Бусинки мои. Свои погремушки в нашей избушке

Вадим Гарин
На фото автор с женой Ларисой на даче. Конечно, схитрил: фото 2012 года. Что же выставлять нас совсем уж стариками!

                Люблю готовить, что очень устраивает мою жену. Исключение составляют блины с оладьями и овсяная каша – тут «спец» супруга! Выпечкой мы, к сожалению, не занимаемся - диабет. За много лет мы с Ларисой так привыкли к нашей кухне, что в гостях, даже у родственников, всё кажется нам невкусным. Скажу больше: при возвращении домой случается, что и брюхо «крутит», и вообще чувствуем себя неважно.

                Особенно мне удаются супы, котлеты, заливное и бефстроганов из свинины – они стали моими фирменными блюдами. Скажете:
                - Подумаешь! Супы, да котлеты… Каждый может, - но это не так. Все, кто пробовал мои супы и котлеты в духовке или на сковороде, высказывались о блюдах в превосходной степени. Конечно, черепашьих супов, как у графов Ростовых, и суп «Багратион» я не варю! И котлеты самые обычные из свинины и курицы, а не какие-нибудь там де-воляй или морешаль из рябчиков.
                Изыски оставляю великим поварам, таким, как основатель  французской «высокой кухни» Мари Антуан Карем, который «изобрёл» тот самый суп «Багратион», или как наш русский кулинар и учёный с мировым именем Вильям Похлёбкин.
                У нас с женой кухня простая и дешёвая, но сытная, вкусная и, что самое главное, с наименьшими материальными и трудовыми затратами – мы пенсионеры со всеми вытекающими последствиями!

                Однажды отправились мы на море с друзьями на нашей машине (ох, давно это было, в 2007 году). Остановились в частном доме в посёлке неподалеку от Лазаревской. Готовили сами на летней кухне. В первый же день приезда я сварил борщ. Чтобы «блеснуть», старался, как никогда, и борщ из большого куска говядины на сахарной косточке получился на славу! Все уплетали, но жена нашего друга, Тамара, поджав губы, сказала, что борщ хороший, но её борщ ещё лучше и готовить, если мы не возражаем, теперь будет она. Слова эти были мне очень неприятны – я считал себя неплохим «куховаром»! Вечером сказал жене:
                - Посмотрим, чем нас удивит Тамара, хотя «баба с возу – кобыле легче». Мы приехали купаться на море, а не устраивать кулинарные соревнования.
                Нам её кухня не понравилась, однако мы молчали и расхваливали Тамару, к вящему её удовольствию. С этого времени я бездельничал. Мы купались, загорали, а вечером я смотрел телек или вёл горячие дискуссии с другом за стаканчиком местного вина.
                По приезде, жена сказала, что наконец-то мы переходим  на свою еду!

                Не буду утверждать, что мой рассольник или котлеты самые лучшие в мире, но для нас это так и никак иначе!
                Причём даже у дочери блины по рецепту мамы (Ларисы), получались другими, и сравнить их с «фирменными» не можем! Такая же картина и с солениями на зиму. Однажды в гостях, попробовав солёные помидоры, Лариса наморщила нос и оценила их мне «на ушкО»:
                - Какая гадость! Сладкие и мягкие… Воняют какой-то травой. Лучше наших я ничего не ела.
                Ну, и конечно, дача. Дача и шашлык  - эти два понятия сливаются в одном порыве! Кто только не жарил шашлык.  У нас этим занимаются гости, и каждый из них считает себя непревзойдённым мастером! Один утверждал, что надо мариновать мясо в сухом вине, другой - в нарзане, третий - в тане, четвёртый - в гранатовом соке и даже в квасе с водкой! Конца и края этим рассказам не было! И что только не услышишь за столом. Один сосед готовит «армянские» шашлыки - хоровац, но не может объяснить, что это за «зверь», другой утверждает, что лучше всего готовят грузины. Их шашлык мцвади самый лучший. Один знакомый решил угостить всех шашлыком «по-карски», а когда я ехидно спросил, что это такое, он запутался и начал нести околесицу.
                Я в своё время ел такой шашлык в ресторане «Арагви» в Москве и интересовался историей появления этого блюда. Это и не шашлык в общем понимании, а кусок зажаренного на открытом огне мяса, и родился он в городе Карсе на северо-востоке Турции. Это была неприступная крепость, которую в ходе Крымской войны 1855 года взял генерал и дипломат Николай Муравьёв, за что получил звание графа Карского. Способ приготовления мяса на открытом огне в Карсе вошёл в моду вместе с подвигами русских солдат.
                Должен отметить, что за двадцать с лишним лет жизни на Северном Кавказе мне пришлось не раз видеть процесс приготовления кавказского шашлыка, а, главное, его есть. Так что имею возможность сравнить. Главное в шашлыке то, что мясо должно быть прожаренным и сочным, ароматным, вкусным и мягким и нам безразлично, в чём наши гости маринуют мясо. Сам я мариную в том, что есть «под рукой». Чаще всего в луке с таном или кефире. А ничего нет – так в одном луке. Могу сбрызнуть яблочным уксусом.
                Наши соседи по даче, практически родственники, всегда приглашают нас на шашлыки, или их сынишка Федя приносит несколько кусочков шашлыка, и всегда он нам оказывается «не по зубам». Конечно, мы беззубые старики, но всё же… Когда остаёмся одни, перекручиваем этот шашлык на мясорубке и едим его с кашей – картина грустная!
                И тем не менее, когда шашлык делает наш зять, мы едим его с огромным удовольствием даже без зубов! Но он его делает исключительно из свиной шейки. Ну, как, читатель, не захотелось отведать шашлычка после моего рассказа?

