Академия художеств в жизни семейства Варнеков

Владимир Варнек
Академия художеств в наши дни. Фото М. Михайловой

Первоначально с рассказа об Академии художеств, с которой была связана жизнь художника-портретиста  Александра Григорьевича Варнека и всей его семьи, я  собирался  начать новую серию миниатюр, посвященных  генеалогическим аспектам рода. Но вышло так, что у меня недавно появились  три очень старых фотографии самого последнего сына художника А.Г. Варнека, Павла, выполненные около 110 лет тому назад, и я поддался искушению написать вместо этого и выставить на сайт проза.ру две предыдущих миниатюры о нем и их с отцом захоронении в Некрополе мастеров искусств  Александро-Невской лавры [1,2].

Переключаясь сейчас на разговор  о генеалогии  семьи художника, начну его с краткой биографии  А.Г. Варнека, уже давно помещенной в интернете, которую я предпочел в данном случае многим другим. Ее я при этом  заметно подправил и сократил:

«Александр Григорьевич Варнек (1782 - 1843) - российский живописец, ученик Дмитрия Левицкого и Семена Щукина в Петербургской Академии художеств, пенсионер её в чужих краях с 1804 по1809 гг., а впоследствии её советник и заслуженный профессор. Специальностью его была портретная живопись, в которой  Варнек отличался мастерским рисунком, гармоничным, хотя и не особенно сильным колоритом, умением схватить близкое сходство и выбрать подходящее освещение, вообще добросовестным исполнением и правдивостью без прикрас. 

Современники высоко ценили портреты Варнека, вследствие чего он оставил по себе немало произведений в этом роде. Особенно значительны автопортрет художника, портрет госпожи Хатовой, ростовой портрет графа А.С. Строганова, портрет бывшего президента Академии А.Н. Оленина, картины «Голова молодого турка», «Мальчик с собакой» и «Скрипач», а также выполненные Варнеком образа Благовещения и четырёх евангелистов в домовой церкви Академии художеств.

Жизнь и творчество известного художника-портретиста, которого современники называли «русским Ван-Дейком», были почти целиком связаны с одним городом - Петербургом и с одним учебно-художественным заведением - Петербургской Академией художеств. 

В Академии он учился с марта 1795 г. по сентябрь 1803 г., в портретном классе  С.С. Щукина; здесь же он работал по окончании учебы: сначала в качестве пенсионера помогал профессорам, затем преподавал самостоятельно, с 1810 года - в звании академика, а с 1832 года - профессора. В 1834 году он был удостоен звания заслуженного профессора  ИАХ.  Являлся действительным членом Общества поощрения художников (ОПХ) со времени его образования в 1820 году.

До конца своих дней Варнек состоял в Совете Академии художеств; в залах Академии на ее периодических выставках демонстрировал свои картины, вызывавшие неизменный интерес знатоков и любителей живописи, порождавшие многочисленные отклики в прессе. Был лишь сравнительно недолгий период (с июля 1804 по октябрь 1809 гг.), который художник провел вдали от Петербурга - в Риме, куда он был направлен в качестве пенсионера ИАХ.

И хотя художественная деятельность Варнека началась еще в 1801- 1803 годах, подлинный творческий дебют его состоялся в Риме. Именно здесь он создал свое первое программное произведение - «Автопортрет с палитрой и кистями в руке» (1805-1806).

Эта картина одновременно явилась и одним из программных произведений нового художественного направления - романтизма, формировавшегося в Европе в первое десятилетие XIX века. Выразителем этого художественного направления в русской живописи наряду с О.А. Кипренским и А.О. Орловским стал А.Г. Варнек. 

Названный  автопортрет был первым в создававшейся на протяжении последующих лет серии автопортретов - своеобразной «автобиографии в портрете». В ней художник представил себя в различных состояниях, позах, среди разнообразной обстановки и аксессуаров, в молодом,  либо зрелом возрасте.

Будучи внимательным физиономистом, хорошо чувствуя и передавая характер человека, его осанку, жест, мимику, художник раскрывает феномен индивидуальной личности, ее неповторимости. Его портреты отличаются большим стилистическим разнообразием, несхожестью манеры, что было присуще художникам романтического направления.

