Свобода приходит нагая...

Виктор Притула
«Свобода приходит нагая» …


(Из записок автора)
Однажды возвращаясь от почтмейстера мы с Сергеем Даниловым были несколько ошарашены диким нудистским пляжем, который саморганизовали постояльцы Дома кинематографистов в Пицунде.
Шли мы вдоль пляжей и тут на тебе…
Очень много голых людей. Когда это не киношная обнаженка, то зрелище прямо скажем неприглядное.
Худосочные девицы, расплывшиеся как квашня матроны, старые сатиры и молодые гомосексуалисты, выставившие на демонстративный показ свои гениталии, возможно были бы еще как-то уместны на инфернальных полотнах Брейгеля и Босха, но здесь под лучами осеннего солнца – эта «картина маслом» вызывала тошноту.
Я люблю красивые женские тела, которые вызывают непреодолимое желание ими обладать. Но только в данном случае мы постарались быстрее пройти мимо новоявленных, а может и закоренелых нудистов, и присев поодаль на галечку сделали  по доброму глотку почтмейстерской «мандариновки».
Вот это да, - говорю я слегка оторопевшему Данилову,- вот и свобода пришла.
Помнишь, как у Велемира Хлебникова:
«Свобода приходит нагая,
Бросая на сердце цветы,
И мы, с нею в ногу шагая,
Беседуем с небом на «ты».
Он написал это в 1917 году. Революция тогда всех пьянила.

И тут мне на память пришли недавние события с бунтом киношников на V съезде, когда они «прокатили» всех тогдашних киногенералов и избрали руководить советским  кинематографом команду «реформаторов» во главе с Элемом Климовым.
 Цензура была упразднена, студии получили самостоятельность, запрещенные фильмы сняты с "полки", а на экранах появились фильмы на такие темы, о которых раньше и подумать было страшно.
 
«Как признался впоследствии, в 2001 году Элем Климов, "мы работали ради свободы. А свобода - благо даже в том случае, когда не все ее плоды сладки на вкус".

Выходит, что и нудистский пляж в Пицунде при всей его неприглядности был «благом свободы».
Тогда вообще стала набирать силу тенденция разоблачаться и разоблачать…

Первой ласточкой «разоблачения истории» стал вышедший в те дни в широкий прокат фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Этот фильм, снятый в 1984 году ещё до начала «перестройки», вышел на экраны в конце 1986 года и практически сразу стал, как сейчас говорят, «культовым».
Вообще то, сам Абуладзе не думал о том, что эта кинолента станет манифестом «перестроечного разоблачительства».
«Покаяние» задумывалось им  как заключительная часть притчевого триптиха.
Он складывался из фильмов «Мольба» — «Древо желания» — «Покаяние». И чтобы понять смысл этого режиссерского кино нужно было знать хотя бы мельком грузинскую литературу и народную культуры этой удивительной страны.
Напомним читателям,  большинство из которых возможно и не видели этот фильм, вкратце его сюжет:
«В некоем городе хоронят бывшего городского главу Варлама Аравидзе. Утром его тело находят у богатого дома его сына Авеля. Тело снова хоронят, но на следующий день его опять выкапывают. Это повторяется каждый день. Оказывается, торжественные похороны не у всех вызывают печаль и скорбь.
У могилы Варлама Аравидзе выставляется засада, в которой участвует его внук Торнике. Когда неизвестный подходит к могиле Варлама Аравидзе, чтобы в очередной раз выкопать его тело, Торнике стреляет в неизвестного и ранит его. При задержании неизвестным оказывается женщина по имени Кетеван Баратели. На суде она рассказывает историю своей семьи, о той роли, которую сыграл в её гибели Варлам Аравидзе.
Когда Кетеван было восемь лет, Варлам Аравидзе пришёл к власти в городе и по ложному доносу арестовал её отца-художника, а потом и её мать Нино. Также выяснилось, что во время правления Варлама Аравидзе в городе в ходе политических репрессий было репрессировано множество невиновных людей.
Потрясенный данным рассказом и непониманием своего отца Авеля Аравидзе, который пытался оправдать действия Варлама, Торнике кончает жизнь самоубийством. После этого Авель Аравидзе сам выкапывает тело своего отца из могилы и сбрасывает его со скал».
(Википедия)

Фильм этот философский. Главный герой-злодей  Варлам Аравидзе внешне очень похож на Лаврентия Берию с усиками Адольфа Гитлера. Что хотел сказать этой кинолентой Тенгиз Абуладзе? Кого хотел разоблачить? Никита Хрущев, кажется, более чем красноречиво развенчал «культ личности». Правда, потом и сам далеко не ушёл.
Журналисты позднее растрепали на заголовки фразу одной из героинь фильма: « К чему дорога, если она не приводит к храму?». Её до сих пор употребляют к месту и ни к месту.