образованными формами права утверждались или путем их отнесения к нормам объективного права на основе их признания законодательной нормой, или отнесением к производным от нормы вторичных источников.

     Правовые нормы — это по сути идеальные явления и поэтому не сводятся к статьям юридических актов. Они являются внешней формой надлежащего и необходимым условием его выражения, поскольку с помощью нормативных актов деонтическая сфера объективируется, приобретает статус независимой по отношению к индивидуальной сфере сознания объективации и с помощью норм должное становится реальностью.

     В современном правоведении фактически превалирует нормоцентристская традиция в изучении правовой реальности, поэтому любые другие подходы к пониманию права пока не изменили общего положения вещей. Право продолжает рассматриваться в первую очередь как совокупность, как система норм. Правовая личность в такой трактовке носит, безусловно, нормативный характер, т. е. всё, что касается права или связано с ним как социальным явлением, трактуется с учетом его нормативной природы происхождения.

    Впервые понятие «нормология» относительно права было употреблено В.С. Нерсесянцем (1938 – 2005),  советским и российским учёным-правоведом, специалистом в области философии права, политических и правовых учений, автором фундаментальных трудов по философии права, теории права и государства, который несколько критически определил данное направление научного познания в юриспруденции. В частности, он отметил, что позитивистский подход в том виде, в котором он сложился к началу ХХ в., имеет много недостатков, главным из которых является превращение права в инструмент государства самим же государством и нежеланием анализировать содержательную сторону норм.
 
     Однако в полной мере нормы права проявились при использовании методологии позитивизма в исследованиях неправовых нормативных систем. Как отмечает ученый, именно в этом случае позитивизм теряет предикат «юридический», т. е. он превращается в нормологию или антиюридический позитивизм. Иначе говоря, В.С. Нерсесянц считает, что «нормология не может быть юридической», однако это противоречит общепризнанному, сформированному и существующему на протяжении многих веков понятию права, которое толкуется как система норм.

     Таким образом, нормология права рассматривает право как нормативное образование. Её интересует все, что возникает при правовом регулировании, в правоотношениях, в правосознании под влиянием нормативных предписаний, которые выражаются в форме нормативно-правовых актов. Одним словом, она занимается процессом исследования норм права. Ее специфика определяется пониманием права как сложной динамической системы правовых норм, возникающих, развивающихся и функционирующих в социальном пространстве и зависящих от интересов и потребностей общества.

     А в зависимости от уровня его развития и индивидуального правосознания каждого из его членов нормология будет исходить из того, что право в своей основе есть совокупность правовых норм.

     Таким образом, на основе анализа научных исследований в области нормативных характеристик права как социального образования, а также состояния современного развития общетеоретической юридической науки, определена необходимость создания нового направления научных исследований в теории права — правовой нормологии.  Именно при появлении науки о нормах права и при её развитии будет изучаться уровень познания и потребности в норме субъектов права, на основе которого должны разрабатываться соответствующие нормативно-правовые акты для надлежащего состояния правового регулирования отношений в современном обществе.

     Правовая нормология должена стать интегрирующим направлением научных исследований, которая сконцентрирует в себе все наработки многих отраслей юриспруденции для использования и развития их в создании единой системы нормотворчества и правотворчества.

     Рождение любой науки начинается с четкого формулирования ее предмета. Следует отметить, что, будучи теорией, право стремится действительно к тому, чтобы познать свой предмет. Оно пытается ответить на вопрос, что есть право и какое оно есть, а не на вопрос, как оно должно быть и создаваться. Это есть правоведение, а не попытка права. Так же и нормология права, будучи теоретически юридической наукой пытается ответить на вопрос, что является нормой права (правовым предписанием), раскрыть ее онтологическую структуру и содержание, т. е. познать свой предмет.

     Решение такой задачи позволило бы не только освободиться от неофистских иллюзий о норме права, доминирующих в современной юриспруденции, но и убедительно обосновать целостную интегративную «идеал-реалистическую» нормативно-правовую теорию, которая бы учитывала лучшие традиции и достижения мировой правовой мысли.

     Из вышеизложенного следует, что предмет правовой нормологии следует понимать в широком и узком смысле. Так, в широком смысле предметом правовой нормологии являются право c системой норм и правил взаимоотношений граждан в обществе как взаимосвязанные элементы социально-правовой системы. В узком — генезис, динамика, понятие, структура правовых норм и их роль в обществе, механизмы их реализации в поведении и деятельности участников общественных отношений, которые в совокупности образуют право как общественно необходимое явление, существующее в обществе для удовлетворения потребностей и интересов его членов.

     Нормология права должна исследовать вопрос нормативного выражения права в обществе и нормативного непосредственного действия права в обществе. Теоретико- гносеологического содержание категории «правовая норма» как основы функционирования и развития правовой нормологии и общего анализа подходов к критериям классификации правовых норм должна выражаться правовой нормативностью в современном обществе.

     Проблематика исследований нормологии права охватывает несколько главных направлений. Одним из них является происхождение правовых норм, которые и формируются на основе существующих общественных отношений, отражая при демократии волю объединённого трудящегося народа как законодателя, его потребности, тенденции общественного развития, которые существуют как социально обусловленные. Насколько адекватно правовые нормы воспроизводят требования жизни, реальное положение вещей, способствуют развитию общественных отношений, благодаря чему и как возникают конкретные правовые институты — все это исследует правовая нормология. Не менее важным для данного научного направления представляется изучение эффективности правовых предписаний и норм, что выражается в их влиянии на правоотношения.

     Как уже отмечалось, в науке существует общий принцип «предмет производит метод». Теория в результате использования определенных научных методов сама становится научным методом разработки более общей теории. Метод порождает теорию, теория порождает метод. Однако сам метод всегда нормативный, а сущность любого метода состоит именно в его нормативности. Метод — это всегда познавательная норма, а вне нормы нет метода.

     Нормативность задает также структуру и порядок использования метода. Однако наука долгое время, особенно на стадии возникновения, может развиваться и без методологической рефлексии. Поэтому, собственно, имея предмет научного исследования, правовая нормология характеризуется и определенными методами его исследования, которые в основном заимствованы из общетеоретической юридической науки.

     Как известно, «методология (учение о методах) — это система определённых теоретических принципов, логических приемов, конкретных методов исследования предмета науки. Теоретические принципы — историзм, единство логического и исторического. Логические приемы — дедуктивный и индуктивный методы, умозаключение, анализ и синтез, сравнение, обобщение. Конкретные способы исследования — инструменты познания, применяемые для установления знания об исследуемом предмете.

     Итак, под методом правовой нормологии следует понимать совокупность логических приемов и конкретных средств познания общих и основных закономерностей возникновения, развития и применения правовых норм (как выражения правовой нормативности). Следовательно, право и нормология неизбежно замыкаются друг на друге, взаимодействуют, пересекаются.

     И хотя право остается правом, а нормология выделяется из его сущностного содержания, хотя они имеют собственные, специфические задачи и цели, нормативная природа права предстает той онтологической основой образования сферы пересечения нормологии и права, имеет специфические свойства, особую нормативно-правовую субстанцию и собственные закономерности развития. Происходит обычный процесс дифференциации наук, когда на основе существующих развитых отраслей знания возникает молодая наука с характерными только для нее задачами и целями, специфическим предметом и особенностями развития. Именно такой предстает нормология права.

     Поскольку любая наука начинается с изучения закономерностей развития исследуемых явлений, этот момент необходимо учесть в определении ее предмета: нормология права — это наука о закономерностях возникновения и функционирования правовых норм (правил поведения), определяющих уровень правового развития общества.