Блошиный рынок Книжка в Казани

Римма Ефимкина
Казань сама по себе прекрасна, но блошиный рынок "Книжка" оказался выше всяких похвал. Расположен он компактно в старинном сквере с фонтаном и мозаичной стелой с изображением Ленина, много зелени, которая дает тень, что в моем случае было спасением – плюс тридцать, и ни облачка в небе. Работает рынок по воскресеньям с восьми до двух, и это дисциплинирует, никаких "потом" и "еще успеется", если вы в городе на короткое время.

Название, видимо, определяет ассортимент: здесь много книг, в том числе старинных. Цены самые приятные, дочь Аня купила два тома Ялома всего за полторы сотни. На Озоне даже на распродаже они бы обошлись в 327х2=654 руб. Но для меня дело не в экономии. Я люблю блошки из-за возможности попутешествовать во времени. Вот ты видишь книжку, которую читал в детстве. Того же издания, с теми же картинками любимого художника, имя которого ты знать не знал в дошкольные годы, но помнишь каждую зверюшку и каждую ягодку в нарисованном лесу. И память дает тебе возможность еще раз пережить эмоциональный всплеск, прокатиться на машине времени в детство, отрочество, юность, молодость. Вот за этой книгой в эпоху дефицита я отстояла в очереди два часа. А вот за эту отдала 20 кг макулатуры (да, было и такое!) А вот по этой писала курсовую в вузе...

А еще кроме времени на блошиных рынках путешествуешь в пространстве – по самым разным странам, откуда привезены вещи. Чаще это привычные туристические маршруты и стандартный набор сувенирки (что тоже приятно – повспоминать свои поездки, понастальгировать), но иногда это такая экзотика, что диву даешься. Да, для этого есть музеи, но я люблю блошки, в них настоящие вещи с историей продают настоящие люди с прошлым.


Но не буду отвлекаться от главной темы. Лично я на блошиных рынках прежде всего затем, чтобы отыскать винтажные украшения: серьги, бусы, браслеты – те, которые не закажешь на сайтах. Это или старинные, или привезенные из дальних странствий вещи. Здесь тебя всегда ждут сюрпризы. Поэтому на рынок лучше идти без ожиданий, но заранее наменяв мелких купюр.

Украшениями мало кто интересуется, поэтому покупательской конкуренции практически нет. Это не совсем так, конечно, есть перекупщики, которые с утра пораньше пробежались по рядам и скупили все, с их точки зрения, рентабельное.  Как правило, это женщины средних лет и молодые мужчины, которые занимают самые бойкие места на входе и под навесами, а не на земле на клеенке. Их интерес – целые вещи, которые купил и тут же надел. Не мое. Я фанат поломанного, оно, во-первых, дешевле, во-вторых, все равно разбирать. Я обхожу ряды перекупщиков стороной и иду подальше, к дедушкам.

В своей книге "Психология украшений" я описала идеального продавца блошиного рынка для себя: это дед, который пришел продавать свои шуружки, но в дверях бабушка вручила ему узелок с украшениями (вышедшими из моды, поломанными, ненужными) и велела положить где-нибудь в уголочке; все равно стоять, вдруг кто купит, все копейка в дом, да и мусору меньше. Дедушка относится к моей заинтересованности немного с презрением, для него бабушкина бижутерия не товар. Поэтому узелок достается мне, чему я несказанно рада: после разбора получу фурнитуру, отличающуюся от ширпотреба, а это стимулирует мое творческое воображение.

Глаз профессионально выхватывает знакомые дизайны, отмечает ассортимент камней, мозг сличает цены – рыночную (на сайтах) и блошино-рыночную. Кстати, я не сильно торгуюсь, только с молодыми и ушлыми, а старичкам плачу столько, сколько сказали, надо понимать, что им с их крошечной пенсией на эти деньги жить.
Правда, из-за высокой цены упустила одну классную вещь – расписные деревянные бусины-цилиндры, предположительно Тайланд  (лично я покупала подобные в Камбодже), форма нестандартная. Потом пересчитала, учитывая все обстоятельства (уникальность, удаленность), и поняла, что надо было брать. Эх...

Но в остальном на блошке в Казани мне повезло, накупила почти десяток украшений. Самая главная находка – три резных подвески из дерева и кокоса работы доминиканских мастеров. Они такие легкие и небольшие по размеру, что я сразу же решила собрать из них асимметричные серьги "Индейские боги", что и сделала сразу по приезде. А кокосовая пока ждет превращения в колье в этностиле.

Заодно прочитала про Доминикану – это остров на обратной стороне земного шара. Ох и попутешествовали мои деревянные боги, в итоге оказались в Сибири. Украшения из экзотических мест стимулируют интересоваться неизвестными странами и их культурой. В интернете не то чтоб много информации, туристы описывают совсем другой ассортимент сувениров: прежде всего следует везти из Доминиканы ром, кофе и сигары. И еще куколок Лимэ без лица. А из украшений – голубой с разводами камень ларимар местного происхождения в серебре и разноцветный янтарь (встречается даже синий!) Про резных божков ни словечка, только на общих фотографиях сувенирных лавок видно, что они есть в изобилии. Вот бы мне туда на часок! Но не стоит жадничать, эта пара богов все-таки до меня добралась, и на том спасибо!

Вторая по значимости покупка – египетские скарабеи с глазурью бирюзового цвета. Ох, как я их люблю! В Египте была разок, там эти жуки почитаются помощниками  бога Солнца. Почему? Потому что скарабеи катят шарик. В природе это не что иное, как заготовка пищи на зиму, но в религии – сопровождение Солнца по его пути. Причем интересная особенность  – жук всегда катит шарики только в одном направлении – с востока на запад, как и наше светило. Именно это сделало скарабея священным амулетом, приносящим удачу. Их вырезают из местного камня либо делают из керамики.