                Все эти переживания касаются не только еды. У нас всё не так, как у всех. Мы привыкли к определённому ритму жизни и распорядку. Всё делаем по-своему. И хоть порой многое кажется смешным, странным и даже нелепым, а иногда абсурдным, мы так не считаем. Никогда не даём советов, как надо, но и не терпим, когда у нас что-то делается не «по-нашенски»!
                Могут сказать, что старики совсем из ума выжили – всё им не так! Возможно… Однако, наблюдая за другими, скажу, что «в каждой избушке свои погремушки»! И не только у нас. Недаром эта русская пословица в перефразированном виде бытует во многих странах, городах и весях. Например, немцы утверждают, что «в каждом доме найдется свой крестик». Англичане говорят: «У каждого в шкафу свой скелет», а французы отличились совсем уж весёлой поговоркой: «В каждом замке своя гильотина»!
                А мы люди миролюбивые, и у нас чаще говорят, что «под каждой крышей свои мыши» или «на каждой улочке свои закоулочки», но всё-таки чаще - в каждой (домушке) избушке свои погремушки!
                Два слова об истории пословицы: поговорка родилась ещё в древние времена. Детские погремушки изготавливались кустарным способом из подручных материалов: из дерева, бересты, глины или других материалов, и совершенно понятно,
что погремушки в каждом доме были оригинальные, свои. Например, надували мочевой пузырь животного и насыпали в него сухие горошины. Трясли пузырь и развлекали ребёнка. Кроме того, считалось, что этим можно напугать духов дома и отвести их от потомства. Позже поговорка стала использоваться в иносказательном смысле.

                Есть у всех нас в стране типично русские и национально-советские «погремушки». Мне ближе советские.
                Кому не знакомо превращение балкона или лоджии в кладовку? Одна лыжа, старая мебель, велосипед, ненужная сломанная техника, пустые банки, рваные ботинки и прочее, прочее, прочее! Отдельная песня о гаражах, которые стали появляться с конца семидесятых. Вот уж где можно было найти даже «атомную бомбу»! Ведь ничего не выбрасывали – могло пригодиться в хозяйстве. Тащили в гараж. О гаражах можно рассказывать бесконечно. Там ремонтировали машины и устраивали пьянки. Это было место, типа клуба по интересам. Жизнь в гаражах требует отдельного очерка. Настолько это ёмкая тема советской жизни.
                А хрусталь и сервизы в серванте, которые не использовались годами? Книги на полках, которые не читают! Много было чуднОго в те времена.

                Советские люди практически всё ели с хлебом. И первое, и второе, и салаты. Некоторые умудрялись заедать им даже макароны и пельмени. Всё это не от хорошей жизни. Работали тяжело - растрачивали много энергии. Кроме того, был постоянный дефицит мяса, рыбы… Без хлеба не наедались, вот и восполняли мясо калорийными углеводами, а от прежних времён нам досталась поговорка, что «хлеб всему голова»!
                Помню, как мы после войны в бараке все ели один и тот же пшённый кулеш, а бабушка говорила мне:
                - Ешь с хлебом, а то будешь голодным. Ну, и конечно, кто не помнит наши советские столовые? На столах стояли бесплатная соль, перец, горчица и горка хлеба. Иногда приходилось наедаться только этим!
                А покупка одежды «на вырост»? А очередь ребят, чтобы покататься на велосипеде, и отказать им владельцу велосипеда было «западло»! Много чего вспомнил… Незачем перегружать текст бусинки, и так распухла до невозможности.