Примерно с 1825 года творческая эволюция художника идет на спад, но он активно работает как педагог и эксперт художественных произведений, являясь помимо этого с 1824 года хранителем собрания рисунков и эстампов в Эрмитаже. Художественно-педагогический метод Варнека в целом способствовал поддержанию в Академии художеств высоких профессиональных требований - знания техники живописи, внимательного штудирования натуры, грамотного рисунка». 


Переходя теперь к связям А.Г. Варнека и его ближайших  родственников с Академией художеств, продолжу вначале рассказ о значительных событиях в жизни самого Александра Григорьевича, случившихся за период его работы в стенах Академии.  Самым главным из них является итог его соперничества в годы учебы со своим соучеником  Орестом Кипренским, особенно в последние годы учебы, окончившимся победой  Александра  Варнека в конкурсе  ИАХ за Большую золотую медаль, состоявшимся 11 декабря 1802 года, и выигранном им праве пенсионерской поездки в Рим сроком на пять лет [3].   

У каждого из них была своя выстраданная картина,  представленная  на конкурс. Что касается картины, выполненной Кипренским  - «представить  по заданной программе Юпитера и Меркурия, посещающих в виде странников Филомена и Бавкиду», то о ней все хорошо известно.  Благодаря хотя бы тому, что она сохранилась и находится в собрании Государственного художественного музея Латвии в Риге и воспроизводится в художественных альбомах [4], а описание картины легко найти в интернете. За данную картину Кипренский и получил  золотую медаль второго достоинства, о чем  сообщается  в годовом отчете ИАХ за 1802  год [3].

Что касается Александра Варнека - ученика портретного класса, то в монографии Л.Н. Целищевой, посвященной художнику и педагогу  С.С. Щукину [5], и в монографии В.С. Турчина, посвященной творчеству А.Г. Варнека [6],сказано, что он получил Большую золотую медаль за портрет живописца. Луиза Николаевна высказала при этом версию, что на своем портрете, местонахождение которого неизвестно, Варнек запечатлел одного из своих соучеников. 

Однако когда я впервые познакомился с изданным  в 2016 году «Сборником годовых отчетов  ИАХ»[3] , то сразу обратил внимание на фразу в годовом отчете ИАХ за 1802 год, согласно которой «Большую золотую медаль ученик Александр Варник получил за картину, написанную им с натуры и представляющей Живописца».

Сразу же стало понятно, что слово «Живописец », написанное с большой буквы, имеет принципиальное значение, и выпускнику Академии надо было запечатлеть на портрете не своего неизвестного соученика, а видного и  авторитетного живописца  того времени.

Согласно одной из моих версий, им мог быть видный французский художник Дуайен (1726-1806), приглашенный в Академию ее президентом, графом А.С. Строгановым [3].

Замечу, что в Википедии, в сравнительно недавно опубликованной  биографии А.Г. Варнека, Дуайен был впервые назван одним из его руководителей  в Академии художеств, одновременно с С.С. Щукиным.  Сам же Дуайен был видным историческим живописцем и руководителем  О.А. Кипренского, в классе которого последний обучался [3].

При этом предложенная версия дает намного более реальные  перспективы  обнаружить данный портрет, возможно, в запасниках музеев, нежели версия, согласно которой  на портрете 1802 года Варнек изобразил своего неизвестного никому соученика. 

Что касается Александра Варнека, то он, готовясь более года к поездке в Италию, писал портреты  как своих друзей, так и на заказ, и успел поучаствовать в первой половине 1804 года еще в одной выставке живописных картин, состоявшейся в ИАХ [7].

При этом автор указанной публикации, Ю.Ю. Гудыменко, подготовивший недавно прекрасный каталог Государственного Эрмитажа и организовавший в 2022 году небольшую выставку работ Александра Варнека из собрания ГЭ (см. подготовленный им ролик в интернете), сообщил в своей названной выше публикации, что названия портретов Варнека, представленных им на выставку 1804 года, являются неизвестными. 

Предполагаю, что ими могут быть портреты 1801 -1804 гг., указанные в списке работ художника [6], в том числе, портрет графа Северина  Осиповича Потоцкого, выполненный  в1802 году, а так же малоизвестные портреты  адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна  и командора Н.П. Резанова [8-10].

20 июня 1804 года Александр Варнек уехал в Италию и вернулся в Россию лишь 5 октября 1809 года [6]. Информации об его жизни после возвращения в Петербург, начиная с этой даты до сентября 1810 года никакой нет, и впервые она появилась в описании торжественного публичного собрания  Императорской академии художеств и в годовом отчете ИАХ от 01.09.1810 г. [11]. 

