Трагедия с Нахимовым

Виктор Притула
Хроники смятенного времени. Сентябрь -86

(Из записок автора)

Неделя начинается с оглушительно катастрофической новости.
Вблизи Новороссийска в Цемесской бухте, в результате столкновения с грузовым судном потерпел аварию и затонул пассажирский пароход «Адмирал Нахимов».
Погибли 423 из 1234 человек. Если в Чернобыле смерть была невидимой и растянулась на годы, здесь все случилось в считанные минуты. Жертв на «Титанике» было в три раза больше, но это гнусненький аргумент.
Как это случилось и почему?
В то время нам сообщили только, что произошло кораблекрушение с многочисленными жертвами.
Уже позднее стали выплывать детали.

Пароход этот был старый. История его весьма занимательна. Судно это немецкое и первоначально называлось «Берлин».
Пароход «Берлин» был построен в Лоббендорфе (Германия) и спущен на воду 24 марта 1925 года, а уже 26 сентября 1925 года вышел в свой первый рейс в Нью-Йорк. Корпус парохода был традиционно клёпаный. «Берлин» участвовал в спасательной операции, когда 13 ноября 1928 года неподалёку от Нью-Йорка затонул английский пассажирский пароход «Вестрис». Тогда на его борт было поднято 23 человека. Переоборудование и модернизация пассажирских помещений была проведена на судне в 1932 году. Последний линейный рейс «Берлин» совершил летом 1938 года. Трансатлантические переходы стали невыгодными, и с этого времени пароход «Берлин» стал использоваться как круизное судно в рейсах на Шпицберген или в Средиземное море.
До Второй мировой войны он использовался как пассажирский лайнер, но с началом Второй мировой войны его переоборудовали в плавучий госпиталь.
Всю Вторую мировую войну, до 31 января 1945 года пароход прошёл в качестве госпитального судна. В январе 1945 года пароход «Берлин» под большой охраной подошёл к Либаве (ныне Лиепая) для эвакуации части войск из окружённой немецкой курляндской группировки. 31 января 1945 года в «Поморской бухте», на рейде Свинемюнде «Берлин» подорвался на мине. Несмотря на пробоину 6;8 м, судно продолжало двигаться. Вскоре он получил вторую пробоину от повторного подрыва и судно оказалось подтопленным на глубине 13 метров (осадка равнялась 9 метрам). По словам водолаза Н.М. Тюриков пробоины в корпусе были большими, а сам корпус был очень крепким. При попытке судоподъёма в начале 1947 года снова произошёл взрыв, и судно опять погрузилось на дно, придавив водолаза Тимофея Старченко, который по счастливой случайности оказался в донном углублении. Водолаза спасли его товарищи.
Вторично судоподъём был осуществлен 17 сентября 1947 года, после чего пароход получил новое название — «Адмирал Нахимов» и позже был отведен в док Кронштадтского завода для частичного ремонта. Позднее «Адмирал Нахимов» проходил капитально-восстановительный ремонт на верфях в ГДР.
В 1962 году, во время Карибского кризиса, «Адмирал Нахимов» был привлечён для перевозки солдат на Кубу. 13 августа 1962 «Адмирал Нахимов» вышел из Севастополя в рейс на Кубу. В газете «Правда» была опубликована статья о круизе парохода на Кубу с «сельскохозяйственными рабочими». По словам Н.А. Соболева, на борт парохода было передано два пакета с секретными указаниями. За два дня до прибытия в Гавану проходу парохода препятствовал американский эсминец. По окончании Карибского кризиса «Адмирал Нахимов» вернулся к мирным круизным рейсам.
Несколько раз, в конце 1960-х и в 1970-х годах «Адмирал Нахимов» совершал рейсы с паломниками в Саудовскую Аравию, совершал рейсы с молодёжью с участниками Всемирного фестиваля молодёжи и студентов.
В 1979 году состоялись два секретных рейса Одесса - Куба (Матанзас) - Эфиопия (Ассэб) - Куба (Матанзас) - Эфиопия ( Ассэб) - Ильичевск - общей продолжительностью около полугода по доставке кубинских военнослужащих для участия в военных действиях в Африке.
31 августа 1986 года пароход «Адмирал Нахимов», в соответствии со своим круизным расписанием, прибыв из порта Ялта, пришвартовался в 14:00 у пассажирского причала № 34 порта Новороссийск. Согласно расписанию, судну предстояло стоять в Новороссийске до вечера. В 22:00, приняв пассажиров на борт, пароход отдал концы и медленно отплыл от причальной стенки, сопровождаемый двумя буксирами. Всего на его борту в этот момент находилось 1243 (по официальной версии) человека: 346 членов экипажа и 897 (по учёту выданных путёвок) пассажиров.
На этот рейс опоздали Лев Лещенко и Владимир Винокур, у которых «затянулась» дегустация в Абрау-Дюрсо.
Во время разворота судна в акватории порта, капитан парохода В.Г. Марков запросил по УКВ у поста регулирования движения судов (ПРДС) информацию об обстановке на створах и на рейде. Пост ответил, что на пути судна и на рейде движения в настоящее время нет.
Единственное судно, которое подходит со стороны Босфора — это сухогруз «Пётр Васёв», следующий в порт под выгрузку канадского ячменя. «Пётр Васёв» предупреждён о выходе пассажирского парохода и обещал пропустить «Адмирала Нахимова» на выходе из бухты. Тем временем пассажиры «Адмирала Нахимова» начинали уходить на вечеринку в честь Дня шахтёра, кто-то лёг спать или укладывал детей.

