Культура отмены или принятие бескультурья

Виктория Любая
«…есть вещи, которые люди могут изменить, сделать иными, нежели они были раньше. К ним следует относиться иначе, чем к вещам, которые не доступны власти человека. Первые мы называем культурой, вторые — природой. Поэтому если мы представляем себе нечто как относящееся скорее к культуре, нежели к природе, то мы имеем в виду, что данной вещью можно манипулировать и что существует желаемое и «правильное» конечное состояние такой манипуляции».

                Зигмунт Бауман


В последнее десятилетие, в так называемых «цивилизованных странах» вспыхнуло новое поветрие – «культура отмены». Хотя, на мой взгляд, нового там – лишь одно соединение несоединимого в самом названии. Суть же сего явления
стара как мир: разделение на «свой – чужой». Люди – существа прелюбопытнейшие (мягко говоря), но, всё же, ограниченные: в прямом и переносном смысле. Есть в нас «механизмы», которые, несмотря на все наши личные и «в мировых масштабах» достижения вовне, каждый раз, когда они включаются, буквально отбрасывают нас туда, где наше истинное место (а не то, какое мы сами себе успели определить). Не знаю, кто как, мною это всегда переживалось и переживается (по мере взросления, особенно), как – трагедия. Возможно, оно бы и не переживалась так сильно, порой, на грани отчаяния, если бы я не верила в то, что, потенциально человеку дана возможность обнаружить и устранить (причем, осознанно) эти ограничители прежде, чем отправляться в путешествие по приращению себя чем-то иным. 
 
Эксперименты с культурой, как второй средой обитания человека, – яркий тому пример. Ведь этот «океан» питают очень разные по составу, глубине и «характеру» многочисленные моря, реки и другие водоемы. Сливаясь, перемешиваясь, взаимодополняя  друг друга, они являются основой «питательной» среды, «атмосферы» в которой люди живут и стремительно развиваются. Так уж человек устроен: с самого рождения, чтобы выжить, расти и развиваться ему нужен другой (память об этом важном опыте остается на всю жизнь). Знали об этом наши далекие предки, наши предшественники, все те, кто жил и приспосабливался к жизни на Земле. И Культура – одно из фундаментальных наших достижений (пусть и не совершенных, как всё человеческое) – своеобразное хранилище, коллективная память о различном понимании мироустройства и способа взаимодействия с миром, передача накопленных знаний и опыта, позволяющая людям не абсолютно с нуля начинать знакомиться с миром, учиться понимать его и своё место в нем, осваиваться и преобразовывать, не противореча законам, по которым существует он и мы в нем. Есть ли на сегодняшний день, реально, какое-то сообщество людей, живущих в нашем мире и не испытавших вообще никакого влияния извне, не использующих опыт и знания, отличные от имеющихся исключительно в этом сообществе? Не уверена. И как вообще сегодня может прийти мысль начать «фильтровать», ставить заслон водам (морей, рек, ручьев, подземных источников, талых вод и дождей), наполняющим «океан»?

Оказывается, может. И, как я сказала выше, ничего нового в этом нет: человек носит в себе память об этом знании на протяжении всего своего существования, время от времени «модернизируя» и усовершенствуя. Так ли уж сильно отличается изгнание инакомыслящих, подвергание остракизму, «гражданская казнь», пропаганда, всевозможное цензурирование, запреты и т.п. от того, что названо иначе? Или слово «отмена» в сочетании со словом «культура» не подразумевает откровенный игнор носителя иного мнения, обесценивание, невозможность участвовать в равноправных, аргументированных дискуссиях,  выражать и отстаивать свою точку зрения, а то и вовсе – травлю, нерукопожатность и иную социальную депривацию?  (Тема агрессивной экспансии, ассимилирования (смешивания) или буквального уничтожения одних культур в угоду других и т.п., а также правомочное желание оградиться и воспрепятствовать этому – разумеется, очень важная, серьёзная, но отдельная тема). 

В отличие от «исторической памяти», давно ставшей очень удобным политическим инструментом манипулирования сознанием людей и их управлением (вспомнить, хотя бы, сбитые барельефы неугодных фараонов в храмах и гробницах Древнего Египта), Культура содержит в себе огромный созидательный потенциал: сбора, хранения, культивирования,  «скрещивания» и т.п. наработанной человечеством информации и запечатленной (воплощенной) на разных материальных «носителях». Да, кто же этого не знает? – усмехнется кто-то. Мда, действительно. И от того, что все это знают и понимают, ситуация становится ещё более абсурдной. Поэтому дело, по-моему, в понимании не «этого». А того, что в человеке и человечестве в целом, продолжает «тикать» (или скрипеть?) один из древних, мощных, но плохо осознаваемых людьми (за катастрофически ничтожно малым исключением – не на прикладном, а на глубинном уровне) механизмов. И как только человечество (или человек) вскарабкивается на какой-то новый уровень, где, вероятно, возможен значительный качественный переход – включается некий «ограничитель» и люди (общества, цивилизации) скатываются обратно, а то и значительно ниже. Почему? Смею предположить, что механизмы эти, суть – «предохранители». Смею также предположить, что «пытливому человечеству», увы, действительно ни раз удавалось их (до поры до времени) обходить. Чисто технически. (Есть же, например, такие умельцы, которые лезут чинить люстру, не отключая электричества и … ничего. До поры, до времени).

