Блок. Где отдается в длинных залах... Прочтение

Виталий Литвин
«Где отдается в длинных залах…»
 





                Где отдается в длинных залах
                Безумных троек тихий лёт,
                Где вина теплятся в бокалах, —
                Там возникает хоровод.
 
                Шурша, звеня, виясь, белея,
                Идут по медленным кругам;
                И скрипки, тая и слабея,
                Сдаются бешеным смычкам.
 
                Одна выходит прочь из круга,
                Простерши руку в полумглу;
                Избрав назначенного друга,
                Цветок роняет на полу.
 
                Не поднимай цветка: в нем сладость
                Забвенья всех прошедших дней,
                И вся неистовая радость
                Грядущей гибели твоей!..
 
                Там всё – игра огня и рока,
                И только в горький час обид
                Из невозвратного далёка
                Печальный ангел просквозит…
                19 июля 1910







А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
          Заглавие                Хоровод
     »

     Ещё одна вариация на тему «Соловьиного сада» или “мидианки”.
     Вл. Соловьёв «Неопалимая Купина»:

                «В трудах бесславных, в сонной лени
                Как сын пустыни я живу
                И к Мидианке на колени
                Склоняю праздную главу.

                …Я раб греха. Но силой новой
                Вчера весь дух во мне взыграл,
                А предо мною куст терновый
                В огне горел и не сгорал.»
 

     «Бесславная сонная лень» в стихотворении его учителя равнозначна «…сладости забвенья» исходных строк. Но если огнь Неопалимой Купины выжег с Моисея косность ежедневного бытия, то о герое данного только вздыхает далекий ангел…

     Стихотворение контрастно с предыдущим «Когда-то гордый и надменный…». В том герою в питерском кабаке плясала цыганка, в этом… В этом в бесконечно-длинных залах проносятся по воздуху безумные тройки, а в неистовых сумерках горят бесконечные зори…
     (
     А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:

     «
     Между (20) и (21):
               
                И рано ль, поздно ль – все святое
                Погаснет в зорях, испарясь,
                А все земное, роковое
                Сплетет таинственную вязь

                И станет мир – игрою Рока,
                В душе, утратившей Царя,
                Взойдет просторно и широко
                Иная – мглистая заря

                Он призван, тайно пламенея, в
                В бездонный сумрак снизойти
                Где нежная рука, белея,
                Уводит с ясного пути.
     »
     )

     Это мир его Града, это  бесконечные коридоры его Храма:
     «…Это – тот трансфизический слой под великим городом Энрофа, где в простёртой руке Петра может плясать по ночам факельное пламя; где сам Пётр или какой-то его двойник может властвовать в некие минуты над перекрёстками лунных улиц, скликая тысячи безликих и безымянных к соитию и наслаждению; где сфинкс «с выщербленным ликом» – уже не каменное изваяние из далёкого Египта, а царственная химера, сотканная из эфирной мглы... Ещё немного — цепи фонарей станут мутно-синими, и не громада Исаакия, а громада в виде тёмной усечённой пирамиды — жертвенник-дворец-капище – выступит из мутной лунной тьмы.»
                Даниил Андреев. «Роза Мира». Книга X. Глава 5. «Падение вестника».

     Тот самый, в который в самом начале его Пути завела одна из первых “мидианок” – его Любовь Дмитриевна:

                «…Пять изгибов вдохновенных,
                Семь и десять по краям,
                Восемь, девять, средний храм –
                Пять стенаний сокровенных,
                Но ужасней – средний храм –
                Меж десяткой и девяткой,
                С черной, выспренней загадкой,
                С воскуреньями богам.
                10 марта 1901»

     Тот, где он присутствовал при «Заклятие огнем и мраком и пляской метелей» –

                «…В бесконечной дали' корридоров
                Не она ли там пляшет вдали?

                …Ничего вы не скажете, люди,
                Не поймете, что темен мой храм.
                23 октября 1907»


;