Потопившая авианосец немецкая субмарина

Александр Щербаков 5
В войне на море в годы Второй мировой войны совершенно неожиданно для многих огромную роль стали играть авианосцы. Если в межвоенный период на этих плавучих аэродромах в основном базировались тихоходные бипланы, то в процессе эволюции морской авиации появились и скоростные истребители, и пикирующие бомбардировщики, и торпедоносцы, и самолеты-разведчики.  Строились большие по водоизмещению ударные авианосцы, несшие на борту по 80-90 самолетов, и небольшие конвойные авианосцы с  10-15 самолетами, представляющими огромную опасность для подводных лодок, атакующих конвои.  Поэтому потопление любого авианосца являлось большой удачей во флотах всех стран.

Сегодняшний мой рассказ будет об одной немецкой субмарине, которой повезло утопить и авианосец, и много торговых судов противников Третьего рейха.

Всего немецкими подлодками было потоплено 5 авианосцев противника, так что этот успех был блестящим. Тем более, что шедший на Мальту конвой, который прикрывал "Игл", остался без защиты. Немецкая авиация разнесла его вдребезги, потопив 9 транспортов, 2 лёгких крейсера и эсминец. Уцелели только 5 судов.

Командир U-73 капитан-лейтенант Гельмут Розенбаум всадил в авианосец 4 торпеды, тот пошёл ко дну уже через 4 минуты. Погибли 131 человек, в основном машинная команда. 67 офицеров и 862 матроса были спасены.

За такой успех Розенбаум уже на следующий день, 12 августа 1942 года был удостоен Рыцарского креста. Судя по этому снимку, где отчётливо видна лента ордена поверх воротника рабочей одежды, награждение произошло непосредственно во время встречи подводников после этого похода

Был у Розенбаума и другой неординарный успех, когда в один день, 3 апреля 1941 года он потопил 4 транспорта противника общим водоизмещением 22 000 тонн. Всего же он отправил на дно 6 транспортов и 3 военных корабля. Правда, кроме "Игл", два остальных были десантными баржами, которые перевозили в Европу на борту потопленного транспорта Empire Endurance. Хватило одной торпеды, переломившей его пополам.

После потопления авианосца Розенбаум пошёл на повышение, став командиром 30-й флотилии подлодок, действовавшей в Черном море. Погиб он не смертью моряка, попав в авиакатастрофу 10 мая 1944 года.

Во время его командования лодка носила общую эмблему 7-й флотилии, знаменитого "Быка Скапа-Флоу", а также герб города Дуйсбург, шефствовавшего над лодкой и изображение розового деревца, ведь Розенбаум и означает "Розовое дерево"

Правда, я отыскал ещё одно изображение с подписью: Немецкая подводная лодка U-73 несёт насмешливую эмблему «Hallo, wie geht's?» (Привет, как дела?) на боевой рубке. Декабрь 1940 г.
Но больше нигде этот рисунок не упоминается.

В первых трёх боевых патрулях U-73 вторым вахтенным офицером на ней был лейтенант цур зее Хорст Деккерт. Позже он командовал U-8, бывшей учебной, до него на ней набивали руку среди прочих 15 командиров такие асы как Шухарт и Леманн-Вилленброк, прототип командира в фильме "Das Boot". Именно Деккерт сменил Розенбаума на мостике U-73 в октябре 1942 года в возрасте 24-х лет.

После прибытия на Средиземное море старые эмблемы были закрашены, лодка получила пятнистый "средиземноморский" камуфляж

Но, конечно, не всегда было так благостно.
5 декабря 1942 года лодка попала под авиаудар и в результате была вынуждена вернуться на базу. 27 декабря очередной авианалёт. Погружаться было поздно, лодка вступила в борьбу в надводном положении. Британский "Веллингтон" сбросил 4 глубинные бомбы, но промахнулся. В ответ был поражён его левый двигатель и самолёт потянул к берегу, выбрасывая на лету всё, что можно было выбросить, чтобы облегчить машину. Дотянул.

А вот продолживший атаку "Хадсон" получил так, что, безуспешно сбросив свой бомбовый груз, причинив лодке лишь лёгкие повреждения, упал в воду через 3 минуты после атаки. Правда, проболтавшись в резиновой шлюпке полдня, его экипаж был спасён британской летающей лодкой.

27 июня лодка получила тяжелейшие повреждения от глубинных бомб и была вынуждена вернуться в базу. 13 декабря её протаранил эсминец, своротив напрочь счетверённую зенитную установку.

Лодка не оставалась в долгу. Деккерт в ноябре потопил семитысячник Lalande, 1 января 1943-го тоже семитысячник Arthur Middleton, на палубе которого находилась десантная баржа на 255 тонн. Пароход был частично загружен боеприпасами, взрыв уничтожил носовую часть мгновенно, кормовая продержалась на поверхности менее одной минуты.

Когда подводники позже осматривали лодку на предмет повреждений, был обнаружен топор с надписью "USA". Так лодка получила новую личную эмблему
Это был не последний подарок от союзников. После того, как был поражён двумя торпедами и взорвался Brinkburn, на мостике лодки были найдены консервные банки и два 75-мм снаряда в упаковке.

Последнее судно из шести потопленных и повреждённых Деккертом, было John S. Copley. После взрыва торпеды 16 декабря 1943 года оно получило пробоину около шести метров, но, к счастью, в пустом носовом трюме. Судно начало крениться и погружаться носовой частью, команда покинула его. Однако добить его немцам не пришлось. На место атаки прибыл эсминец USS WOLLSEY, а также USS TRIPPE и EDISON

Был установлен контакт с лодкой, погрузившейся на 40 метров и произведена атака глубинными бомбами, которые взорвались под подводной лодкой, нанеся значительный ущерб. В носовом отсеке между торпедными аппаратами образовалась течь. Впускной клапан системы охлаждения дизеля был поврежден, в результате чего вода стала поступать и в машинное отделение. «U-73» получила дифферент и провалилась на глубину, по разным оценкам, от 160 до 230 метров.

Деккерт приказал продуть весь балласт, и лодка всплыла на поверхность примерно в 19:00. Враги не были обнаружены и было приказано двигаться полным ходом на дизелях. Внезапно прожекторы надводных кораблей осветили подводную лодку, и она сразу же подверглась артиллерийскому обстрелу. Сразу попадания в рубку, несколько членов экипажа погибли. Ответный огонь был быстро подавлен. Деккерт приказал покинуть корабль, и вскоре после этого подводная лодка затонула.
16 человек погибло и 34 были подобраны американскими кораблями.
Нахождение в плену не означало окончание службы. 1 января 1944 года Деккерту было присвоено очередное воинское звание капитан-лейтенанта. Послевоенная его судьба неизвестна, кроме того, что он умер в 1988 году в возрасте 69 лет.