И, в этом смысле, Культура – своеобразная летопись о многочисленных попытках человечества познания себя и мира и т.д., которую нельзя читать, пролистывая или вымарывая целые главы, предлагать некачественный подстрочник, вместо полноценного перевода. Да, есть законы, которые людям удалось открыть. Но. Только открыть, ибо созданы они были не ими. Более того, открыть не в том порядке, в котором они работают внутри какого-то всеобщего, собирающего их в единое целое Закона, а, по мере своих, не всегда духовных, но всегда интеллектуальных возможностей. Т.е., до какой-то степени, «хаотично». Даже исходя из этого можно заключить, что знания и понимания наши далеко не полны и не очевидны (последующие открытия, существенно дополняющие или, порой, заставляющие целиком и полностью пересмотреть предыдущие, тому пример). Более того, современное «всемогущее» человечество не в состоянии обработать и свести воедино, наработанное им же и сохранившееся в кладовых Культуры. Так, не абсурд ли, запрещать, исключать, игнорировать что-то, когда «подсказка», прозрение и т.п. – кусочки в общую мозаику – могут прийти абсолютно из любой (временной и пространственной) точки мира, любого народа, любого языка и т.д. или совсем из другой области познания?.. А, вдруг, когда всеобщими усилиями все «пазлы» окажутся на своих местах, придет и тот самый долгожданный инсайт, после которого человечеству удастся, наконец-то, беспрепятственно перейти на совершенно иной уровень своего бытия?

Но лично меня (безусловно, не столь интеллектуально и духовно развитую личность и в силу собственных ограничений, возможно, не видящую какого-то принципиального прогресса в этом направлении) бесконечно … разочаровывает (мда), что человечество, накопившее колоссальное количество архиважной информации, знаний, опыта, продолжая грезить «светлым» (гармоничным) будущим, для достижения своих устремлений, по-прежнему бодро шагает… в обратном направлении.


==================

*) «Культура – ….В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстаёт также проявлением человеческой субъективности и объективности…  Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество». 

(ист.: Википедия)

*) «Культура (от лат. cultura – «возделываю, обрабатываю землю»…) – понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности…». З. Бауман: «… «культура» во многом предполагает именно это. Оно оживляет в памяти труд фермера или садовника, который тщательно обустраивает клочки земли, отвоеванные у дикой природы, и культивирует их, отбирает семена для посева и саженцы, удобряет их, прививает растения, придавая им нужный вид, т.е. вид, который он считает соответствующим данным растениям. Но на самом деле фермер и садовник делают больше, чем только это. Они также выпалывают нежелательных гостей, «незваные» растения, которые выросли здесь «по своему усмотрению» и тем самым испортили аккуратную планировку участка, снизили запланированную урожайность поля или повредили эстетическому идеалу сада. Именно подсчет урожайности или идея порядка и красоты разделили все растения на полезные, достойные заботливого ухода, и сорняки, подлежащие выкорчевыванию, потраве или избавлению от них каким-либо другим способом. Именно фермер или садовник составляют картину «порядка вещей», а затем используют свои навыки и орудия для воплощения в жизнь этой картины (заметим, что в большинстве случаев навыки и орудия, которыми они уже обладают, определяют границы воображения фермера или садовника; только такие представления о порядке воспринимаются как вполне реальные при данном уровне развития искусства). К тому же они предлагают и критерии различения порядка и беспорядка, нормы и отклонения от нее.

Работа фермера или садовника является показательным примером культуры, она выступает как деятельность, имеющая цель, причем особого рода цель, а именно: придание определенной части реальности той формы, которая иначе не появилась бы без определенного усилия внедрить ее. Культура занимается тем, что делает вещи отличными от того, чем они были и могли бы быть без нее, и тем, что сохраняет их в этой искусственной форме. Культура занимается также тем, что внедряет и сохраняет порядок и борется против всего, что отклоняется от этого порядка, нарушает его и, с ее точки зрения, выглядит как хаос. Культура вытесняет и замещает «естественный порядок» (т.е. положение вещей, каково оно есть без человеческого вмешательства) искусственным, спланированным. Культура не только внедряет искусственный порядок, но и развивает его. Культура означает предпочтение. Она превозносит один порядок как наилучший, возможно даже – единственно хороший, принижая при этом все другие варианты как неполноценные или в целом беспорядочные».