                Сейчас, в старости, пристрастия, наклонности, причуды, чудачества доходят до психоза и даже патологии, наконец. Бытовые привычки переходят в традиции, и хорошо, если семья справляется со всеми этими чудачествами. У нас это кое-как (именно кое-как) получается, но без раздражения и нервов тоже не обходится.
                Супруга постоянно теряет ключи от всего потому, что не вешает их на место. На прошлой неделе собрались в магазин, а ключей от дачи нет. Тут надо пояснить, что обе калитки на даче запираем на замок, чтобы нас никто не тревожил. Обыскали всё на свете… Пришлось выходить через соседей. Хорошо, у нас с ними есть открытый проём в заборе, который изначально сделали для Федьки, а потом и сами не смогли без него обходиться.  Когда приехали домой, наткнулись на связку ключей на ветке винограда! Догадываетесь, что я сказал жене?
                И фокусы с ключами не только на даче. Однажды в городской квартире Лариса выбросила ключи в мусоропровод вместе с мусором. Можно продолжать…
                Я тоже особой памятью не обладаю, но у меня другая фишка: я прячу. Прячу всегда в разные места, инструменты и тому подобное. Прячу так, что никакая барабашка так не спрячет. Спрятал и забыл, а если записал на бумажке, где и что спрятал, то бумажка пропадает незамедлительно. Зачем я это делаю – не могу объяснить! Заканчивая прошлый дачный сезон, я спрятал ключи от сарая в коробку в последнем ящике стола, а сверху положил моток капроновой бечёвки. Если бы на следующий год не оборвалась шторка на двери, и я не полез бы за бечёвкой – пришлось бы спиливать замок с двери сарая!
                А дальше идут странности. Конечно, с моей точки зрения.
                Лариса никогда не доедает и не допивает. Обязательно на тарелке что-то остаётся. Маленький кусочек колбасы или треть котлеты, или ложка пюре. Меня это просто бесит: почему нельзя положить столько, сколько тебе хочется съесть? Конечно, мне приходится доедать. Выбросить мне запрещает внутреннее «я».
                Помню, как бабушка собирала крошки рукой и отправляла их в рот. Выбросить еду с тарелки у нас считалось не то что моветоном, а просто каким-то святотатством, грехом.
                Не прийти вовремя на обед в доме бабушки и дедушки считалось преступлением (если ты не на работе, или есть другая уважительная причина). Если я заигрывался во дворе с ребятами и опаздывал – оставался без обеда до ужина. Дедушка был педантичен, строг и точен, как все немцы. 
                А Ларису не докличешься. Заканчивается всегда одинаково: я уже поел, а она только села за стол. Причём, может сорваться во время еды на звонок смартфона и болтать по часу, пока всё не остынет. Раньше от злости я из «штанов выскакивал». Есть одному у дедушки не позволялось категорически. Помните, как у Раневской:  «Питаться в одиночку так же противоестественно, как срать вдвоём»!  Извини, читатель, за «выражение» - из цитаты слова не выкинешь!
                Следующее - это патология чистоты, так это я называю. Многие мужики меня поймут! Нет, я не против чистоты, но устраивать из квартиры, а тем более дачи, лабораторию – право, это уж слишком. У супруги, которая в прошлой допенсионной жизни заведовала медицинской лабораторией в больнице, чистота, как я считаю, перешла в навязчивую идею, паранойю! Даже если она плохо себя чувствует, устала так, что еле ноги волочит, всё равно веника или тряпку из рук не выпустит. Не успеешь слопать или выпить, как тут же мгновенно у тебя из-под носа вырывается грязная тарелка и отправляется мыть, даже если сама ещё не доела!
                И последнее (надо остановиться – иначе получу «на орехи», хотя и так достанется!), но очень существенное для меня: нетерпимость к мнению. Благо бы в вопросах религии – это рядовое явление у всех верующих, но в оценках всего на свете. В телевизионных передачах, ведущих, фильмах, песнях и так далее. Если не хочешь разругаться – лучше помолчи, целее будешь!

