606 ЧП на БС 14 октября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

606. Чрезвычайное происшествие на БС. 14 октября 1973 года.

Сводка погоды: Воскресенье 14 октября 1973 года. Балтийское море Гданьский залив. Метеостанция: ПНР (Польша), Хель (сев.). Географические координаты: 54.600, 18.817. Первое наблюдение: 01.07.1955. Последнее наблюдение: 31.12.2022. Максимальная температура воздуха 7.0°С, средняя температура воздуха 4.4°С, минимальная температура воздуха 2.0°С. По ощущениям эффективная температура воздуха -0.8°С. Без осадков. Скорость ветра 6 м/с (4 балла по шкале Бофорта). Волнение умеренное, невысокие волны с барашками.

Холодно было в Балтийском море все 260 миль, которые БПК «Свирепый» с крейсерской скоростью (в среднем) 22 узла «пронёсся» за 12 часов от пролива Кадетринне до Гданьского залива на пути к нашей базе в Балтийске. Ближе к Гданьскому заливу Балтика встретила нас очень прохладной, почти морозной, типично осенней калининградской погодой. Рано утром в субботу 13 октября 1973 года на Балтийском море был морозец (на Большой Земле до -5,1°С), днём и поздним вечером 0,1°С тепла, в полдень до плюс 7,4°С и моросящий мелкий дождичек (0.5 мм осадков). В воскресенье 14 октября 1973 года было ещё холоднее, до -5,2°С, днём и вечером 0.5°С, а в полдень 6.7°С, но без осадков (только туман). Нам сообщали погоду в Балтийске и Калининграде, чтобы мы одевались и вели себя соответственно погоде…

Мы только что выполнили трудное боевое задание, венчающее тяжёлую трёхмесячную БС (боевую службу) БПК "Свирепый" в Северной Атлантике; мы обнаружили, якобы, неизвестную подводную лодку, которая оказалась нашей, советской, дизель-электрической подводной лодкой, вероятнее всего, из 37-й Дивизии подводных лодок ДКБФ проекта 613, базирующихся в ВМБ Лиепая.

На экранах наших навигационных РЛС уже отчётливо просматривалась береговая линия Гданьского залива, дугообразная Балтийская коса, а за ней очертания Калининградского залива. Странно, но мне показалось, что весь экипаж БПК «Свирепый» как-то не очень бойко и радостно, или с волнением ожидает входа в родную гавань. Все были на своих местах и все привычно выполняли свои прямые обязанности боевой службы и вахты. Правда, все были настроены мирно, спокойно, действовали неспешно, расслабленно, потому что только сейчас, при подходе к Балтийску, все почувствовали, как же мы устали…

Об этой усталости свидетельствуют мои записи в дневнике-ежедневнике, в котором я пытался кратко описать поиск, обнаружение и контактное сопровождение той "неизвестной" ПЛ:

14 октября 1973 вс
Готовлю ленкаюту к смотру. Потеряли лодку (ПЛ). Вот уже 3 корабля, не считая авиации, ловят её, а она «как в воду канула». Всё-таки чертовски обидно – вот рядом дом, а прийти никак не можем.
Интересно, что нас ждёт там, в базе? С почтой хлопот будет! Пошли к острову Борнхольм, передают: «Там она!» (ПЛ) Есть! Поймали! На полном ходу идём к ней. Нашли ПЛ. Оказалась – наша (советская).
Всё! Братцы, домой! Приказано вернуться. И вдруг заметили перископ ПЛ. Привязались к ней. Домой хочется как никогда, а теперь вот крути за ней (за ПЛ).

Нет, это была не усталость физическая или психологическая! Мы были в норме, в тонусе, в боевом состоянии, но мы все отчётливо понимали свою накопившуюся усталость. Мы не просто хотели отдохнуть от вахт, тревог, забот и работ, мы хотели полностью отрешиться и забыться от войны, от БС, от боевой службы.