Ожерелья из скарабеев невероятно популярны, и многие привозят из Египта этот талисман. В центре ожерелья крупный кулон-скарабей, а от него удаляются жучки помельче. Но Россия не Египет, украшения приедаются и отправляются на блошиный рынок. Мое колье оказалось на разорванной нитке, и женщина-продавец собрала в горсть рассыпавшихся жучков и освободилась от "хлама", а я стала счастливой обладательницей потенциального сотуара, который тут же возник в моем воображении.

А вот браслет из морского перламутра, слегка тонированный в синий цвет. Недавно я искала такой же на разбор и нашла на аукционе "Мешок". Посылка пришла с юга, и вместе с доставкой браслет вышел для меня золотым, но на что только ни пойдешь, если не хватает детали для колье! Возможно, поэтому купила браслет впрок, даже поторговалась немножко, видимо, чтобы бессознательно компенсировать затраты на тот, доставшийся трудно и дорого. Женщина-продавец оказалась не лыком шита: "Если не купят – приходите к закрытию, уступлю!" Я быстро посчитала, что это выйдет для меня дороже – с моим пространственным кретинизмом отыскать в рядах незнакомого рынка незнакомую женщину.  В общем, браслет теперь мой. Подозреваю, что он из Тайланда, я там видела таких горы, но не стала покупать из-за (опять же) невыгодного курса.

Следующая покупка – нить речного жемчуга, форма "рис". Конечно же, растянутая, замочек сломан, жемчуг нужно чистить, но это то что надо, я пускаю такой жемчуг на серьги, и он не то что бы дефицит, но быстро уходит. В 90-е годы таким жемчугом из Китая наводнили кооперативные киоски, и редкая женщина не приобрела себе нить. Именно перенасыщение рынка обесценило это прекрасное украшение, и я почти всегда нахожу его в рядах и покупаю на разбор.

Речного жемчуга когда-то было полно и на Руси, так что даже крестьянки могли позволить себе расшивать им свои кокошники и сарафаны. Добывать его в сравнении с морским легче, речные жемчужницы живут колониями на мелководье в чистой проточной воде. Ясно, что чистая речная вода осталась в прошлом вместе с отечественным жемчугом, а между тем я помню, как на нашей речке Ине сама лично гуляла в детстве по мелководью и с любопытством рассматривала, как жемчужницы при моем приближении к ним захлопывали створки раковин, пряча в них единственную "ногу". Сейчас эти моллюски, хотя еще и встречаются, но редки и находятся под угрозой исчезновения.

Добрая женщина, выбирая из мешочка с перепутавшимися бусами и цепочками жемчуг, сказала:

– А это все на разбор, кто интересуется.

– Так это как раз я!

– Да? Тогда забирайте всё.

В отеле я разобрала содержимое мешочка и поняла, что мне достались, помимо жемчуга, браслет из гематита и бусы из красных пластиковых бусин-кубиков. Половину браслета (8 бусин) я подарила Ане, она собирает из таких двойных бусин-объединителей роскошные браслеты, а вторую половину оставила себе как материал. Красные бусины, конечно же, дешевый ширпотреб, но форма и цвет, а также легкость делают их ценным материалом для серег. И вообще я не разделяю фурнитуру на "плохую" и "хорошую", в моей картине мира дизайн является определяющим фактором, а в данном случае дизайн зависит от меня. Вот поэтому я набрала в Казани и шляпок от желудей (у нас тоже есть, но крупные, а в Питере, наоборот, мелкие, поэтому, увидев "средние" возле Черного озера, я прошлась по дубовой аллее и набрала материала), и перьев черных галок. Все это будет украшениями.

Взяла еще двое пластиковых винтажных бус. Такие вижу впервые, а я много украшений повидала. Одни имитация гематита, любимая форма – граненые кубики. Вот мои соображения: гематит очень тяжелый, тяжелее других камней, а такие бусины визуально поддержат камень, но по весу сильно облегчат. Вторые такие нежные по цвету и необычные по форме, что решила взять. Я буквально гоняюсь за формой бусин, отличной от примелькавшегося шара. Те и другие бусы нужно разобрать, помыть, высушить и дать им новую жизнь.

Еще купила двое четок из кошачьего глаза. Не бог весть какая редкость, и продавались они горкой, и встречались у другого продавца (тоже горкой). Но привлек коричнево-фиолетовый необычный цвет и форма бусинок – удлиненные "огурчики". Плюс на каждых четках бусины-минареты, из которых мне нравится делать серьги. К ним, кстати, по цвету подошли другие бусины от браслета из круглого кошачьего глаза, тоже из мешочка с "ломом".

А Аня купила браслет из пластиковых синих бусин с серебряными поперечными полосками, разделяющими бусины на две половинки. Тут же надела на руку и пошла красоваться, она всегда сначала носит свои покупки сама, но потом разбирает, переделывает и продает, часто с себя.

Так, во время прогулки по пешеходной улице Баумана к Ане подошел незнакомый юноша, раздающий рекламные листовки, и спросил, где она взяла свое ожерелье.
 
– Хотите купить?

– Да, такое же для моей девушки.

– Оно продается.

От неожиданности парень смутился, замялся, и мы пошли дальше. Пройдя десять шагов, Аня развернулась, сняла ожерелье и подарила молодому человеку. Нас долго еще не покидало хорошее настроение от случившегося, оно слилось с общим впечатлением от Казани, от поездки, от праздничной улицы, где поют, рисуют, вкусно едят и веселятся.

                15.08.23

На фото стела с мозаикой в сквере им. Тинчурина.