                Если вы думаете, что странности и всякие бзики есть только у ваших жён, так вы сильно ошибаетесь! У меня они носят другой характер, но их не меньше. И главное: несоблюдение моих правил (как тут не вспомнить Америку с жизнью по их правилам!), просто бесит! Единственное оправдание в том, что я эти правила никому не навязываю. Я их «устроил» для себя.
                Например, я закрываю навесные замки на даче только слева – направо и могу в полной темноте открыть любой свой замок. Тем более, что на ключах у меня сделаны напильником метки. С одной меткой, найденной на ощупь – от первой калитки, с двумя – от второй и т.д.
                На кухне (вы не забыли, что еду готовлю я?) у меня куча принадлежностей, которые я трогать не разрешаю, а с ножами другой разговор. Точу постоянно и пробую, режут ли они лист бумаги – режут! Ненавижу тупые ножи. Одним я разделываю мясо (когда есть), другим овощи и т.д. Если хватают мои ножи и используют не по назначению, у меня начинается «трясучка». Болит сердце, и я выбываю из строя напрочь.
                Есть у меня любимый нож, который постоянно все хватают. Он уже неделю как пропал, и для меня это трагедия вселенского масштаба! Это обыкновенный невзрачный советский нож с деревянной ручкой из стали 110Х18М-ШД. Длина лезвия 250 мм. (марка сохранилась, и я гордился им). Теперь такие не делают. Даже говорить не хочу, из чего теперь изготавливают инструмент. Свёрла гнутся! Стамески не держат жало. Об агрессивности реза – забыто. Уму непостижимо. Я на даче все тяпки сделал сам из советских лопат. Садовый инструмент в советские времена изготавливался по ГОСТам и был качественным. Кстати, лопаты делались из стали 30ХГС! А теперь? У соседа красивая современная лопата с удобной ручкой выгнулась, как мотыга, и он пришёл ко мне за некрасивой советской, но прочной. Видимо, сейчас научились делать только черенки для лопат!
                Можно самому сделать нож – знаю как… Но у меня кузни нет и нужной стали тоже! Вернее будет поискать старый советский нож на птичьих рынках, но и здесь проблема: путешественник из меня плохой – еле передвигаюсь! Одним словом, катастрофа!
                На веранде, где мы в основном обитаем, у каждого из нас свои ножи, кружки и всё остальное. И я терпеть не могу, когда жена берёт мой нож для того, чтобы его помыть. Я сам помою, только не бери… Потом искать придётся. Я много чего не люблю. Писать и писать! Стихов я не сочиняю, но меня так достали некоторые проблемы, что я со злости настрочил что-то стихотворное в далёком 2012 году:

                Высоцкий пел: «Я не люблю».
                Проблемы там серьёзны.
                Мои не меньше мешают жить,
                Хоть кажутся курьёзными.

                Вот, например, железом по стеклу!
                Найдётся ли охотник слушать?
                Ну, а плевать кому-то в душу,
                Совсем уж, право, ни к чему!

                Я не люблю ещё, когда батон ломают,
                Мышами выедают середину,
                Я не люблю, где стол не собирает
                Семью к обеду - традиции отринув.

                Я также не люблю, когда оставят   
                В тарелке суп или кусок второго
                Еда не нравится? Так все же доедают!
                А может быть. вы нездоровы?
 
                Я не люблю навязанных услуг,
                Когда гнусят или вопят,
                Когда прикидываются другом
                Или туда пролезть хотят.

                Я не люблю, когда меня не слышат
                На мнение моё плюют иль так…
                Не замечают: «поехала, мол, крыша»…
                Может, от рождения дурак!

                Я не люблю, когда всё не на месте
                Вещей твоих привычных рой.
                Я не люблю уборок неуместных
                Всегда готов за это в бой.

                Я не люблю, когда замки меняют
                Иль закрывают их не так,
                Как я повесил… уж не знаю,
                Но для меня всё это не пустяк!

                И не люблю я выяснений шумных,
                В быту по пустякам
                Когда любая чепуха убьёт сто умных,
                Выводит из себя и тут, и там!

                Уж свет не мил, трясутся руки,
                Давление взлетело к НЛО.
                Предмет же спора – глупость, муки,
                Усталость друг от друга – только и всего!

                Осточертели юрмалисты, шоу и попса…
                То «звёзды» с танцами, то фабрикантов искры
                Уже родился фактор «А»
                И сериалы… без конца!

                Я не люблю, что не люблю,
                Не надо мне навязывать иное,
                Тем более, что  бесполезно всё.
                Уж поздно прививать ко мне другое.
                Да не хочу я… ничего!

                Посткриптум:

                Ещё не нравится, что время мало
                Осталось – так хочется познать…
                Уж больно много любопытного вдруг стало
                С интернетом…  Не надо и «копать»!

                У каждого из нас полно бытовых привычек, которые мы порой не замечаем или, напротив, считаем своё поведение самым нормальным, не в пример другим. Помните, в Евангелии сказано:
«Лицемер, вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего»!

                Все эти привычки наши домочадцы частенько считают бзиками. Оправдано это или нет, судить не могу.
                Эти «пунктики» оказываются настолько раздражающими и странными, что переворачивают душу. Иногда так чудят, что мало не покажется!
                Думаешь, что ты первый парень на деревне, а в той деревне всего два двора! И нас с Ларисой двое, и частенько бесимся от собственных привычек и пристрастий, а нам по восемьдесят! И жить осталось, как говорила моя тёща, два понедельника.
                Так что решайте сами - «иметь или не иметь»!

Я писал - В.Теняев правил. Спасибо ему за всё!