Билет в один конец

Евгений Семиколенов
Глава 1

В комнате было накурено и душно. Шериф приоткрыл окно. Порыв летнего знойного ветра в комнату принёс свежий воздух. Было далеко за полночь.

  - Так вы говорите, что когда закончился фильм, Стива с вами уже не было? – обратился он к двум парням, сидевшим на скамейке напротив.

  - Нет, не было,  - сбивчиво и невпопад, пробормотал один из них.
По его виду было понятно, что этот разговор ему не нравится: он старался оправдываться, отвечая на вопросы шерифа.

  Шериф повернулся к парням, разглядывая их более внимательно, добавил:
  - Отвечай, Майкл!

  - Нет, не было, - ерзая и поглядывая на своего друга рядом Тома, ответил Майкл.

  - А что было потом?  - продолжил допрос шериф.

Майкл, ерзая на стуле, подсовывая руки между коленками, немного осунувшись, утопив взгляд в пол, немного покачиваясь вперёд-назад, задумываясь, продолжил:
  - Потом мы с Томом пошли домой.

  - Одни? – уточнил шериф.

  - Да!

- Том, отвечай,  - уже обращаясь к другому подростку, спросил шериф.
Том, молча, кивнул головой.

  - Том, -  повторил шериф.

  - Да, пошли домой,  - уточняя, ответил Том.

  - И Стива с вами уже не было? – обращаясь как бы к обоим, ожидая, что ответит каждый из парней, спросил шериф.

- Нет, не было! – ответил Майкл.

- Том,  - переспрашивая, шериф взглядом остановился на другом парне.

  -  Нет, не было, - ответил Том.

- Кого вы встретили по дороге, Том? – уточняя детали, продолжил шериф.
  - Никого мы не встречали.

  - Как совсем никого?

  - Нет!

  - А как же Сара?  - уловив не состыковку в ответе, уточнил шериф.

  - Нууу,  - протяжно и немного неуверенно продолжил Том.  - Мы её не встречали.

  - А Майкл говорит, что вы встретили по дороге обратно Сару, - поглядывая то на Тома, то на Майкла, продолжил шериф.

  - Мы не встречали Сару, - виновато ответил Майкл.

  - Ну как же не встречали, если до этого ты говорил, что по дороге обратно вы встретили Сару? - шериф переспросил шериф. - Ты же сам говорил, что вы встретили Сару…

  - Мы её видели в окне, когда проходили по улице мимо её дома.

  - Том? – вопрос адресовался уже ему.

  - Да, в окне мы с Майклом увидели в окне Сару, - более детально уточнил Том.

  - И что она у вас спросила, Том? - обратился шериф.

  - Она ничего не спрашивала нас,  - ответил Том.

- А про Стива, что она спросила?

- Она ничего не спрашивала, - немного задумавшись, ответил Том.

  - Ну, она же, должна была спросить, где Стив, – уже обращаясь к Майклу, продолжил допрос шериф.

  - Нет!

  - Ну как нет? Вы же пришли на сеанс кинофильма вместе со Стивом, а обратно почему-то без него, разве она не уточнила, где Стив? – продолжал шериф.

  - Нет, не спросила….

Шериф отошёл от окна, присел за стол. Перелистывая и читая бумаги, он молчал, как бы ожидая, что ему скажут какие-то детали.

  - А почему Сара ничего не спросила? – не выдержал шериф.

- Не знаю, - протяжно и кратко ответил Майкл.

Откладывая бумаги в сторону, шериф почесал рукой шею, пятерней провёл по голове, как бы укладывая волосы:

  - Вы пришли на сеанс кинофильма втроём, а ушли вдвоём – разве её не заинтересовало, куда девался Стив? – обратился шериф к парням напротив.

  - А мы не вместе пришли, - более уверенно ответил Майкл.

  - Том, вы втроём пришли на сеанс кинофильма? – обратился шериф к Тому.
- Нет, Стив пришёл позже, - ответил Том.      

  - Ну, вы же сидели рядом, как не вместе?