В начале описания говорится: «Императорская Академия художеств в силу своего Устава имела в сей день торжественное свое собрание». По прибытии господина министра просвещения и гг. почетных любителей, почетных членов и некоторых иностранных посетителей, все собрание препровождено было в  галереи, где выставлены были работы воспитанников по заданным программам следующего содержания:  <названы три работы>. 

Сверх того выставлены были работы членов Академии: <перечислены  несколько десятков живописных образов для церкви Казанской Богоматери, писанные  г. советником Боровиковским, г. профессором Угрюмовым,  советником Щукиным и рядом других ведущих художников и педагогов Академии>».

Далее, даны названия портретов, писанных и представленных советником С.С. Щукиным, академиком Р.М. Волковым, академиком Галактионовым и другими. В конце списка назван академик А.Г. Варник, представивший для выставки семь портретов, включая автопортрет, выполненный в Италии, и шесть других портретов, выполненных им  после возвращения в Петербург.  Одним из них является портрет известного исследователя, графа Ивана Осиповича Потоцого (1761 - 1815), за который, как следует из дальнейшего описания,  художник и получил в этот же день (01.09.1810) звание академика [3]. 

Обсуждаемая  выставка в Академии художеств  1810 г. стала для Александра Варнека третьей по счету, на которой представлялись его работы, после чего  статус художника, получившего звание академика, существенно возрос  и позволил получать ему в дальнейшем звания профессоров 1-й и 2-й степени, а также заслуженного профессора ИАХ.

В последующие годы после получения звания академика художник принимал участие еще в трех  академических выставках (в 1814, 1820 и 1824 гг.), о которых  подробно рассказано в монографии В.С. Турчина [6]. На первой из них был представлен  большой парадный портрет президента Академии художеств А.С.  Строганова (1733 - 1811), находящийся  ныне в собрании Государственного Русского музея и поступивший в музей из Строгановского дворца-музея (Ленинград) еще в 1930 году [11].

За этот период времени он неоднократно воспроизводился в книгах и альбомах, газетных и журнальных публикациях, экспонировался на выставках (в том числе зарубежных), и даже показывался и обсуждался в телевизионной передаче.

Вторая из названных выставок (1820 г.) была примечательна тем, что она вызвала внимание разных слоев общества, и один из критиков отметил новую публику в залах Академии – «матросов, извозчиков, лакеев и даже женщин в лохмотьях» . При этом почти все ведущие критики высказали свое мнение о произведениях А.Г. Варнека, а критик из журнала «Сын отечества» в статье «Изящные искусства. Академия художеств» написал, что президента Академии А.Н. Оленина на портрете можно узнать, закрывая портрет, даже по рукам [6].

О последней из названных выставок конференц-секретарь и профессор ИАХ  Василий Иванович  Григорович написал в «Журнале изящных искусств: «В пятом зале главнейшие произведения были г. советника Академии художеств Варника: шесть портретов и голова натурщика для этюдов. Глубокое знание рисунка, точность в исполнении света и тени, удивительная, неподражаемая степенность в тонах, поразительное сходство и жизнь в лицах,  - естественность в положениях и движениях: вот отличительные достоинства произведений сего художника.

Колорит его не блестящ; глаз не удовлетворяется им с первого взгляда: требуется в красках более свежести, более приятности, более лести- если можно так выразиться, но, всматриваясь внимательнее, видишь душу, видишь характер лиц изображенных – и невольно забываешь о том немногом, которого, по общему мнению, недостает до полного совершенства г. Варника …» [6].

Спустя пять лет работы Александра Варнека в Академии художеств, его положение в ней «возросло», благодаря тому, что в 1815 году он вступил в брак с Марией Ивановной Чеговец (1796 – 1858), и у них родился первенец Александр. А еще ему была выделена казенная квартира, находившаяся  в одном из трех розовых домом, принадлежащих Академии (позади ее правого крыла) и находившихся во дворе позади основного здания.

Выходили эти дома тогда на  3-ю линию, но в более поздние годы были снесены (см. прилагаемое фото).  В одном из них, поближе к главному зданию, несколько лет проживал вместе со своей семьей ставший впоследствии знаменитым художник и скульптор  Федор Петрович Толстой (1783 – 1873), избранный в 1828 году вице-президентом  ИАХ, переехавший  впоследствии в 1830 году в главный корпус Академии в квартиру из 16-ти комнат, находившуюся на первом этаже здания.