Судоводители обоих судов вели между собой переговоры на 9 канале УКВ и договорились разойтись на выходе правыми бортами. Капитан сухогруза «Пётр Васёв» Виктор Ткаченко включил монитор системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса (САРП) для ввода информации и анализа обстановки ситуации сближения двух судов.

В 23 часа капитан парохода В. Марков, задав обороты и курс судна 160°, покинул мостик и направился в свою каюту, оставив старшим на мостике вахтенного второго помощника А. Чудновского. Кроме него на мостике парохода находились матросы Е. Смирнов, Ю. Вышаренко, Р. Фахретдинов. Александр Чудновский постоянно вёл визуальное наблюдение за приближающимся по правому борту сухогрузом. Минут через пять, обнаружив опасное сближение судов, Чудновский вышел на связь с «Петром Васёвым» и ещё раз уточнил порядок расхождения, на что получил подтверждение, что «Пётр Васёв» пропускает пароход «Адмирал Нахимов».

Капитан Ткаченко продолжал работать с САРП. Третий помощник капитана П. Зубюк, наблюдая огни парохода визуально, неоднократно указывал капитану, что машина переведена в манёвренный режим, а пеленг на «Адмирала Нахимова» практически не меняется, что говорит о возникшей угрозе столкновения. Свои доклады Зубюк одновременно записывал в бортовой журнал. И уже после столкновения капитан Ткаченко стёр показания в бортжурнале, вписал новые и нажал на Зубюка, чтобы тот согласился с изменёнными данными, но тот отказался.
Ткаченко, передоверившись показаниям САРП, который на мониторе показывал благополучное расхождение, на замечания своего помощника не обращал внимания. Лишь под действием настойчивых просьб с «Адмирала Нахимова» он поднял глаза и увидел, что его судно на полном ходу идёт прямо на пассажирский пароход. Через некоторое время Ткаченко стал отдавать команды в машинное отделение — сначала «средний вперёд», «малый вперёд», «стоп» и сразу «полный назад». Несмотря на то, что гребной винт уже работал на задний ход, сухогруз по инерции продолжал движение вперёд, следуя на опасное сближение с «Адмиралом Нахимовым».