-Да мы сидели вместе, - виновато ответил Том.

  - Сидели вместе, а пришли не вместе, как так?

  - Мы договорились сходить на сеанс кинофильма вместе, - продолжал Том, - но Стив задержался на ферме, он пришёл чуть позже, после нас.

  - А что он делал на ферме? – шериф не успокаивался с вопросами.

  - Ему надо было подковать лошадь, - ответил Том, - поэтому он задержался.

  -Какую лошадь?

-Стив, чтобы успеть на сеанс, прискакал на ней, привязал её к дереву и успел к началу сеанса.

- К дереву?  - уточняя, переспросил шериф.

- Наверное, - неуверенно ответил Том, понимая, что он не может достоверно указать, где Стив оставил лошадь.

-А когда вы вышли на улицу, где стояла лошадь?

- А её не был, - как бы растерянно, ответил Том.

- Ну как не было, Стив же на ней приехал,  - уточнял шериф, - куда она могла деться?

  - Не знаю…

- Майкл, - шериф вопросительно перевёл взгляд на другого парня, - куда девалась лошадь?

  - Мы подумали, что Стив на ней уехал домой, – ответил Майкл.

  - Когда он уехал? - уточнил шериф, обращаясь к Майклу.

  - Не знаю, может быть в перерыве между сеансами, - ответил Майкл.

  - В перерыве, между какими киносеансами?

  - Ну, на самом деле сеанс был не совсем один, - ответил Майкл.

- Как не один, разве был ещё один сеанс? – переспросил шериф. – Фильм же показывали всего один в этот вечер, какой ещё второй сеанс?

  - Да, фильм был один, - ответил Майкл.

- Давай всё по порядку, - чувствуя не состыковку в показаниях, уточнил шериф. – Давайте всё с самого начала, Майкл, расскажи, как всё было?

  - Мы втроём решили посетить кинематограф, - Майкл стал пересказывать сегодняшний день заново. По его пересказу было понятно, что он пытается вспомнить какую-то деталь, которую до этого не успел сказать, разговаривая как бы сам с собой, будто шаря глазами по полу уточняющие детали всего сегодняшнего дня:

Глава 2

« - Мы с Томом пришли сегодня днём к Стиву на ферму, окрикнули Стива, он вышел из сарая к нам. Предложили сходить на сеанс кинематографа вчетвером: Я, Том, Стив и его подружка Сара. Стив согласился, сказал, что ему надо успеть подбить подкову лошади, отец ему наказал обязательно это сделать. Как я понял, он на следующий день с отцом собирался ехать на поле, и отец его не отпустил бы на сеанс, если он не подобьёт лошади подкову: подкова у лошади  болталась. Лошадь  прихрамывала, когда шла, из-за болтающейся подковы.

В одной руке у Стива был молоток, в другой гвозди. Мы поняли, что Стив старался успеть подбить подкову лошади, чтобы отец отпустил его на сеанс.

Мы договорились вчетвером вечером сходить на кинематограф, встретиться перед сеансом, поболтать.

Когда уходили, мы слышали как Стив в конюшне, ругаясь, старался быстрее закончить начатое дело: подбить подкову.

Когда мы с Томом пришли к началу сеанса, ни Стива, ни Сары не было. Мы подождали немного. Народ к показу киноленты уже собирался и мы решили, что Стив уже не придёт на сеанс: купили билеты, прошли в помещение и уселись в самом конце помещения. Народ собирался, всё больше и больше наполняя зал. Уже перед самым началом в помещение зашёл Стив, мы его окрикнули, он через ряды посетителей пробрался к нам. Свободных стульев рядом не было и мы, сдвинув два стула, уселись втроём: Стив между нами. Я ещё пошутил, что хорошо, что он без лошади, а то бы ей места точно не хватило между нами. Стив уточнил, что лошади места хватит и на улице.

Стив присел на стул, между нами, разглядывая билет на сеанс: ему так хотелось увидеть это чудо – кинематограф.

