Инна Васильевна

Владимир Токунов
     «Ваня, ну почему же ты  не выполнил задания, что я тебе задала? Так мы с тобой никогда не победим букву «Р»! – «Инна Васильевна, я исправлюсь, но я так Вас люблю!» Примерно, так начинаются занятия у логопеда Инны Васильевны с любимыми пациентами. Но не со всеми, и не сразу. Прежде нужно понять маленького человечка, завоевать его доверие. Что ты можешь ему помочь, что ты его друг, помощник, а не просто учитель. С одними сходишься и находишь общий язык сразу, а с другими, ой, как много приходиться потрудиться!
      Инна Васильевна опытный логопед с большим  стажем и самое главное она любит детей. К каждому занятию она готовится, в зависимости, от проблем конкретного ученика. Много работает с литературой, у нее накоплен большой багаж методической литературы, много общается и с интернетом, и ищет что-либо новое по специальности. К ней трудно попасть, многие бы хотели отдать своих детей на исправление речи. Особенно большой наплыв ребят наблюдается перед поступлением в школу. Почему то мальчишек с недостатками в произношении, как правило, больше.  Часто и другие логопеды обращаются к ней за помощью, когда уже встают в тупик и ничего не могут поделать. И она помогает. Много детей прошло через ее добрые руки, и ее помнят. Часто  останавливают, здороваются, вроде бы и незнакомые  люди, А потом после разговора становится ясным, что это один из ее учеников, уже повзрослевший, и после разговора  с некоторыми оказывается, что они уже сами папа или мама.    
       Одной из отличительных черт Инны Васильевны является ее очень страстное,  и я бы сказал, критическое отношение к русской речи окружающих. Все мы часто говорим на бытовом  уровне, не задумываясь над правильным произношением того или иного слова, а она очень переживает, когда слово произнесено неправильно. Если это близкий человек, то она обязательно ему сделает строгое замечание. А если посторонний, то она тактично промолчит, конечно, но, думаю, шрамик от этого на сердце у нее останется. Она настоящий радетель русского языка!
     Инну Васильевну я знай давно. Она помогала моему внуку в исправлении его серьезных дефектов. Он вроде бы нормально развивался, но с речью у него, почему то случился полный завал. Парень говорил много, вроде бы строил длинные фразы, но которые застревали у него во рту, как у Демосфена речные гальки. Я уже не говорю о проблемах с другими буквами, типа «Р». И Инна Васильевна с такими трудностями справилась!  Мы с ней живем в одном доме и часто во дворе сталкиваемся. При встрече она по доброму  улыбается и улыбка у нее хорошая, открытая и  сразу к себе располагающая. С жильцами дома она почти со всеми знакома и,  я случайно узнал, что за  глаза ее зовут «мать Тереза». И к этому есть причины. Как то так получается, что она многим помогала, то делом, то советом и к ней люди тянутся. Это не считая тех  мам и пап, детям которых она помогала  в становлении речи  перед школой. Мне всегда бросалось в глаза, что она чем-то  занята, у нее нет времени, куда- то она спешит. Я не видел ее сидящей на лавочке с соседками. Поздоровается и побежала.     А внешне это маленькая худенькая женщина с мальчишеской прической, с привлекающей к себе стройной фигуркой.
   Позже, я познакомился с Инной Васильевной ближе и многие стороны ее трудной жизни стали мне известны и понял насколько у этой маленькой женщины сильный характер, который выковывался, наверное, всей жизнью! А жизнь над этим потрудилась основательно! Крестьянское детство, трудные голодные послевоенные годы, бедность. Учеба в педучилище, работа в сельской местности. Потом неудачное замужество – молодая выскочила, хотелось женского счастья и собственного домашнего очага, но счастья не получилось. Развод, а на руках двое детей. Вот тут она хватила «лиха» с избытком. Но природная смекалка, способности были, схватывала все на лету. Сколько пришлось переменить специальностей, чтобы найти себя в жизни  и прокормиться – пробовала и торговать, довольно долго работала заведующей Загса и в конце закончила курсы логопеда. А сколько пришлось положить сил и здоровья, чтобы вырастить детей, дать им образование, отправить по жизни в сложное плавание. Благодаря своим педагогическим способностям, большой жизненной школе она сумела дать им основные моральные и просто человеческие устои. Сколько она в них сил, нервов  и здоровья положила. И не зря. Из них получились настоящие люди. Оба нашли свое место в жизни, есть у нее и любимая внучка.
     Последнее время Инна Васильевна работала в детсадах логопедом и вышла на заслуженную пенсию, с не бог весть,  каким содержанием.  Но жизнь продолжалась и требовала каких -то оптимальных расходов.  Хотелось и одеться прилично (а вкус к одежде у нее был природный), и детям помочь, и любимой внучке  подарок собрать к знаменательной дате. И пришлось Инне Васильевне продолжать практику логопеда, тем более, что нехватки учеников, она никогда не ощущала. Конечно, эта работа приносит не только небольшое материальное удовлетворение, но и моральное. Очень важно, что ты нужен людям и это вселяет уверенность в себе.
       Как логопед, Инна  Васильевна, в основном занята в осенне-зимнее время. Ну, а чем же она занимается остальное время – весна, лето? И здесь эта неутомимая труженица нашла себе занятие. Она активная дачница. Правда, участок для одной великоват, 11 соток. Кроме того, она хочет, чтобы ее дача выглядела не хуже соседей. А для этого много времени уходит на борьбу с травой. Но, главное, она любит цветы, прирожденная цветочница. Каких только цветов у нее нет. Весной можно увидеть столько васильков, что подумаешь: «Не попал ли я в поле?» У нее и сирень, и розы, пионы и хризантемы, астры и ирисы, тюльпаны и нарциссы, ромашки и ландыши, каллы и лилии и много других, названий которых я и не ведаю. Она знает, как за ними ухаживать, переписывается с другими цветоводами и обменивается семенами. Серьезное погружение в дело так характерно для Инны Васильевны! У нее цветы не только радуют глаз, но и являются каким-то финансовым доходом. Правда, чтобы получить какую-либо более или менее прибавку к пенсии от цветов, надо ой как потрудиться. Сюда входит не только физический труд за цветами непосредственно на даче, но их продажа на рынке. Цветы надо срезать, сформировать по цветовой гамме букет и сохранить его до  продажи. Продает она на известном пятачке, около двух продуктовых магазинов, там крутится народ. Иногда, особенно в будние дни, стоять приходиться несколько часов под открытым небом на виду жаркого астраханского лета.
        Так в трудах и заботах проходят дни Инны Васильевны, поэтому ее и не видно во дворе, сидящей на скамеечке с соседками. Но надолго ли ее хватит? Сказывается возраст, подводят глаза, иногда пошаливает сердце, а времени для посещения врачей не хватает. Пытается как- то поддержать здоровье, занималась даже финской ходьбой с палками, да бросила – времени нет, нет близкого какого-нибудь свободного пространства. Но, Инна Васильевна, по натуре оптимист, жизненные невзгоды воспитали ее сильный характер в преодолении трудностей и, думаю, мы еще долго будем видеть эту маленькую женщину куда-то спешащей и радоваться, что есть еще деятельные люди на свете, которые не опускают рук, несмотря на трудные нынешние времена. На таких людях мир держится!