Видимо поэтому сообщение сигнальщика-наблюдателя матроса БЧ-4 Юрия Витальевича Опарина (дата призыва 13.05.1972 г.): «Справа по борту перископ подводной лодки!», сначала было воспринято вахтенным офицером на ходовом мостике как шутка, как невозможное явление. Однако это оказалось настоящее ЧП – чрезвычайное происшествие…

Привычка или инерция БС (боевой службы) сделала своё дело – последовали соответствующие команды, действия, поступки, и на ГКП и в ходовую рубку с боевых постов гидроакустики РТС доложили: «Обнаружена подводная лодка вероятного противника, предположительно западногерманская». Юра Опарин в своих воспоминаниях назовёт эту немецкую ПЛ – «Долфин»…

Увы, дизель-электрические подводные лодки класса «Дольфин» (проект 800) западногерманского производства фирмы HDW NSW появятся только в 1994-1999 годах (две таких ПЛ будут построены специально для ВМС Израиля). Вечером 14 октября 1973 года, вероятнее всего, Юра Опарин заметил перископ одной из двух новейших западногерманских субмарин класса 206.

Это была либо S 192 «U 13» (строительный № 31), построенная фирмой «Howaldtswerke-Deutsche Werft» в Киле, вступившая в строй ВМС ФРГ 19 апреля 1973 г., либо S 193 «U 14» (строительный № 441), заложенная на верфи «Rheinstahl Nordseewerke» в Эмдене, достроенная на HDW (№ 32) и вступившая в строй 19 апреля 1973 года. Летом 1973 года в Балтийском море эти новейшие подводные лодки ВМС ФРГ проекта (класса) 206 стали активно действовать, пользуясь своей исключительной (на тот момент времени) малой шумностью и скоростью подводного хода в 18 узлов (33,336 км в час).

Позже, когда я в разведотделе штаба 128-й БрРК 12-й ДиРК ДКБФ докладывал о результатах своей визуальной разведки во время первой БС (боевой службы) БПК «Свирепый», я услышал из разговора офицеров, что «ещё никто, кроме нас (то есть Юры Опарина и БПК «Свирепый»), визуально не видел эту «неуловимую новейшую немецкую подводную лодку-призрак».

- Они уже в конец обнаглели! - сказал один из офицеров разведотдела и задал вопрос окружающим. - Знаете, где БПК «Свирепый» обнаружил эту немецкую подлодку?
- Я уже видел в корабельный визир вход в военную гавань, крыши и купола береговых построек, - сказал я вполголоса при общем подавленном молчании. - И наш плавкран видел, который вышел из створа гавани и направлялся куда-то на юг.
- Вот-вот! – воскликнул старший офицер. – Это было всего лишь в одной миле от наших территориальных вод, то есть за 13 миль до входа в базу! И эту немецкую подводную лодку вы привели с собой!

- Мы её обнаружили! – не сдержался я и «вспылил». – Обнаружили у вас под носом и сутки держали с ней контакт!
- Да я вас не виню! - отозвался офицер. – Наоборот, хвалю и признаю, что только вы, экипаж БПК «Свирепый», видимо, по инерции сохранили настоящую боевую готовность и обнаружили, действительно у нас под носом вражескую субмарину. Это ЧП на весь Балтийский флот!

Потом офицеры стали обсуждать известные на тот момент времени (октябрь 1973 года) ТТХ (тактико-технические характеристики) этой новейшей подводной лодки ВМС ФРГ, но я их не услышал, потому что мне сделали знак рукой: «Покинуть помещение!», то есть «Пшёл вон!».

Только теперь, работая над книгой «О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый», я узнал некоторые подробности о той немецкой подводной лодке, которая задержала приход БПК «Свирепый» с БС (боевой службы) на сутки и подпортила наших жареных попросят с гречневой кашей и мочёными яблочками. Я этим немецким подводникам этих поросят и яблочек никогда не прощу!

Фотоиллюстрация из сети Интернет: Бурун от перископа подводной лодки. 14.10.1973. Гданьский залив Балтийского моря. БПК «Свирепый» обнаружил новейшую немецкую подводную лодку проекта 206 ВМС ФРГ, идущую под перископом. Обнаружение ПЛ «вероятного противника» всего за милю до территориальных вод главной военно-морской базы ДКБФ Балтийск – это ЧП (чрезвычайное происшествие) на всём Военно-Морском Флоте СССР.