Мы его спросили, почему он один, без подружки Сары. Он ответил, что Сару не отпустила мать: по хозяйству много работы. Мы знали, что отношения с Сарой у Стива далеко не дружественные, они постоянно вместе. Стали над ним подшучивать. Сара Тому тоже нравилась, и его шутки были с издёвкой.

Он стал укорять Стива, что тот бегает за Сарой, как собачка: куда она, туда и он.   

Стив недовольно толкнул рукой Тома в бок.

Том чуть не упал со стула, снял с него шляпу и в отместку кинул её вперед, прям к киноэкрану, со словами: ну беги за шляпой, как за Сарой.

Шляпа упала на пол, её издали было видно, Стив хотел было уже идти за ней, но тут  выключили свет и стали показывать фильм.

Я понял, что Стиву неприятно, что так с ним поступили, он перестал с нами разговаривать.

Началась кинолента, прожектор от аппарата высвечивал край его шляпы, валяющейся около экрана.

На экране показывали приближающийся поезд. Передние ряды зрителей, от увиденного фильма, опрянули  назад, боясь, что этот поезд настоящий.

Когда поезд приблизился совсем близко, в зале началось волнение и паника: первые ряды посетителей соскочили со своих мест, опрокидывая стулья, устремились к выходу, создавая шум и неразбериху среди всех зрителей.

Киномеханику пришлось остановить показ киноленты, он включил свет и громко всем объявил, что поезд не настоящий, он всего лишь нарисованный. Убедив, что никому из посетителей ничего не угрожает, он перемотал киноленту обратно.

Когда он это делал, мы заметили, что Стива с нами нет. Не было и шляпы, которая перед этим лежала у экрана.

Мы с Томом решили, что Стив обиделся на нас, соскочил со стула во время неразберихи, забрал свою шляпу и ушёл домой.

Единственное, на что мы обратили внимание: на стуле остался его билет на сеанс.
Мы ещё раз посмотрели, как приближается поезд, люди более сдержанно отнеслись к увиденному показу.

На этом сеанс закончился.

Все стали выходить на улицу. Мы с Томом тоже. На улице, оборачиваясь, я не увидел никакой лошади около дерева. Мы с Томом так и решили, что Стив в перерыве между сеансами уехал на ней: либо домой, либо к Саре.

Когда мы шли мимо дома Сары, то ни лошади, ни Стива около её дома не было. Хотя сама Сара занималась какими-то домашними делами. Мы не стали ничего у неё спрашивать, и разошлись каждый по своим домам. Я уже собирался ложиться спать, как к нам в дом постучали и моего отца спросили: дома ли я, Майкл?

Отец ответил, что я дома, проводил посетителей ко мне в комнату. В комнату вошёл отец Стива и вы, шериф. Меня спросили: не знаю ли,  где Стив?

Я ответил, что последний раз его видел на сеансе, потом он уехал и больше мы его не видели. Меня привели в участок на допрос, позже привезли Тома, переспрашивая и уточняя все детали нашей ссоры со Стивом, и детали его исчезновение»

Повествование Майкла закончилось, все молчали.

- Ладно, идите по домам, поздно уже,  - в заключение, сказал шериф. – Завтра, если надо будет, мы вас вызовем в участок.

Майкл и Том удалились.

  Шериф некоторое время сидел за столом, о чём-то размышляя: по его виду было видно, что в деле исчезновения Стива есть какие-то загадки, которые он не может разгадать, но то, что это так ли иначе связана было с Майклом, либо с Томом, его не упускала мысль.

Решив, что завтра есть возможность узнать всё более досконально, он удалился домой.

Глава 3
  - Так, вот на этих стульях вы сидели, да? – уточняя, спросил шериф Тома и Майкла.

  - Да,  - как бы боясь придавить пустоту посередине, где сидел Стив, ответил Майкл.

  - Вы кинули шляпу к экрану, так? – уточнил шериф. – Куда?

  - Примерно вон туда, - указывая рукой в нижний левый край киноэкрана, ответил Майкл.