На мостике «Адмирала Нахимова» в это же время А. Чудновский, наблюдая за приближением балкера, приказал изменить курс на малые углы, таким образом пытаясь уклониться от надвигающегося на него «Петра Васёва». Чудновский отдал команду «Лево на борт!». Рулевой только успел переложить руль лево на борт, как в 23:12 произошло столкновение. Услышав три гудка и предположив, что подавать их может только «Пётр Васёв», капитан Марков посмотрел в иллюминатор, но судна справа не увидел. Капитан решил подняться на мостик и выяснить обстановку. Удар сухогруза застал его по пути наверх. Оказавшись на мостике, капитан Марков отдал команду «Лево на борт!», с целью выбросить судно на мелководье, однако рулевой у штурвала доложил, что судно руля не слушается. В этот момент пароход остался без электричества. Капитан В. Марков, не имея возможности передать общесудовой сигнал тревоги и сигнал «SOS» по радио, приказал голосом объявлять по судну «шлюпочную тревогу».

«Пётр Васёв», успев погасить скорость лишь до 5 узлов, вошёл под углом 110° в середину правого борта парохода. В подводной части балкер вошёл своей выступающей частью, бульбом, в корпус «Адмирала Нахимова» на несколько метров в районе переборки между машинным и котельным отделением.
Машинное отделение было полностью заполнено через полминуты после столкновения. Пароход стал крениться на правый борт. Основное освещение через некоторое время погасло и людей охватила паника. Через короткий промежуток времени запустился аварийный дизель-генератор (АДГ) на шлюпочной палубе — заработало аварийное освещение, которое работало всего 2 минуты. «Адмирал Нахимов» тонул толчками. Крен на правый борт уже был около 45°, люди держались за леера и всё, за что можно было ухватиться. Многие перелезали на левый борт и по нему сползали в воду. Многие люди оказались заблокированными в своих каютах. С тонущего парохода матросам, под командованием боцмана Вильяма Лободы, удалось сбросить большинство надувных спасательных плотов, которые стали единственными средствами спасения для утопающих. Через 8 минут после столкновения, в 23:20, имея крен на правый борт около 60°, «Адмирал Нахимов» полностью ушёл под воду. На месте крушения на поверхности воды оказалось около 1000 человек, перепачканных краской и мазутом. Смертный приговор сам себе вынес 2-й помощник капитана «Адмирала Нахимова» Александр Чудновский, который управлял судном в момент столкновения: понимая, что судно обречено, он спустился в свою каюту, закрылся на ключ и утонул вместе с кораблём.

В это время из порта навстречу «Петру Васёву» шёл лоцманский катер ЛК-90 с лоцманом М. Карповым для проводки сухогруза к причалу. Увидев накренившийся на правый борт пароход, капитан катера О. Лях немедленно прокричал в эфир: «„Нахимов“ лёг на борт!». В 23 часа 35 минут ЛК-90 подошёл к месту катастрофы и приступил к спасению людей, одновременно передав по радио, что понадобятся буксиры и спасательные катера. О столкновении судов было немедленно доложено капитану порта Новороссийск Г. Л. Попову, который тут же, по телефону отдал указание всем плавсредствам следовать в район аварии для спасения людей. Первыми на место катастрофы снялись буксиры портофлота, рейдовые катера, малые пассажирские катера типа «Радуга», пассажирские суда на подводных крыльях «Комета». Одновременно команда сниматься и следовать в район катастрофы поступила на пограничные катера. ЛК-90 уже работал на месте крушения, приняв на борт со значительным перегрузом около 118 человек. Часть пассажиров позже были пересажены на другие суда, подоспевшие к тому времени в район аварии. Рейдовый катер РК-34, приняв на борт пострадавших людей (в том числе и капитана парохода Маркова), стал выходить из опасной зоны, но намотал на винт полипропиленовый конец, размотавшийся с затонувшего «Адмирала Нахимова» и всплывший к поверхности.

Пограничный катер типа «Гриф» под командованием мичмана А. Гусева на полном ходу подошёл к месту катастрофы и приступил к подъёму пострадавших на борт. Всего в спасательной операции приняло участие 64 плавательных единицы. Команда спасать людей была также отдана и команде сухогруза «Пётр Васёв». Капитан Ткаченко приказал следовать малым ходом в район аварии. Ветер к тому времени разогнал волну до высоты в 2 м. Пострадавших людей ветром и течением стало относить прямо на сухогруз и через некоторое время по обоим бортам плавало несколько десятков человек. Ткаченко приказал спустить на воду вёсельную шлюпку и мотобот, а также опустить парадный трап для приёма пострадавших на борт. Однако парадный трап заклинило и его спустить не удалось. В 0 часов 31 августа капитан Ткаченко доложил капитану порта, что «Адмирал Нахимов» затонул. Всего за эту ночь экипажем сухогруза было поднято 36 человек и 1 труп.

