И тогда бог создал Кубу... - 6

Юрий Петрович Линник
На фото Коронела. Дом, в котором меня поселили. Слева вход в Хиралдию.


 
                В Мариэль на работу, в Коронелу на жительство.


     Утром  в понедельник в отель «Линкольн»   за Петром Василенко  заехал   руководитель группы строительства новых блоков ТЭС Мариэль Межиковский И.Г.   До Кубы  много лет работал на строительстве  теплоцентралей в Монголии, потом возглавлял производственный отдел в главке Минэнерго «Загранэнергостроймонтаж». Петра он перевёз в предоставленную ему квартиру в  посёлке советских специалистов Флоресе,  а меня захватил по просьбе моего руководителя группы энергоремонта на станцию.

     Дорога на Мариэль  проходила вдоль берега по живописной местности. В одном месте, где дорогу пересекала небольшая,  впадающая в море  река,  я был поражён красотой её поросшего лесом  берега. А машина, управлял которой сам Межиковский,  мне вообще показалось сказкой, ведь я впервые в жизни наслаждался комфортом иномарки да ещё какой – «Форд Фалькон»,  знаменитое детище не менее знаменитого  «головастого ирландца» Роберта Макнамары. Стоило Межековскому чуть притопить «железку», как меня так нежно до мурашек по телу прижимало к сиденью. Сорок километров пути после Флореса пролетели мгновенно.

      Ранее мне приходилось в том или ином качестве  бывать  и работать на тепловых электростанциях – в качестве стажёра на первом блоке Новочеркасской ГРЭС,  участвовал  в монтажных работах на Волгодонской ТЭЦ и Ново-Рязанской  ГРЭС. Потому вид электростанции  Мариэль    особо не впечатлил. Я знал, что это станция по советским  масштабам  маломощная. На день моего появления на ТЭС  19 июля 1977 года на ней работало  4 блока по 50 МВт и один  энергоблок  100 МВт. То есть общая установленная  мощность была 300 МВт.   Велось строительство   следующих трёх  блоков  по 100 МВт каждый. В СССР такие блоки  уже давно не строились. Но Куба не СССР, не те масштабы.
    Перед административным  трёхтажном корпусом  довольно обширная площадь, проходная в самом корпусе.  За корпусом высится этажерка первого блока. Компоновка станции полуоткрытая - котлы в открытой этажерке, машинный зал в здании.  Межиковский заехал на территорию  и проехав около сотни  метров остановился  у деревянного одноэтажного здания  с кондиционерами в окнах. Я догадался, что это с виду, в общем, неприглядное строение и есть  место моей будущей работы.  Здесь располагался   инженерный состав советской группы технического содействия  производства плановых  ремонтов  на ТЭС Мариэль. В большой комнате находилось больше десятка столов. Почти все были заняты.

     Поприветствовав присутствующих,  Межиковский провёл меня в следующую комнату – кабинет  руководителя группы, человека располагающей  внешности лет под пятьдесят. К сожалению, я забыл его фамилию, ибо буквально через месяц,  закончив контракт, он уехал на Родину. Помню, что у него было необычное отчество - Африканыч, потому-то я его и запомнил. Всё таки с месяц  я поработал с ним, то бишь переводил его деловые  встречи с кубинцами.   Переводить его было нелегко – он часто использовал в беседах с кубинцами русские пословицы и  даже  поучительные  анекдоты, чем ставил в тупик переводчика, особенно начинающего, кем я, фактически был. Причём, он как бы настаивал на переводе  своего перла: «Нет, ты переведи им это, переведи!» И когда я с грехом пополам  что-то выдавал, он с удовлетворением смотрел на лица кубинцев, стараясь прочитать их реакцию. Зато, я выучил переводы наиболее расхожих русских пословиц и поговорок, и помню их до сих пор. Кстати, некоторые русские и испанские  пословицы имеют полное словарное и смысловое соответствие, к примеру «Дарёному коню в зубы не смотрят».
    На смену  Африканычу  приехал главный инженер  «Энергоремонта» из Горького     Кравцов Геннадий Григорьевич. Возрастом в районе 40 лет, энергичный и собранный мужик. Его переводить было очень легко, почти автоматически, так как изъяснялся   он кратко под перевод, и   «включать внутреннего редактора» необходимости не было.
     В тот день я познакомился  с уже работающим переводчиком  Морозовым  Сашей выпускником МИСИ. Он имел такую же скороспелую подготовку, как и я, но проработал почти год и, разумеется, накопил  опыт и практику перевода.  Был в группе Энергоремонта  ещё один переводчик – парень лет  около 30, но он имел вузовскую подготовку плюс стаж работы на Кубе. Для меня он, естественно, был вроде лингвистического светила. Потому он работал в  кубинском офисе       EMCE (Предприятие по ремонту электростанций) в Гаване. Иногда он приезжал к нам на станцию, сопровождая кого-то из гаванского начальства.
Так было положено начало моей работы переводчиком  испанского языка на ТЭС Мариэль.

