Половина августа

Борис Кондаков 2
                Половина августа.

                Вот мы и пережили первую половину календарного августа. На самом деле август грозит в этом году затянуться как минимум до конца октября, слишком много проблем и противоречий накопилось в жизни нашей страны. И только путём постепенного решения этих накопившихся проблем россияне имеют шансы снова воспринимать август всего лишь как последний месяц лета.
             Не буду заниматься детальным перечислением августовских проблем. Достаточно сложной ситуации на фронте, который уже трещит, но ещё не ломается, трагического происшествия в Махачкале и затопленных городов Приморского края. В другое время каждое из этих происшествий вызвало бы шквал обсуждения, а сейчас это просто констатация неприятных для руководства страны фактов.
             Наверное, самое тревожное для нашей «элиты» - пересмотр отношения к ней на Западе. При всём желании западных элит сохранить нынешний режим в России даже среди таких «друзей России» всё чётче становится понимание, что собранная Владимиром Владимировичем «питерская чекистско-гопническая элита» оказалась неспособной решить ни одну из накопившихся проблем. А это, с одной стороны, повышает шансы старой «ельцинской элиты» на возвращение себе рычагов управления страной, с другой – делает необходимой серьёзную ротацию на высшем и среднем уровнях государственного управления.
                Самое трагичное в том, что благодаря годам «путинской стабильности» у страны не хватает подготовленных кадров для занятия этих позиций, и новым управленцам придётся учиться науке управления на собственных, нередко трагических, ошибках. Придётся вместо привычных «распилов» учиться экономии, а вместо красивых отчётов и презентаций для руководства начать реально решать проблемы и в экономике, и в социальной сфере, и в области правоохраны. И, по-хорошему, вместо насквозь коррупционной системы подготовки «Лидеров России», созданной С.В. Кириенко и А.Г. Комиссарова срочно отбирать перспективные кадры среди молодых выпускников высших учебных заведений и на низовом уровне среди управленческого аппарата, а также привлекать пенсионеров, имеющих ещё советскую подготовку и опыт реальной организации производства.
                Неприятно, конечно, для наших «элитариев» делиться тёплыми насиженными местами, но если они хотя бы частично хотят сохранить своё влияние в будущем, им придётся вплотную заняться этим сверху, пока не «постучали» снизу. Впрочем, на эту тему я выскажусь позже, говоря о контурах новой России.
Возвращаясь к трагическим происшествиям августа, хотел бы обратить внимание на взрыв в Махачкале. Можно, конечно, считать это сочетанием трагических случайностей, но, глядя на огромную воронку, ситуацию с внештатно приземлившейся ракетой я бы с ходу отметать не стал. Просто это хорошее напоминание о том, о чём уже неоднократно говорил в своих заметках: война всегда возвращается туда, откуда она исходила, и чем активнее жители того или иного региона в ней участвовали, тем больнее бывает ответ. Это уже проявление не человеческой воли, называйте это Богом, Провидением, Волей Вселенной или трагическим стечением обстоятельств. Ну а если ракетно-бомбовые удары были в Белгороде, военный самолёт разрушил дом в Ейске, то почему для Махачкалы должно быть сделано исключение?
                И ещё один вопрос в связи с этим происшествием: до какой степени надо было разрушить здравоохранение на местах, что людей с ранениями и ожогами вынуждены отправлять в Москву, хотя при стандартных методиках и оборудовании помощь легче оказать на местах.
                В заключение хочу привести потрясшее меня стихотворение А.М. Городницкого:

На время войны замолчи, поэт,
Так было всегда и днесь.
Война - это быт, которого нет,
И жизнь, которая есть.

Ракета, означившая рассвет,
Плохую приносит весть.
Война - это сон, которого нет,
И холод, который есть.

Поспешно на бруствер, комроты вслед,
В атаку не думай лезть.
Война - это доблесть, которой нет,
И смерть, которая есть.
Уткнулся в землю лицом сосед,
Напрасных потерь не счесть.
Война - это помощь, которой нет,
И подлость, которая есть.

Оставь в тылу, как ненужный бред,
Понятия "долг" и "честь", -
Война - это стыд, которого нет,
И грязь, которая есть.

Не требуй ни званий, ни эполет,
На гвоздик ремень повесь.
Война - это орден, которого нет,
И рана, которая есть.

Не слушай писак тыловую лесть
О подвигах славных лет.
Война - костыли, которые есть,
И ноги, которых нет.

На склоне дней о цене побед
Статьи не стремись прочесть.
Война - это правда, которой нет,
И ложь, которая есть.