Сигнал тревоги прозвучал также и в Новороссийском высшем инженерно-морском училище (НВИМУ). Курсанты, узнав о трагедии, немедленно вышли в море на ялах, едва выгребая против ветра. Но к моменту их прихода на место крушения спасать уже было некого.

Из Москвы была направлена правительственная комиссия во главе с первым зампредом Совета министров СССР Гейдаром Алиевым. Украинскую группу возглавлял секретарь ЦК Компартии Украины Яков Погребняк. Для расследования причин катастрофы из Москвы прибыла группа из 50 человек. В том числе несколько следователей прокуратуры и заместителей председателя КГБ, замминистра внутренних дел, министры морского флота, транспорта и торговли, ответственные работники ЦК и других ведомств.
С 1 сентября 1986 года на месте катастрофы работали водолазы. Они проникали внутрь корпуса парохода через отверстия, вырезанные в борту. Судно легло на грунт почти полностью на правый борт. Продольные коридоры превратились в узкие лазы, поперечные — в шахты. Повсюду была разбросана мебель, в коридорах образовались целые завалы из ковровых покрытий, мебели и трупов. Большинство дверей кают заклинило и водолазам пришлось извлекать из кают тела людей, предварительно взломав двери. Всего, по официальной версии, в результате катастрофы погибло 423 человека (359 пассажиров и 64 члена экипажа). Однако найти и поднять на поверхность удалось не всех. 64 погибших навсегда остались под водой.

10 сентября, работая в помещениях затонувшего судна, погиб военный водолаз. 19 сентября попал в завал и не смог самостоятельно выбраться второй водолаз. После этого поисковые работы на затонувшем пароходе «Адмирал Нахимов» решением Правительственной комиссии были прекращены.

Есть какая-то мистика с трофейными кораблями и словом «Новороссийск».
Сразу же на память пришла история с линкором «Новороссийск», который  затонул на севастопольском рейде 29 октября 1955 года. В тогдашней  катастрофе погибло 829 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры.
Ранее линкор корабль входил в состав итальянского ВМФ под названием «Джулио Чезаре».
Среди причин затопления линкора не исключалась возможность диверсии.
Силы и средства для диверсии в послевоенной Италии имелись. Во время войны на Чёрном и Средиземном морях действовали итальянские подводные диверсанты из 10-й флотилии штурмовых средств, которой командовал «чёрный князь» Валерио Боргезе. Во время войны 10-я флотилия базировалась в портах Крыма.

Как свидетельствуют рассекреченные разведывательные сводки штаба Черноморского флота, по весьма странному совпадению именно в самом конце октября итальянские торговые суда к 29 октября 1955 года дружно покинули акваторию порта.

Эта версия подробно изложена бывшим офицером линкора «Новороссийск», капитаном 1-го ранга в отставке и историком-исследователем Октябрём Бар-Бирюковым с пересказа эмигрировавшего в США бывшего советского флотского офицера о том, что ему рассказал один из исполнителей операции по подрыву по имени Николо, входивший также в итальянский отряд подводных пловцов «Дечима МАС», базировавшийся в Крыму во время войны и расформированный в 1945 году.

Но это лишь версия. А вот совпадения поистине мистические.
Кое-кто, например Юрий Петрович Изюмов, бывший в то время первым замом главного редактора «Литературной газеты» написал в своих мемуарах что это был знак «пришествия сатаны».
«Началу правления Горбачёва сопутствовали разного рода катастрофы, которые теперь выглядят как предупреждения впавшему – кто в политическое слабоумие, кто в оцепенение – народу. Вспомните трагические события одного только года – 1986-го. 16 февраля затонул круизный океанский теплоход «Лермонтов». 26 апреля – крупнейшая в мир авария на атомной электростанции в Чернобыле, ликвидация последствий которой обошлась стране в 25 миллиардов долларов (тогдашних, не теперешних). 31 августа – столкновение двух советских судов в Чёрном море. Пропоротый сухогрузом «Адмирал Нахимов» затонул, унеся жизни 423 человек. Предупреждения более чем серьёзные. Но никто им не внял».