    А вот с проживанием дела  у меня  не клеились. В «Линкольне» я остался один – Петр поселился во Флоресе, два других моих товарища уехали на место своей работы в Санта Клару. Жизнь в «Линкольне» я описал выше. Больше недели  протянуть там было трудно. Кубинцы предлагали мне дождаться жены, и тогда  нам  вместе  выделят семейное жильё.  Жена по всем прикидкам  должна была прилететь не раньше, чем через месяц. Я  за месяц в «Линкольне»  или рехнусь, или запью.

  Помогло, то, что забирать меня, одного   из отеля  на работу в Мариэль  было некому.   Не будет же автобус заезжать  ради одного человека в старую Гавану, а персональный автомобиль за мной закреплять - не велика ли честь. После настоятельных просьб со стороны руководства группы, кубинцы решили временно меня и  ещё одного нашего спеца поселить в двухкомнатную квартиру в поселке Коронела, а с приездом жены  решать  вопрос с постоянным жильём.  Уже что-то жизнеутверждающее.
               
       В Гаване  было несколько  мест, где проживали советские специалисты, причем по специальностям. Так энергетики проживали в основном  в посёлке Флорес и Наутико, но если во Флоресе заселяли в обыкновенные  4-х этажные дома, то в   Наутико  жили в отдельных двухэтажных коттеджах. Потому туда селили ведущих специалистов и руководителей различных групп. Ну а во Флоресе проживали рабочие, мастера , рядовые инженеры и простые переводчики, к коим я  относился. И Флорес и Наутико расположены на  берегу моря, но опять же –  Наутико располагал небольшим песчаным пляжиком, во Флоресе же берег, радости мало, представлял из себя полуразрушенные коралловые отложения, так называемые «волчьи зубы».

     А вот  Коронела  от  моря расположена далеко,  и проживала там «сборная солянка» из разных специалистов,  даже   специалисты по сельскому хозяйству.  Зато, рядом с домами  советских специалистов  располагалась роскошная  вилла  «Хиралдия», какого-то  богатого адвоката, построенная до Революции. Хиралдия - фигура хрупкой женщины, с 17-ого века являющейся одним из символов Гаваны. Хозяин, назвавший свою виллу Хиралдильей видимо, давно иммигрировал  в Америку.   
     На   чудо-участке размером 150 х 300 м разместились  спортивная площадка размером с футбольное поле, манговая роща, ну и само квадратное в плане здание с итальянским   полу прикрытым  двориком внутри. Написал двориком, но впору написать двором, прикиньте  – двадцатиметровый квадрат.   А само здание, буду недалёк от истины, если назову его дворцом, в квадрате где-то около сорока метров, не считая мраморного  подъездного крыльца  с лестницей и колоннадой  на всю ширину здания. За зданием  сквер и превосходный бассейн  с пресной водой. Всем этим разрешалось пользоваться советским специалистам.

     В самом здании во внутреннем дворике ресторан. Что было во множестве комнат и залов здания, мне  было  не ведомо. И вообще этот район   Гаваны считался  комфортным для проживания – тихие извилистые улочки, особнячки, утопающие в зелени садов. Тогда для меня было странным и любопытным видеть, что люди владеют  такой  шикарной собственностью.  Ведь на дворе звенели 70-ые, апогей расцвета застоя, и моё мировоззрение  было в полном соответствии с генеральной линией партии.  А здесь мне рассказали, что, буквально в сотне метров от нашей 222 улицы в собственном роскошном особняке живёт старушка-миллионерша. Якобы, ей власти разрешили  нанимать прислугу и садовников, и она живёт в своё удовольствие, ни в чём не зная проблем.  Ни разу в жизни я не видел настоящего живого миллионера, и уж очень мне хотелось посмотреть  на эту старушку.
    Как-то вечером я решил прогуляться и заодно найти особняк со старушкой-миллионершей. Особняк нашёл быстро по главной примете - лежащие    львы по обеим сторонам входа.  Мне повезло -  старушка  полулежала в кресле -качалке, которое чудо, как обожают кубинцы, там же у раскрытых настежь входных дверей в окружении нескольких   женщин.
    Сквозь  изящную  кованую ограда я мельком разглядел идиллию  угасающей жизни.  Ну что же - обыкновенная  сухая кубинская старушка за восемьдесят. Таких в старой Гаване великое множество. А ещё я подумал, что умирать в собственном роскошном особняке тяжелее, чем в двухкомнатной "хрущёвке" – есть что терять.  Впрочем, это дело вкуса. Кстати, совсем недавно в Интернете мне попались очень интересные мемуары  охранника семьи Фиделя Кастро, из которых я узнал, что семья Фиделя проживала в те годы совсем рядом с особняком той старушки.

    Кто спустя столько лет, уж почти полвека пронеслось,  ещё помнит об этой старушке?  Быть может, я единственный. А за что ей такая честь? За то, что она была миллионершей?