Занимаемый им  розовый дом, в котором его довольно большая семья (с учетом всех домочадцев)  проживала до переезда,  был запечатлен главой семьи на знаменитой картине, находящейся ныне в собрании Государственного Русского музея [12].  Возможно, что примерно такую же планировку имел и дом меньших размеров, занимаемый семьей А.Г. Варнека.

В третьем розовом доме, наконец,  проживал академик архитекторы, профессор  Гомзин Иван Григорьевич (1784 – 1831), получивший Большую золотую медаль за исполнение конкурсной программы «Проект судебных мест для столичного города» и служивший архитектором в Адмиралтействе. Он был известен в Санкт-Петербурге как  опытный зодчий, на счету которого было несколько значительных казенных и частных построек. (см. Википедию).  Был похоронен на Смоленском православном кладбище в возрасте 47 лет.

Примерно в 1840-ом году все большое семейство профессора А.Г. Варнека переехало на 3-ю линию в каменный одноэтажный особняк (дом №22). Здесь семья художника проживала до начала 1860-х [13].

В середине 1830-х гг. при Академии художеств (в правом ее крыле) стали возводить церковь, купол которой виден на прилагаемой к миниатюре фотографии. Варнек А.Г. в это время (в 1834 году)  по приказанию начальства был занят приемкой Этрусских ваз и других предметов,  пожалованных Академии, и составлял им описи. В этом же году он написал в своей объяснительной записке «начальству»:
«По исполнению сего в свободное время от службы принялся за окончание упомянутых выше шести образов для Академии, а именно: благовещения 4-х евангелистов, которые, надеюсь, в течение сего 1835-го или в начале будущего года привести к окончанию и, с соизволения начальства, принести в дар сооружаемому при Академии художеств храму Божию».

Работу эту он выполнил своевременно,  и  образа эти в течение длительного времени находились в церкви ИАХ (до 1932 года), после чего были переданы в Русский музей, в собрании которого находятся и сейчас. При этом в Музее они представлены как Иконы  из Царских врат иконостаса церкви Святой Екатерины при Академии художеств [11]. Перечислю здесь их названия:  Богоматерь, Архангел Гавриил  и Евангелисты  Иоанн, Лука, Матфей и Марк.

\Здесь замечу, что в появившемся  в интернете  сравнительно недавно «Сборнике  метрических записей архивов Петербурга» я увидел  уже совсем недавно 30 документов семейства Варнеков, двадцать из которых хранятся в архиве ИАХ.  С ними я и познакомлю читателей «прозы.ру» в очередной миниатюре.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Владимир Варнек. Об одном захоронении в Александро - Невской лавре - Проза.ру-миниатюры. 03.08.2023.
2. Владимир Варнек. Дядя Пава в гостях у родственников – Проза.ру - миниатюры.  07.08.2023.
3.  Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
4. Ольга Алленова. Альбом «Орест Кипренский». Белый город.2000.
5. Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин. 1762-1828. М., Искусство. 1979.
6. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782-1843. М.: Искусство,1985.
7.  Гудыменко Юрий Юрьевич. Портрет на академической выставке 1804 года: участники и их произведения. Манускрипт, том 14. Вып. 2. 2021.
8.  6. Варнек В.А.  Два портрета Крузенштерна. Крузенштернские чтения. Сборник материалов научной конференции 22-23 октября 2014 года.СПб. 2015. С. 373 – 378.
9. Владимир Варнек. Ранние портреты адмирала Крузенштерна – Проза.ру  - части 1,2,3 - миниатюры, 13.05.2021; 15.05.2021; 17.05.2021.
10. Владимир Варнек. Версия авторства портрета командора Н.П. Резанова – Проза.ру - миниатюры, 21.05.2021.
11. Государственный Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (А-И). Альманах. Вып. XIX. СПб: Palace Editions, 2002, С. 113.
12. Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (К – Я)/ Альманах. Вып. 193. СПб: Palace Editions, 2007.  С. 155.
13. Никитенко Г.Ю. ,Соболь В.Д. Василеостровский район. Энциклопедия улиц Санкт-Петербурга. Издательство «Белое и черное». 1999 г., С. 175.      

18.08.2023.  ВВА.