Шериф положил похожую шляпу примерно на то место, где она была вчера.
«Включай» - скомандовал кинооператору шериф, обратился к Майклу:

  - Скажи, в какой момент остановилась первая часть сеанса.

  - Хорошо, - ответил Майкл неуверенно, боясь ошибиться в точности моменте, когда остановить кинопоказ.

Кинооператор включил киноленту, на экране появился приближающийся поезд, угол киноэкрана высвечивал край шляпы, которую перед этим положил шериф.

  - В какой момент времени остановили показ киноленты? - ещё раз уточняя просьбу, спросил шериф Майклу.

На экране поезд приближался, приближался, вот он уже совсем на первом плане, прежде, чем скрыться за пределами экрана.

  - Вот здесь, - резко и нервно выкрикнул Майкл. - Вот здесь все соскочили со своих мест, все стали разбегаться.

  - До того, как поезд скрылся за экраном? – уточнил шериф у Майкла.
- Да, в самый последний момент, как скрыться с экрана, - утвердительно, ответил Майкл. По его решительному ответу было понятно, что этот момент ему запомнился очень хорошо и ошибиться он не мог.

Шериф размышляя, как бы подсчитывая в уме прошедшее время, задумался и скомандовал кинооператору заново прокрутить начало и остановить кинопоказ на самом последнем моменте, пока поезд не скрылся за экраном.

Киномеханик, перемотал киноленту обратно, включил её заново и на моменте, когда поезд коснулся нижнего края экрана, остановил кинопоказ.

По молчанию Майкла и Тома было понятно, что именно в этот момент началась неразбериха в зале, после которой они больше не знали, где их друг Стив.

Шериф всматривался в неподвижный экран, понимая, что ничего нового он не сможет в этом моменте разузнать от Майкла и Тома: фильм как фильм.

Молча, он уставился на лежащую, на полу, шляпу: она находилась в одном моменте от приближающегося поезда.

Размышляя, шериф понимал, что для того, чтобы Стиву соскочить с места, добежать до экрана, схватить шляпу и удалиться, необходимо время. И удивительно, что никто из посетителей зала не могли ничего этого припомнить: возможно, в суете им было не до обращения на эти детали.

Кто-то из посетителей вчерашнего киносеанса подтвердил, что Стив действительно привязал лошадь к дереву. Но никто из посетителей не мог припомнить, как Стив покидал кинозал, хотя его знали почти все, многие пересказывали вчерашний инцидент с брошенной шляпой к экрану: ни шляпы, ни Стива за прошедшие сутки так и не смогли найти.

  - Постойте, - молчаливую тишину нарушил неровный голос Тома. - Взгляните на экран.

Шериф и Майкл не могли понять, о чём идёт речь: на экране поезд, который вот-вот наедет на ту шляпу Стива, которую положил шериф.

  - Посмотрите на людей, кто встречает поезд, справа на экране, - нервно уточнил Том.

Начало кинопоказа было приковано к приближающемуся поезду: никто не обращал внимания, на тех людей, которые на экране, кто этот поезд, встречал.

И только тут все обратили внимание. На экране среди этих людей, в кадре на них смотрел Стив – в руках у него была именно та шляпа, которая была  на нём вчера. Стив не глядел на приближающийся поезд, он, приподняв шляпу, глядел в зал.
В зале наступила безмолвная тишина: нельзя было ни с кем перепутать – этот был Стив!

Глава 4

Уголовное дело об исчезновении Стива так и осталось не раскрытым. Было собрано множество документов, опросов всех посетителей этого кинопоказа: загадка об исчезновении Стива так и осталась неразгаданной.

Подшивая дело об этом исчезновении, шериф наткнулся на документ опроса отца Стива. Перечитывая раз за разом, шериф не мог понять только одного: в документе отец свидетельствовал, и это он лично сам проверял  - лошадь, которую Стив подковал, была неподкованной!

И никто с фермы в этот вечер на ней не уезжал.   

      
( в основе рассказа:

https://www.youtube.com/watch?v=HN2UZ24gDbM

)