Думаю, что и сам Изюмов, чего он теперь не скрывает, в сентябре 1986 года, находясь на номенклатурной должности, тоже не «бил в набат, а шагал в ногу» с партией под руководством Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева.

 
В Чили введено  осадное положение после попытки покушения на жизнь Аугусто Пиночета.
Куда смотрит хунта пиночетова?
Думаю, Поляковский - наш главный «латинос» в «ЗР» -  несомненно откликнется на этот экстраординарный инцидент. «Осадное положение» - это аресты и экзекуции по решению военного трибунала. Совсем эта хунта распоясалась!


Жизнь моя между тем проходит в суете и книжных хлопотах, которые постепенно сходят на нет, ибо уже почти ничего не нужно. Получил вчера гонорар по сборнику. Последние ожидаемые деньги.
С путевками к морю неясно. Хотя думаю всё получится.
Пицунда «не за горами». Пусть даже и за горным хребтом Кавказа.
Если очень сильно захотеть…


Из-за опасений инвесторов резкого роста инфляции на Нью-йоркской фондовой бирже происходит обвальное падение курса акций - самое крупное после 1929 года.
Для нас это было поводом лишний раз позлобствовать на тему «загнивающего капитализма», который как «п….ц» к нам подкрадывался незаметно.


Осень со всеми ее прелестями. И как всегда гадкое начало недели с утренней летучкой и прочей ерундистикой.
Сегодня нужно решить много вопросов, но как всё сложится?
Сделал увы немного. Узнал насчет путевки. Всё образовалось. Взял у Олега Шалашного две брони на билеты.  Но не сходил в «ВС» и не связался с институтом. Это плохо.


Очередной шпионский скандалец!
Государственный департамент США отдал распоряжение о том, чтобы 25 членов представительства СССР при ООН покинули США к октябрю текущего года.

Сурово! Но мы кажется «зеркально» на сей афронт не ответили. Это сейчас у нас всё «зеркально», как в библии -  «око за око»!


Впереди денежные заботы и хлопоты (искусственно созданные). Но без этого нельзя.
На работе некий творческий простой, который надо преодолевать, чего бы то ни стоило.
Сейчас нужно успеть подготовить до отъезда в Пицунду тексты для АПН и «Собеседника».


Редакцию покидает Саша Джалагония. Парень совершенно безобидный и столь же совершенно бездарный. Папа – журналист и определенная величина в ТАССе. А вот у сына ремесло не задалось. Его уход для нас с Червяковым –известное облегчение.
Мне же сегодня предстоит шагать на кафедру. Но здесь большой интерес. Провести встречу там нужно достойно. Прочее тлен и суета.
Вчера проявилась подружка Сергея А. по Ханою Наташа. Которая как мне показалось несколько повреждена рассудком. Чего она хотела – не понял. Чтобы я вернул ей любовника… Бред какой-то.
Наверное, правильно что Сергей А. ее отставил. Для него по крайней мере. У меня другая философия. Ничего серьезного и затяжного. Поматросил и бросил. Цинично? Но это так.
Надо бы позвонить «мистеру Ли». Хотя зачем? Здесь уже никто никому не должен. Подрезанные кроны засыхают и дают побеги вширь. Но это уже чужие побеги не наших отношений. А наших связей здесь нет.


Нил Киннок обещает, что будущее лейбористское правительство добьется закрытия всех американских ядерных баз на территории Великобритании.
Разгубасился лейборист несчастный. Впрочем, что с них взять. Вот сейчас еще один столп лейбористов Джереми Кобрин тоже что-то бормочет в парламенте относительно провокации со Скрипалем, де мол не стоит огульно обвинять Кремль. А ему тут же обструкцию.
А американские ядерные базы на Альбионе как были, так и есть. Так что англосаксы, на колени перед янки, на колени!